Китайская тетрадь. Часть 46

«Когда лучник промахивается, он должен искать причину в себе».
             (Конфуций)

Назаров добрался до Китая, пора и нам возвращаться туда. На очереди книга И.Я. Коростовца «Китайцы и их цивилизация». Социолог Пешель, пишет:
«Автор, трактуя о развитии китайской цивилизации, приходит к заключению, что застой последней объясняется складом китайского ума и неспособностью его вникать в смысл и внутреннюю причину явлений. Они, в отличии от нас (европейцев) практически никогда не были сильно зависимы от внешнего влияния. Они не интересуются, в отличии от нас, причинностью явлений, они об этом не задумывались и не давали за теории на этот счет даже миску риса.
Они Срединная империя, все кругом ее вассалы, с ними нельзя воевать, а можно только их усмирять.

Китаец домосед и путешествий не любит. Заграничная командировка — для него ссылка. И потом, нельзя забывать о предках, ведь надо охранять их могилы. Между китайцами и европейцами издавна существует пренебрежение, взаимная неприязнь и недоверие. Для китайцев европеец существо странное и неразумное. Если он и человек, то пожалуй низшей расы.
В Европе почетной стороной считается правая, в Китае — наоборот.  К холодной воде китайцы  не имеют расположения. Они не пьют холодную, тем более сырую воду, пьют горячий чай».
Вот несколько высказываний китайцев о европейцах:
«Французы любят драгоценности, красиво одеваться и так веселятся, что иногда забывают возвращаться домой».
«Англичане отличаются расточительностью,тратят взбалмошно. Обилие детей считают горем и долго не создают семью».

«Немцы пристрастны к церемонности  и относятся с большим почтением к знатности. При приветствии все время приподнимают шляпу, военные кланяются, любят звания и ордена и всячески ими красуются. Немцы называют мужчин "майн херр».
По автору, китайцы берегут всякую печатаную бумагу, относятся к ней уважительно, иностранцы бросают или рвут ее (газеты, журналы, объявления, афишы).
Движение китайца плавны, важны и методичны он действует и говорит неторопливо, с расстановкой и повторением и этим показывает свою воспитанность и моральную зрелость. Иностранцы же резки и суетливы, они часто нервны и бестактны.
Китайские женщины уверены, что при встрече с иностранцем, он их обязательно околдуют и они быстро скрываются. Надо так же отметить, что китаец гораздо черствее и равнодушнее  относится к людским несчастьям и страданиям, ибо окружающая его среда притупила его чувствительность.
 
Вспомнился эпизод из книги Витте о событиях на Ходынском поле во время коронации Николая II в Москве. О нем стало известно и присутствующему на торжествах Ли Хунчжану. Тогда он обратился с вопросом к Витте:
- Скажите, пожалуйста, неужели об этом несчастье будет подробно доложено государю? На ответ. Что это будет сделано, несомненно. Ли Хунчжан помахал головой и сказал:
- Ну, у вас государственные деятели неопытные. Когда я был губернатором столичной губернии Чжили, то случилась чума, и умерло десятки тысяч людей, а я всегда писал богдыхану, что у нас все благополучно, и, меня спрашивали, нет ли у вас каких болезней, я отвечал: никаких болезней нет, что все население находится в нормальном порядке.
Благотворительность в Китае в форме милостыни неудобна, а подчас даже рискована. По их понятия, временная помощь, влечет за собой постоянную...Как они говорят: «Дверь помощи с трудом открывается, но и с трудом захлопывается».
В Китае нет и никогда не было правительственной почтовой организации. Частные письма доставляются за довольно высокую плату лавками, имеющими агентов в разных городах, или же пересылаются с оказиями. Казенные пакеты перевозятся правительственными курьерами.

