Архиепископ Зиновий Дроздов

Архиепископ Зиновий (Дроздов) Тамбовский.

День памяти:
27.08/9.09 – день кончины (1942 г.)

Архиепископ Зиновий (Дроздов Николай Петрович) родился 14 июля 1875 года в селе Холмы Галичского уезда Костромской губернии в семье священника.
Позже сам говорил: "Семья была патриархальная, верующая и скромная. В ранние годы я помогал   отцу в сельской работе и привык к трудовой жизни".

В 1897 году окончил Костромскую Духовную семинарию.

В том же году был рукоположен во диакона и в иерея, поступил священником в одну из церквей Костромы.
Овдовел.

В 1899 году поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию.

В 1902-м умер его шестилетний сын.

В 1903 году, будучи на четвертом курсе Академии, пострижен в монашество.

В 1904 году окончил академию со степенью кандидата Богословия.

С 14 августа 1904 года – священник госпитального судна "Орел".
На госпитальное судно "Орел" был командирован Святейшим Синодом. Судно входило в состав эскадры вице-адмирала З.П. Рождественского. На этом судне он совершил поход из Балтийского моря в Тихий океан. Вел дневник, который впоследствии издал отдельной книгой. После того, как во время Цусимского боя судно было пленено японцами и отведено в Шанхай, некоторое время жил в одном из пансионатов в Шанхае, а затем вернулся в Россию.
Вспоминая матросов, писал: «Здесь не тяготятся Богослужением, часть даже принимает, так сказать, негласное участие в нем. А последние предпасхальные службы вообще вызвали всеобщее воодушевление: за молитвой матросы отдыхали душой и телом. Сколько было ропота, когда служба отменялась!»

С 23 сентября 1905 года иеромонах Зиновий – преподаватель в Вятской Духовной семинарии.

С 28 сентября 1906-го – смотритель Кутаисского Духовного училища.

С 14 июля 1907 года был правителем канцелярии Экзарха Грузии архиепископа Никона (Софийского). Служение русского православного священника в Грузии тогда было крайне сложным из-за острого конфликта с грузинским духовенством, требовавшим автокефалии.
Видимо, именно о нем писала газета «Колокол» в 1908 году: «Один из сослуживцев Экзарха … пережил грозные бури океанов на пути к Цусиме, крещен огненным крещением Цусимы, побывал в позорном плену. Казалось, ему нипочем кавказское горе-житье. На самом деле, ежеминутные тревоги пред грозным кавказским сфинксом не раз вызывали болезненные крики у героя Цусимы: «нет здесь счастья душе моей! что за жизнь под всегдашней опасностью, что здесь за люди, что за нравы! нет сил здесь жить и служить».

12 сентября 1907 года отец Зиновий был возведен в сан архимандрита.

В 1908 году, после убийства владыки Никона (Софийского), был переведен из «бурного» Тифлиса в «спокойный» Екатеринбург.

С 13 июля 1908 года он – смотритель в Екатеринбургском Духовном училище.

С 22 января 1909 года – ректор Кишиневской Духовной семинарии.
Правящим епископом Кишиневским был тогда епископ Серафим (Чичагов). Владыка Зиновий впоследствии вспоминал, что его связывали дружественные отношения с этим иерархом.

11 декабря 1911 года в Троицком соборе Александро-Невской Свято-Троицкой лавры в Санкт-Петербурге он был хиротонисан во епископа Измаильского, викария Кишиневской епархии.

С 17 января 1913 года – епископ Козловский, викарий Тамбовского архиепископа Кирилла (Смирнова).
С 5 июня 1913 года – временно управляющий Орловской епархией, оставаясь епископом Козловским.

С 15 августа 1917 года – член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 годов.

С 22 мая 1918 года – епископ Тамбовский и Шацкий.
Был первым соборно избранным тамбовским архиереем. Боролся против обновленческого движения, называл деятельность его представителей "богоотступничеством". Запретил в священнослужении обновленческих лидеров в Тамбовской епархии.
К июлю-августу 1922 года «отстранен» от управления Тамбовской епархией обновленцами.
13 октября 1922 года Владыка произнес в Покровском соборе "громовую" проповедь, в которой подверг резкой критике обновленцев. Зачитав с церковной кафедры целые главы из посланий апостольских о признаках апокалипсических времен, Епископ нашел полное осуществление указанных грозных признаков в Живой Церкви. Он заявил, что с такими людьми он прерывает свое духовное общение.  После этой проповеди городское духовенство Тамбова объявило о разрыве с обновленцами.

В октябре 1922 года неудобный властям Владыка, решительно боровшийся с врагами Церкви, был арестован и заключен в тюрьму.
Обвинен в "сокрытии церковных ценностей".
Осужден по статье 80 УК РСФСР.
Приговор: 6 лет лишения свободы.
В 1922-23 годах находился в заключении в тамбовской тюрьме, затем был переведен в Александровский централ.

В 1924 году освобожден, ненадолго вернулся к управлению епархией, но уже в ноябре был выслан в Москву без права выезда.