Что странно, в разливах реки Хуанхэ правительство видело полезную сторону. Обезлюдевшие округа вновь заполняются людьми и они начинают трудиться как муравьи. Это отвлекало население от волнений и агитации, закаляла его. Снова вспомнил выражение философа: «Чем хуже, тем лучше».
Как бы не был беден китаец, он для продления рода вступает в брак, не думая о том, если у него для этого средства или нет. Китайцы жизнеспособны ибо в высшей степени неприхотливы и выносливы. Они терпеливо переносят настоящее, не думая о будущем.
Другое выдающееся свойство китайцев — миролюбие. Китаец, даже раздраженный, всегда расположен к велениям здравого смысла и охотно прибегает к аргументации а не к силе. Врожденная склонность к порядку и к спокойствию удерживает китайца от ссор, а возникшая редко переходит в драку. Поэтому у них и не было такого явления как дуэль. Идея поединка противоречит нравственным понятиям китайца. Молодые люди предпочитают своеобразный спорт — бой сверчков, играют в перышко (в волан, которому не дают упасть на землю, ударяя по нему ногами и руками), или забавляются пусканием летучего змея.

Военный дух китайцу не присущен. «Любящие войну, - сказал Мэнцзы, - «заслуживают величайшего наказания, Человек, утверждающий, что он хочет собрать войско и что он искусен в сражении  - величайший преступник.».
Они предпочитают гибкость и способность к пассивному сопротивлению. Никакая логика, никакие доказательства не могут победить его упорства.
Японцев они называют «дао и» - (островные варвары). В этом нет ничего удивительного. Ведь китайского императора Шунь  (2225 лет до н.э.) они называли «Дун и» то есть «Восточный варвар», а «Вень вана» (1100 лет до н.э.) называют «Си и» - «Западный варвар».
На самом деле первыми «западными варварами» для Китя стали католические монахи Карпини и Бинидикт (в 13 веке прибыли к хану Батыю в Каракорум) и Марко Поло, посетивший эту страну в 14 веке. Несколько позже венецианского купца в Поднебесную проник  мавр Абу-Абдулла Мехмед.

Первое английское судно пришло в Макао в 1635 году. Ость-Индийская кампания осела сначала на Формозе, затем в Амое и в Кантоне. Торговля закончилась ввозом опиума и конфликтом с участием генерал-губернатора Линь Цзысюя. Китай стал открыто готовиться к войне. Линя же разжаловали и отправили в ссылку. За что? Он сжег 20 тысяч ящиков с опиумом на сумму 9 миллионов долларов. В результате в 1842 году уступили Гонконг, открыли пять портов и стали платить англичанам военную контрибуцию.
Тайпинское восстание это название иностранцев. Китайцы-же называли  тайпинов «длинноволосые бунтовщики». Сами -же бунтовщики называли себя «пин-чао», что значит «династия  мира». Тайпин — буквально означает «Большой мир». Вождь тайпинов Хун Сюцюань называл себя «тянь дэ» - небесным добродетелем. А возрос он на книгах протестантских миссионеров. Он начал убеждать своих сторонников в превосходстве христианства, в отказе от конфуцианства, в крещении и строительстве нового государства Тянь Го. На них оказывали влияния американские миссионеры Робертсона в Кантоне.

Опиум и вино в Тянь Го было запрещено, вводилась жесткая дисциплина. Отряд повстанцев дошел до Тяньцзиня и готовился брать Пекин, но не отважился. Начало разногласий положил восточный король Янь, объявивший себя святым духом и потребовавший первенства. Последний был схвачен и казнен. Начались распри, дезорганизация и дезертирство В борьбе с инсургентами  и защите Шанхая отличился отряд иностранцев во главе с американцев Уардом, в последствие отрядом командовали американец Бургвин и англичанин полковник Гордон. Существовал и франко-китайский отряд под руководство Ле-Бретона и Жакеля.
Император даровал Гордону титул «ти-ду» (генерал) и желтую куртку (хуань ма гуа) -высший знак отличия у китайцев. От Тайпинского восстания в 1851-1865 гг. погибло не меньше двадцати миллионов человек.
От поражения восстания выиграли торговцы англичане. В книге приводится текст разговора Богдыхана с мандарином Пи Гуем.

Богд. «Из всего ясно, что эти варвары смотрят на торговлю как на главное занятие и что в стремлении своем к приобретениям не руководствуются никакой высшей целью.
Пи Гуй «В сущности они принадлежат к породе животных (собак и лошадей) и потому не могут иметь высшей цели. Но эти собаки скупали кули (рабов), вывозили их сначала в Макао, а потом в Перу, на Кубу, в Калифорнию.
Первым русским посланником в Пекине был А.Е. Влангали. Похоже он стал свидетелем Тонкинского инцидента. Тонкин издавно находился в вассальной зависимости от Китая. В1872 году первая экспедиция французов достигла Ханоя. В 1874 году Тонкин был открыт для иностранной торговли, а Аннам объявлен независимым, но под французским протекторатом. В 1882 году после нескольких стычек французы взяли Ханой. Действия китайской армии против французов были неудачны. С участием Ли Хунчжана начались переговоры о мире, которые закончились Тяньцзиньскими договоренностями.

По договору 1885 года Китай лишился Тонкина и суверенитета над Аннамом. Поражение китайцев стало побудительным моментом к началу больших военных реформ с участием Ли Хунчжана. За границей, преимущественно в Германии, было приобретено до двух десятков судов — броненосцев и крейсеров. Для обучения был приглашен капитан английской службы Ланг.  Пехотный корпус недалеко от столицы обучал германец Ханнекен. Началось возведение железных дорог и телеграфов. В 1886 году Китай добровольно отказался от прав на северную Бирму.
По свидетельству китайских историков в 9-м веке до.н.э. была произведена перепись, население Срединной империи на то время она составляла 22 млн. человек. При Ханьской империи численность населения возросла до 63 миллионов. Так, подушная подать была введена императором Цинь Шихуанди. Отменена при Канси и заменена на земельный налог. По переписи 1812 года население возросло до 226 млн душ.

При всех бедствиях, болезнях, ужасных природных условиях, отсутствие медицины и болезнях, народ страны рос как на дрожжах. Плодовитости китайцев способствуют религиозные и социальные  факторы — ранние браки и обручение в детском возрасте, стремление иметь больше потомков, особенно мужского пола, чтобы обеспечить заботу о предках, отсутствие разводов и расторжения браков.
Во главе империи стоит Богыхан, истолкователь повелений неба и посредник  между небом и людьми, источник власти, закона, правосудия и милости, верховный первосвященник, в действиях своих ответственный только перед небом, вручившим ему отцовскую власть над подданными. По Конфуцию, государь должен преследовать цель без жадности и внушать уважение, не прибегая к жестокости. Монарх встает ранее всех, в три часа и все утро принимает чиновников и читает доклады.
Распорядительницей дворцового гарема является царица-мать. По учению Конфуция — иметь потомство есть главное назначение человека. Император, по правилам, кроме одной жены имел трех наложниц 1-го разряда, девять — второго,двадцать семь — третьего и восемьдесят одну — четвертого. Брак у китайцев не связан религиозными правилами и является чисто гражданским. Цы Си была наложницей императора, стала матерью императора Тунджи и регентшей при Гуаньсюе  (племяннике Тунджи). Отец его князь Чунь умер в 1891 году. Государством правил  Великий секретариат (нэй гэ).

Сановники, входящие в состав него, назывались гэлао (старшие). Секретариат, как и Госсовет (Цзюнь цзи чу), являлся посредником между монархом и органами управления. Старейшая официальная газета в мире — столичный вестник «Циньбао» доводила до населения все указы и распоряжения. Она выходила в печатном виде и рассылалась в провинции, были и рукописные варианты. Последние выходили раньше и стоили дороже. Выходили и неофициальные газеты.
Народ, если не считать сельских старшин, им выбираемых, не принимает участия в управлении страной.  В китайском календаре мало праздничных дней и совсем нет воскресных. Чествовались три события: Новый год(ямыни закрывались на две недели),5-е число пятого месяца — праздник в честь дракона, 5 число восьмого месяца, когда чествуется луна.
Музыка еще Конфуцием была отнесена к непременным условием хорошего управления и с тех пор входит в программу высшего китайского образования. Этим ведает приказ церемоний (ли бу).

Финансовый приказ (ху бу) — это налоги, подати, акцизы, пошлины и прочие статьи государственного бюджета. Данный приказ ведет списки населения, заведует монетными делами и хлебными магазинами и следит за благосостоянием населения.
Приказ гражданских чинов (ли бу) ведает производством и передвижением чинов, наградами.
Военный приказ (бинь бу). Здесь следует отметить, что губернаторы на местах имеют большие полномочия  в вопросах обороны.
Приказ уголовных дел (синь бу) наблюдает за отправлением правосудия в государстве (кодификация законом, тюрьмы, штрафы, выкупы. В ведение приказа находится палата апелляции (дунь чин сы) и палата пересмотра (да ли сы).
Гунь бу — приказ работ. На него возложены все общественные работы (проведение каналов, дорог, урегулирование течений рек, ремонт кумирень, дворцов, мостов, городских стен и т. д.).