В Москве был вместе с епископами-исповедниками Свято-Даниилова монастыря.
12 апреля 1925 года подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).

В апреле 1926 года был выслан в город Арзамас Нижегородской губернии, где проживал в Серафимо-Дивеевском Троицком монастыре.

31 июля – 1 августа 1926 года вместе с епископом Серафимом (Звездинским) совершал Богослужения в Саровской Успенской пустыни.

21 сентября 1927 года был арестован.
До 8 октября находился в заключении в тюрьмах Арзамаса и Нижнего Новгорода.

17 октября 1927 года выехал в Москву.

В 1927 году был возведен в сан архиепископа.
Отказался сотрудничать с митрополитом Сергием (Страгородским), не одобряя его Декларацию, содержащую уступки Советской власти.
Позже на допросе в ОГПУ в 1932 году он говорил о митрополите Сергии: "Считал неправильным его утверждение в его известном заявлении, что "наша радость – ваша радость", ибо интересы Церкви не совпадают с интересами государства и Советской власти. Советскому государству не нужна религия, а верующий человек только и живет религией".

В октябре 1927 года по прошению был уволен от управления Тамбовской епархией.

В 1927-32 годах проживал в Муроме как административно высланный.
Вел уединенный образ жизни, встречался только с очень близкими людьми, преимущественно с монахинями Дивеевского монастыря. В соседнем доме поселилась игумения Дивеевского монастыря Александра (Траковская), а в доме епископа – схимонахиня Дивеевского монастыря Серафима (Долгинцева). Помогал архиепископу его келейник Иона (Небогатов Яков Михайлович). В двух соседних домах поселились и другие монахини Дивеевского монастыря, всего шестнадцать человек. Жили они тихо, в городские церкви на службу не ходили, Богослужения совершались в доме. Столовались в складчину, продукты покупали на материальную помощь, получаемую из разных мест.

Из показаний Владыки на допросе в 1932 году: "...В моей квартире было много икон... В своей квартире я совершал ежедневно Богослужения для себя, совершал по большей части молча. Под большие праздники и в воскресные дни я совершал всенощные и литургии вслух, вполголоса. Для служения у меня был антиминс, сосуды и полный комплект архиерейского облачения, кадило, аналой. Облачения были и сшиты, и вышиты в г. Муроме... За моими Богослужениями, совершаемыми вслух, присутствовала игумения Александра, схимонахиня Серафима, послушницы Анна Баринова, которая помогала мне в Богослужении, Пятакова. Означенные лица были моими духовными детьми – игумения Александра и Анна Баринова с 1928 г. – а схимонахиня Серафима и послушница Пятакова с 1929 г.".
Из материалов дела: "Во всех ...квартирах, как в д. 12, так и в д. 14, было много икон, три аналоя для Богослужения. В комнате епископа было кадило, епископское облачение, книги Священного Писания, антиминс, церковная утварь..."
Из показаний монахини Анны (Бариновой): "...Находившиеся в нашем доме иконы, различные Богослужебные книги, аналой и др. церковная утварь взяты из наших келий при ликвидации Дивеевского монастыря... В доме № 12, я думаю, тоже – то, что у них имелось из церковной утвари, получено из монастыря... "
Из показаний Владыки на допросе в 1932 году: "...Благотворительное пособие мне оказывали тамбовцы – деньгами и вещами... Помогала мне регулярно Евгения Матвеевна Козлова – деньгами и посылками. Изредка слала понемногу, рублей по 15-20, Прасковия Мякишева... В последнее время к этим лицам присоединились Антонина Смирнова, Николай Самарский. Небольшими посылками помогала Наталья Дмитриевна Бенедиктова..."