Учреждение Цзунь ли я мынь — Министерство иностранных дел. Текущая работа ведется четырьмя цзунь банями (секретариатами). Многие внешние вопросы решаются губернаторами..
Важнейшим ученым учреждением является академия Ханьлинь. Академики поочередно дежурят во дворце, читают речи, сочинения Богдыхана. Из числа академиков берутся кандидаты на крупные государственные посты. Студенты академии разделены на шесть классов и ежегодно подвергаются испытаниям.
Морская таможня (Хай гуань). Доходы ее составляли почти одну треть всех государственных. На то время были открыты 23 порта для иностранной торговли. Всех служащих таможни насчитывалось около 4 тысяч. Из них 800 иностранцы. Русских только четверо.

Провинции империи (шэн) делились на области (фу) и уезды (тин). Имелись и независимые округа (чжи лян чжоу). Маньчжурия имела военное управление, северо-запад (Синьцзян) обладал определенной автономией.
Командованием провинциальными войсками находилось во власти ( ти ду) — командиров дивизий, которым подчинялись роты и полки. Ниже ти ду стояли бригадные командиры (цзунь бинь) и инь гуань (полковые).
Чиновники разных градаций (китайцы очень любят метафоры) называются фу му гуань (заменяющие отца и мать). Маньчжуры были разделены на восемь частей или знамен, во главе каждого знамени стоял  ду тун, в состав каждого ду туна входило пять полков. Провинциями в Маньчжурии управляли военные генерал-губернаторы (цзянь цзюни) и его помощники фу дутуны. В Синьцзяне (Новой линии) первым губернатором в 1884 году был назначен Лю Цзинтан. В состав ее были включены Кульджа и Тарбагатай. Гражданские чиновники там назывались тусалакчи и цзахиракчи, большие начальники — дарги.

Государственный чиновник не только администратор, но и первый первосвященник государственной религии по месту своей службы. Он обязан совершать поклонения в правительственных кумирнях.
Каждому классу чиновников присуща своя форма одежды. Гражданские чиновники 1-го класса имели рубиновые шарики на шапке, а вышивка на куртке изображала журавля. У военных того-же класса на груди красовался единорог. Дальше по классам шли коралловые шарики и фазан ( у военных лев), за ними сапфировые, синие, хрустальный, белый матовый, золоченый и серебряный шарики. Пальто (халат) длинное и мешковатое. Кресты, звезды и ленты совершенно не известны в Китае. У китайцев отличием служит павлинное перо, которое носится на шляпе. Перо имеет три степени: одноглазое перо, двуглазое и трехглазовое. Воронье пере жалуется чиновникам ниже шестого класса. Наивысшей наградой является желтая курма (хуан ма гуа). Она дается за исключительные услуги высшим чиновникам. Вручались и большие серебряные бляхи.

Как в давние времена на Руси многие чиновники не имели заработных плат и жили кормлением, за счет оплаты услуг, что санкционировалось властями. При этом требовалась умеренность в поборах.
Чиновник не имел права жениться на невесте в своем служебном районе и не мог там владеть землею. Китайского бюрократа стимулировали по службе два фактора: страх доноса  товарища, желающего выслужиться и зависть к успехам отличников фортуны. В среде чиновников постоянно присутствовало чувство взаимного недоверия и подозрительность.
Чрезвычайные посланцы или комиссары назывались в Китае «цинь чай», то есть командированный по высочайшему повелению. Они назначались богдыханом в чрезвычайных случаях. Телесное наказание, разжалование и ссылка не имели порочащего значения и не влекли за собой никаких невыгодных последствий для карьеры потерпевшего. Это рассматривалось как нравственный урок или предостережение. Послужной список с такими карательными пометками показывал лишь бюрократическую опытность чиновника.