27 апреля 1931 года владыка Зиновий был арестован.
Вместе с Архиепископом арестованы были все монахини, монах Иона, всего 16 человек.
Из постановления уполномоченного 3 отделения ОГПУ от 4 октября 1932 года: "...Вещественные доказательства, состоящие из "мощей", ваты... – уничтожить путем сожжения, а вещественные доказательства, как-то серебряные шкатулки, кресты и др. серебряные вещи передать коменданту ПП ОГПУ для дальнейшего направления".
16 декабря 1932 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ Владыка  был обвинен по статьям 58-10, 58-11 УК РСФСР по групповому "делу архиепископа Зиновия (Дроздова) и др. Владимирская о., г. Муром, 1932 г." по обвинению в следующем: "к/р агитация, организатор и руководитель к/р группы церковников вокруг нелегального женского монастыря".
Приговор: 3 года концлагерей, считая срок с 27.04.1932г.
Из обвинительного заключения: "Осенью 1927 г. в Муром прибыл и поселился в д. 12 по Красноармейскому пер. адм. высланный за к/р деятельность епископ Зиновий – Дроздов Николай Петрович. Одновременно с ним в д. № 14 по тому же переулку поселилась игумения бывшего Дивеевского монастыря – Траковская Александра с целым штатом монашек и послушниц монастыря. Вскоре к Дроздову из разных городов прибыли приближенные ему ранее по церковным связям лица и также поселились вместе с ним в доме. Между Дроздовым и Траковской существовала тесная связь еще по совместному их пребыванию в Дивеевском монастыре. Поэтому одновременное их прибытие в г. Муром и устройство на квартиры в двух соседних домах преследовало цель сгруппировать вокруг себя реакционно-монашествующий элемент, высланный из монастырей в момент их закрытия... Поселившись в Муроме, обвиняемый Дроздов и игумения Траковская в двух домах по Красноармейскому пер. – 12 и 14 – организовали женский нелегальный монастырь. Они обставили свои квартиры иконами и разной церковной утварью, необходимой для совершения служб по монастырским уставам, – так: в момент обыска в квартире Дроздова Н.П. обнаружен аналой, кадило, облачения, стенные иконы и проч. В монастыре проводились общие ежедневные моления монашек, проживающих в г. Муроме. Молениями руководили епископ Дроздов и Траковская. Там же было организовано монашеское общежитие... Обвиняемый Дроздов, маскируя свою к/р деятельность, объявил себя "епископом на покое". Оставаясь в действительности ярым сторонником монархического образа правления, продолжал руководить реакционными элементами из церковников, разделявших политические установки к/р монархической организации "ИПЦ".
Обвиняемые Дроздов и игумения Траковская созданный ими нелегальный монастырь использовали как базу для создания разветвлений к/р организации, целиком разделяющей платформу ликвидированной организации "ИПЦ". Участники ликвидированной к/р группы в г. Муроме вполне разделяли политические воззрения Дроздова..., были сторонниками монархии, о чем свидетельствует также изъятая при обыске у обвиняемой Беляевой молитва... Они имели своих активных сторонников в разных городах Советского Союза, преимущественно из монашеского элемента и "бывших людей". Имели связи с к/р группами в гг. ЦЧО, ЛВО, УССР, ИПО и др. Вели с ними переписку через специальных связистов. Получали от них материальную помощь, идейно вдохновлялись на к/р борьбу с Советской властью...
Все проживавшие в доме № 12 и № 14 по Красноармейскому пер., в г. Муроме – монашки, а также и епископ Дроздов, его келейник Небогатов и др. – имели общую "трапезную". Средства на свое существование они добывали путем создания вокруг "монастыря" целого ряда "благодетелей" из а/с лиц в разных городах Советского Союза, которые снабжали руководителей "монастыря" большой денежной и натуральной помощью...
Свою к/р деятельность участники к/р группы тщательно конспирировали. В этих целях они вели свою переписку через специальных связистов. Содержание писем зашифровывали условными обозначениями. По почте переписывались на чужие адреса, имели потайные места для хранения денег и к/р документов..."
На допросе владыка Зиновий заявил: "Я не согласен с политикой Советской власти в отношении религии. Я не одобряю действия Советской власти, направленные на гонение и преследование религии. Положение Церкви и духовенства при Советской власти много бедственнее в том отношении, что духовенство лишено гражданских прав, права содержать училища, издавать книги, права законодательства, и стоит на постоянном подозрении в противоправительственной деятельности; церкви разрушаются, монастыри закрываются, св. мощи и чудотворные иконы изымаются. Можно ли ожидать хороших отношений со стороны Сов. республики к Церкви при взгляде ея, что религия есть опиум для народа, я не думаю, пока не изменятся ея идеологические предпосылки".

С 27 апреля Владыка содержался в НФЗТК во Владимирской области.

В 1932-34-м в Свирлаге, поселок Медвежья Гора, Мурманская область.
23 апреля 1934 года Президиум ЦИК СССР удовлетворил ходатайство о помиловании архиепископа Зиновия.
7 мая 1934 года он был досрочно освобожден из концлагеря.

В 1934-40 годах проживал в городе Коврове во Владимирской области.

21 июня 1940 года был вновь арестован.
21 сентября Особым Совещанием при НКВД СССР  был обвинен в "организации нелегального монастыря и сколачивание группы а/с настроенного монашеского элемента".
Приговор: 8 лет исправительно-трудовых лагерей.

Содержался в Ивдельлаге в Свердловской области.

9 сентября 1942 года скончался от тягот заключения и каторжных работ в Богословлаге, город Краснотурьинск, Свердловская область.

Литература:
1. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.3. С.168-169.
2. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.416,972.
3. Житие епископа Серафима (Звездинского). Письма и проповеди. Paris: YMKA-Press, 1991. С.95,99-100,103-104,197.
4. Состав Святейшего Правительствующего Синода и Российской церковной иерархии на 1917 год. Пг., 1917. 384с. С.128-129.
5. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_7903 (сайт фонда "Русское православие. Страница "Архиереи").
6. http://pstbi.ru
7. http://www.pravenc.ru
8. http://www.eparhia-tmb.ru

Документы:
1. ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Том_Лист Л.80, 120 об.
2. Архив УФСБ по Владимирской обл. Д.П-8540.


Рецензии