Для китайского законодательства приемлемо высказывание Монтескье, через которое, подобно паутине, прорываются большие мухи и застревают малые. Признавалось целесообразным самообвинение, но за ним, предусматривающим отчет о мелких проступках, как правило скрывались преступления. Мен цзы признавал за народом право бунтовать против несправедливых правителей. Дух оппозиции поддерживают тайные общества. Они же оказывали взаимопомощь.
Власти постоянное оказывали на народ духовное внушение и издавали «священные указы» - шэнь ю, в которых предлагалось:
«Почитайте сыновья и братские обязанности, дабы исполнять назначение жизни.»
«Уважайте бережливость, препятствующую безрассудной трате денег»
«Презирайте чужие религии ради возвеличения господствующего верования»
«Просвещайте юношество, чтобы удержать его от дурного»
«Соединяйтесь вместе, чтобы искоренить разбойничество и воровство».
«Устраняйте ссоры, чтобы показать, что вы понимаете цену жизни».
Про Ли Хунчжана рассказывается на странице 106. Автор написал о нем накануне визита китайского премьера в Петербург и подписания известных договоров, в том числе о КВЖД.. Не исключено, что император и министр Витте руководствовались этими записками.

Миссионеров в Китае рассматривали прежде всего как ученых. На время написания книги китайцев-протестантов насчитывалось сто тысяч. Их ранее преследовали, но в 8-й статье Тяньцзинского договора особо отмечалось, что «христиане-миссионеры являются людьми доброй воли, не ищущих себе выгод и китайское правительство дозволяет им распространять христианство между своими подданными...».
Несторианцы проникли в Китай еще в 6-м веке. Известно, что шелковые коконы в Константинополь в 551 году привезли христианские монахи. В 1307 году Монтекорвано был назначен архиепископом китайской церкви и в помощь ему из Рима было направлено семь епископов. В то время число обращенных равнялось 30 тысячам. Позже пропагандой христианства в Китае занимались три монашеских ордена — иезуитов, доминиканцев и Францисканцев. Между ними существовало соперничество. Господь Бог по-китайски назывался «Тянь чжу» - «Господин неба». Затруднение в миссионерстве вызывали трудности китайского языка и привычка населения к своим обычаям. Потому китайцам предоставлялись многие льготы. Например, разрешались разводы, не принуждали к посту. В число христиан чаще всего попадали бродяги и бездельники , те кто искал защиты от властей по тем или иным причинам.

Настоящими врагами миссионеров были ученые и тайные общества. Самым могущественным считалось общество братьев «Гэлаохуэй», ядром его послужили тайпины в Хунани. Хунаньская провинция, закрытая для иностранцев, издавна славилась как очаг  антиевропейского движения. Там жил известный враг желтоволосых мандарин Чухань, позднее Мао Цзэдун и многие его соратники.
Прототипом действующего законодательства служит кодекс составленный при Танской династии. Некоторые статьи кодекса довольно курьезны. Например, лица, смотрящие во дворец с возвышенной местности, подвергаются ссылке; за вложение в нос или в ухо человеку постороннего тела полагается смертная казнь; за рождение детей во время траура по родителям — назначается один год ссылки; убийство лошади или коровы родственника также наказывается годом ссылки; однофамильцы, вступающие в брак, подлежат трем годам ссылки; за хождение ночью по улице без особой нужды — полагается 50 ударов бамбука. Есть и полезные, которые можно взять на вооружение, например, доктора за неправильное прописание лекарств — подлежат изгнанию на 25000 ли.

Основной принцип законодательства — неограниченная родительская власть (Patria protesta).. Вообще власть старших, с одной стороны, и почтительное подчинение — с другой. Таковы начала на которых зиждется социальный строй империи.
За брань или оскорбление родителей детьми, или свекра или свекрови женою — назначается удавление. Законы в Поднебесной разделены на основные «лю» и дополнительные «лай». Первые постоянные, вторые пересматривались каждые пять лет.
Сентиментализма в китайских законах, особенно в части поддержания стабильности в государстве, нет. Скорее, присутствует излишняя суровость. Законы надо соблюдать, даже несправедливые — так считают китайцы. В Китае суд медленный и жестокий Самые мелкие судебные органы — сельские старшины, которые пользуются так называемым обычным правом. Бывало они устраивали самосуды, что властями тоже предусматривалось, как возможное действие.

В случае сильной засухи или дождей, законы смягчаются. Было и такое правило — сын вдовы, сохранивший целомудрие в течение 20 лет, вообще освобождался от наказаний. Откупаться от наказаний имели право старолетние и малолетние, увечные, больные и женщины. Таксы устанавливались по рангам и классам. Так, военные и студенты могли откупаться 50-ю палочными ударами, либо зерном на указанную сумму.
В кодексе два вида казни — обезглавливание и удавление. Последнее имело преимущество так как исключало уродства трупа и можно было смело вступать в загробную жизнь. Смертельная казнь предусматривалась по 644 преступлениям. В 1891-1892 гг. было казнено много членов общества «Гэлао хуэй». Тюремное заключение в Китае имело отличную от России цель. Там садили не с целью исправления, а для ограждения от преступного мира.

Поговорим о филологии и иероглифах. Иероглифы разделены как бы на шесть классов — писаний (лю шу). К первому классу относятся иероглифы подражательные, то изображающие предметы. Таких иероглифов насчитывается 688. Со временем они менялись и практически утратили сходство с предметами.
Ко второму классу относятся иероглифы, называемые «чи сы», т. е. символы. Так например солнце над горизонтом изображает рассвет.
Третий класс насчитывает 740 иероглифов, называемых «хуэй и». Они состоят из двух, трех сложных знаков и изображают сложные мысли.Так, соединенные рот и собака — означает лаять, женщина и метла — хозяйка.
В четвертый класс, называемый «чуань чу» (вывороченных значений) входи 372 иероглифа. Они говорят об изменениях. Так рука указывающая в правую сторону — означает на право.

В пятом классе «цянь шинь», то есть соединяющиеся звук, имеется 21800 иероглифов, большая часть языка.
К шестому классу относятся метафорические «ця циэ». Общее число иероглифов на то время равнялось 24235, что гораздо меньше помещенных в словарь Канси (44449).
Самая трудная работа с собственными именами и техническими терминами. Иероглифы состоят из ключевых знаков. Их всего 214. Иероглифы отличаются не только по виду, но и по стили написания. Китайцы различают шесть стилей. Древнейший — «чунь шу», назван по имени изобретателя. Он употребляется для печатания почетных свитков и штемпелей.. Официальный стиль — «ли шу». «Цяй шу» - образцовый, «синь шу» - упрощенный, когда надо писать быстро. Шестой стиль называется «сунь шу» -  он в Сунский период использовался для писания на деревянных досках. Наиболее употребляемые стили — третий и четвертый.

Самым главным и изящным наречием является мандаринское (гуань хуа). От него больше всего отличаются выговоры в Фузцяни и Гуандуне, ближе всего — в Хэнани, Аньхое и Шаньдуне.
Вместо слова «не соглашаться», китаец говорит: «я восток, ты запад»; вместо разговаривать: «я спрашивать, ты отвечать». Самым крупным недостатком строения языка является неопределенность во времени. Китайцы утверждают, что их язык первый в мире. Европейцы добавляют — по трудности. Раз за него взявши, его надо изучать непрерывно. Главное, что требуется: усидчивость и память, память, память. Школы обучения делились на деревенские шэ сюэ, уездные — сянь сюэ и областные — шу юань. Плата обучения не высока.

Китайцы изобрели книгопечатание. Честь изобретения подвижного текста (шрифта) принадлежит некому Пи Шину, жившему в 10 веке н.э. Шрифт делали из фарфора. Иероглифы ставились в железные рамки и скреплялись воском или смолою. Во время Канси было отлито 250 тыс. подвижных медных иероглифов. Китайские книги не переплетались, а сшивались в отдельные тетрадки. Несколько тетрадок, образующих книгу (главу) вкладывались в картонный коленкор с застежками. Цензуры в Китае нет, запрещается писать об императорской фамилии и династии. Законов, ограждающих права авторов и издателей, также не существует.
Права принять участия в государственных экзаменах лишались те, чьи родители занимались предосудительной профессией: слуги, актеры, тюремщики, палачи, цирюльники и т. п. Процедура экзаменов напоминала нынешние ЕГ: проверяющих обыскивали, помещали в изолированное помещение. Экзамены длились не менее трех суток, студенты приходили со своей пищей, брали котелок для варки чая, уголь, свечи и трубку с табаком, для сна тюфик и одеяло. Комнаты, куда они помещались, напоминали камеры. В коридорах сидели надзиратели. Все три дня экзаменующий пишет сочинение на заданную тему. Так повторяется три раза. В перерывах отпускают отдыхать на ночь домой. Если хоть один раз студент не справляется с заданием или портит казенную бумагу с печатью, его вычеркивают из списка.

Бывали случаи и подтасовки, подкупа, обмана, подставы другого человека вместо проверяющего. Со временем экзамены утратили свое первоначальное значение.
Все цзиньши делились на три разряда и назначались на казенные должности. В се они поступали в «лес перьев» (Ханьлинь юань), так титуловалось высшее научное общество. Военные ученые имели приставку «у» - у сюцай, у цзюньжень и у цзиньши. У военных особое внимание уделялось физической (акробатической ) подготовке, пешим и конным походам, стрельбе. Военный в Китае чаще «невежа».
Обычно китайцы изучали древние книги. Много времени уделяли церемониям. Во всех случаях жизни китаец старался руководствоваться этикетом. В «Ли цзы» сказано, что «церемониям и музыкой нельзя пренебрегать ни одной минуты». Соблюдались правила поведения. В присутствии старших, младшим  не прилично кашлять, зевать, сморкаться, икать, плевать и т. д. Говоря со старшим, юноша должен выражать почтение, не должен начинать разговор раньше, а только отвечать, прикрывая рот рукой. Если старший протягивает руку, ее следовало принять обеими. Муж и жена не показывались на улице вместе, если такое случилось, то она должна следовать сзади. При посторонних, они не должны обедать вместе. Жена не имела права вешать свои платья в шкафу мужа.

Финансовая система отличалась крайней децентрализацией. Каждая провинция, область имела свой бюджет. Министерство финансов в Пекине называлось ху бу.. Доходы страны составляли следующие статьи: поземельный налог, соляные торги, транспортные и заставные лицензии, пошлины от сделок, сбор ломбардов и судных касс, таможенные пошлины, доходы от продажи ученых степеней, титулов и пожертвований, дань вассальных народов.
Китайская раса в высокой степени одарена к торговле. Китаец купец по природе. Он пропитан духом оборотливости и наживы. Дельцы честны. Мелкие торговцы придерживаются принципа «не надуешь — не проживешь». Китайские купцы ради выгоды идут на сделку с преступными сообществами и за вознаграждения застраховывают свое дело. В конце ноября 1895 года вышел указ о возведении ж. д. линии Пекин-Тяньцзинь. Длина дороги составляет 115 верст. В целом транспорт в Китае остается таким же как и при Конфуции, за 500 лет до Р.Х.
Немцы начали составлять большую конкуренцию англичанам. Особенно выделяется фирма Крупп. Значительно увеличился ввоз в империю керосина, сахара и рыбы, угля (из Японии) и шерстяных изделий. Львиная доля внешней торговли Китая приходится на Англию. Из России идет Батумский керосин.

Телеграфные линии на границе имелись в двух пунктах: Айгунь (Хэлампо) — Благовещенск и Хунчунь — Новокиевск. Чай в значительной мере шел в Кяхту через Калган из Тяньцзиня. В Тяньцзинь он прибывал морем из Ханькоу. В 1894 году тремя русскими фирмами из Калгана было отправлено в Кяхту и в Ургу 343333 ящиков чая, за что было выручено 1 млн. 735 тыс рублей. И 3183 кулей сахару, за что получено 12, 485 рублей. Чаем занимались братья Поповы, Молчанов, Печатников, Токмаковы, Молотков. Чай шел также  морем на Лондон или в Одессу.  На двадцать английских фирм приходилось лишь две русские.
В последнее время стала получать развитие торговля с Инкоу, Чифу и по Сунгари вплоть до Гирина. С помощью купцов Тифонтая и Богданова из Маньчжурии вывозились пшеница, скот, шерсть, войлок. Первое судно из Хабаровска (1885 г.) называлось «Телеграф».
Летом 1893 год, говориться в отчете нашего консула в Урге, «пришел с границы Енисейской губернии прямо в Кобдо первый русский караван  Бякова и Боярского, снаряженный при участии Усинского пограничного начальника.
Русско-китайская торговля в Восточном Туркестана велась из Кашгара на Ош и Нарынское укрепление. Из Аксу и Турфана  - на Пржевальск (Каракол).


Рецензии
Богдо-хан и богдо-гэгэн - от слова "Бог"?

Татьяна Буторина   14.06.2018 12:09     Заявить о нарушении