Характеристика этнической идентичности калмыков

Этническая идентичность является составной частью социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической группе (Стефаненко, 2006).
Характеристика этнической идентичности любого народа имеет свои особенности, которые формируются в  зависимости от исторических, экономических, политических, социальных, культурных условий существования этнической группы.
Известный этнопсихолог  Т.Г. Стефаненко считает, что  для  формирования  этнической идентичности могут быть значимыми разные аспекты культурного «фона» (Стефаненко, 2009). Можно обозначить следующие значимые аспекты культурного фона, которые формируют особенности этнической идентичность калмыков. 
Калмыки единственные азиаты, живущие на территории Европы, в окружении этносов, отличающихся от них по расовым признакам внешности.. Калмыки живут в окружении этносов,  отличающихся от них по культурным особенностям: русская культура и  культура кавказских народов. Калмыки живут в окружении,  отличающихся от них по конфессиональной принадлежности: православная и мусульманская. Они являются единственными буддистами в Европе. Данные аспекты культурного фона служат фактором сплочения этнической группы и делают их этническую идентичность более устойчивой.
Для того,  чтобы понять новое необходимо опереться на то, что было.  В данной статье автор представляет результаты исследования по этнической идентичности калмыков проведенного в середине 90-ых, когда советский период завершился и идентификационных процессов в регионе, проведенных калмыцкими социологами для того, чтобы обозначить проект проведения нового психологического исследования этнической идентичности калмыков. 
Современные исследования этнической идентичности отличаются различной направленностью и подходами. Нас в рамках нашего исследования интересуют работы,  посвященные этнической идентичности малых этносов России. Это исследования этнической идентичности якутов Васильевой М.И.,  ногайцев Казалиевой Б.Н., бурят Баженовой О.С., балкарцев и кабардинцев Скляровой Д.В. и многие другие. Проблематика этнической идентичности в рамках межэтнического взаимодействия, развития толерантности представлена в работах Вершининой М. В., Верещагиной М.В.,  Лебедевой Н.М.,  Миронова А. В.,  Татарко  А.Н и других.
Исследования идентификационных процессов в регионе, состояния определенных социальных страт представлены в работах калмыцких социологов  Муняновой Б.М., Намруевой Л.В., Нуксуновой А.М. Социально-философский  анализ национальной идентичности изложен в научных публикациях Бадмаева В.Н., Кальдиновой Г.П. и многих других.  А вот  этнопсихология калмыков находится на этапе становления и представлена  научной работой Бадмаевой З.С.  «Национально-психологические особенности калмыков». И в этом аспекте научные исследования, именно, этнопсихологического направления являются актуальными для калмыцкой и российской науки.
 
МЕТОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ КАЛМЫКОВ, ПРОВЕДЕННОГО В СЕРЕДИНЕ 90-ЫХ ГОДОВ

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование было проведено на основе методологии  теории межгрупповых отношений. По мнению Б.Ф. Поршнева субъективная психологическая сторона всякой общности людей констатируется путем двуединого психологического явления. Нет такого "Мы", которое явно или неявно не противопоставлялось бы каким-то "Они" и обратно. Именно противопоставление своей общности другим всегда способствовало внутри общности фиксации и активному закреплению своих этнических отличий и, тем самым - укреплению своей общности  (Поршнев,1964) .
 Объектом исследования выступили молодежь и интеллигенция Республики Калмыкия. Объем выборки составил  338 респондентов: 155-русской и 183- калмыцкой национальности. Выборка была репрезентативной и   многоступенчатой случайной с контролем следующих параметров: пол, возраст, профессия, национальность. 
В исследовании определились следующие содержательные блоки:  значимость этнической идентичности в структуре социальной идентичности, концептуальные обоснования этнической идентичности калмыков и русских, этнические установки, этнические стереотипы и культурные заимствования.
Для определения значимости этнической идентичности в структуре социальной идентичности использовалась идентификационная матрица С. Московиси.   Ранжирование категорий социальной идентичности проводилось с помощью вопроса: «К кому из перечисленных ниже людей Вы себя относите, т.е. чувствуете наибольшую близость?» Были предложены следующие варианты ответов: с людьми моего поколения; с людьми моей профессии; с людьми моей национальности; со всеми народами нашей страны;  с людьми, населяющими мою республику; с людьми моей веры (По Мендяевой, 1997).
Концептуальное обоснование этнической идентичности калмыков и русских определялось с помощью вопроса: «Что роднит Вас с собственной этнической группой?» Предлагались возможные варианты ответов, полученные в ходе предварительного этапа исследования. Респонденты не ограничивались в выборе вариантов ответов. Подсчитывалось число выборов каждого основания идентификации в среднем по группе (Стефаненко, 2006).
Степень воспринимаемой респондентами культурной близости с другой этнической группой определялась с помощью вопроса: «Что Вас роднит с соседней этнической группой?» Респондентам предлагалось выбрать из предложенного перечня несколько главных признаков.
Этнические установки исследовались с помощью анкеты Романовой О.Л. и Куликова В.Н.  Анкета состоит из трех блоков вопросов Первый блок - направлен на выявление чувства принадлежности к группе, второй блок - был направлен на выявление ориентации на стратегию «изоляции» или на стратегию «интеграции» в межэтническом взаимодействии. Третий блок - направлен на выявление мнений респондентов о взаимоотношениях этнического большинства и меньшинства, выявляет ориентацию на стратегию «дискриминации» в межэтнических отношениях (Романова, 1994).
Степень близости  или удаленности этнических групп  в процессе их взаимодействия исследовалась с помощью шкалы социальной дистанции Э. Богардуса. Респондентам предлагалось согласиться (или не согласиться) с утверждениями, отражающими разную степень желательности контактов от «Я не возражаю, чтобы представители русской (калмыцкой)  национальности  жили со мной в одном городе» до «Стали бы членами моей семьи». Шкала построена по куммулятивному принципу: согласие с каждым из последующих утверждений предполагает согласие с предыдущим (Татарко, Лебедева 2011).
Для определения общей характеристики межгруппового взаимодействия исследовались этнические стереотипы с помощью метода свободных описаний и шкалирования. На первом этапе были получены свободные описания - портреты «типичного русского» и «типичного калмыка». Респондентов просили ответить на вопросы: «Калмыки они какие?» «Русские они какие?». Время описания не ограничивалось, дополнительных инструкций не давалось. Преимущество данного метода состоит в том, что неструктурированная информация более релевантна мнениям испытуемых. Обработка результатов проводилась с помощью контент-анализа. Эта методика позволила выявить содержание автостереотипов и гетеростереотипов. На втором этапе использовалась сконструированная методика по форме представляющая семантический дифференциал: список пар полярных противоположностей с семибалльной шкалой. Основу шкал методики составили качества «типичного русского» и «типичного калмыка», выявленные на первом этапе исследования. Данная методика обозначила оценку респондентами как собственной этнической группы, так и другой (Стефанеко, 2006).
Особенности этнической идентичности анализировались в условиях реального взаимодействия и взаимовлияния культур.  Для этого использовался метод выявления межкультурных заимствований. Суть его заключается в выявлении социально - перцептивных представлений о взаимных культурных заимствованиях у членов контактирующих этнических групп. Респондентам калмыкам задавался вопрос: «Как Вам кажется, живя долгое время в тесном соседстве с русскими, калмыки что-нибудь переняли у них?» Русским респондентам задавался аналогичный вопрос: «Как Вам кажется, живя долгое время в тесном соседстве с калмыками, русские что-нибудь переняли у них?» Все перечисленные культурные заимствования фиксировались, группировались по признаку негативно или положительно оцениваемых, а также по некоторым содержательным компонентам (Татарко, Лебедева, 2011).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выяснилось, что наибольшую близость респонденты калмыки чувствуют с людьми моего поколения, затем с людьми моей профессии и  только на третьем месте с людьми моей национальности. На четвертом месте в групповом сознании калмыков проявляется близость с людьми, населяющими мою республику, затем со всеми народами нашей страны и последняя по рангу шла близость с людьми моей веры.
Сравнения результатов ранжирования респондентов калмыков с русскими показал, что для респондентов русской национальности также наиболее весомыми являются общечеловеческая и профессиональная идентичности, на  третьем месте республиканская, четвертое заняла общероссийская. А вот этническая идентичность у русских оказалась менее весомой по сравнению с калмыками  и заняла в идентификационной матрице предпоследнее место. И последнее место в идентификационной матрице занимала  на тот момент религиозная идентичность.
Итак, идентификационные матрицы социальной идентичности калмыков и русских показывают, что для представителей малого этноса (калмыков) этническая идентификация была более значимой, чем для представителей большого этноса (русских).
 Результаты исследования концептуального обоснования этнической принадлежности показали, что калмыков роднит со своим этносом  в первую очередь обычаи, обряды, традиции (71%), что можно обозначить как культурно- традиционный признак, внешность (57%)-антропологический признак , общее историческое прошлое и настоящее (57%), язык (51%), религия 41%, черты характера (36%).
Для русских респондентов значимыми в обосновании их этнической идентичности оказались следующие признаки: языковый (70%); культурно - традиционный (обычаи, обряды, традиции) (58%), религиозный (47%), исторический (47%), антропологический (46%), территориальный (38%),  характерологический(37%).
 Итак, на первом месте у калмыков в концептуальном обосновании своей этнической идентичности лежит  культурно- традиционный признак (обычаи, обряды, традиции), то есть тот признак, который можно отнести к глубинной психологии этноса. Обычаи и ритуалы служат средством укрепления групповой интеграции, представляя существенный источник формирования морального и психологического единства. Это еще раз подтверждает тезис о том, что в процессе нивелирования материальной культуры этническая специфика постепенно уходит в  глубинные сферы этнической психологии. Далее, калмыки по своему внешнему физическому облику отличаются от соседствующих с ними этносов, в силу этого степень значимости антропологического признака в обосновании их этнической идентичности больше чем у русских респондентов (2 против 5). 
Характерологический признак (некоторые общие черты характера) у респондентов двух этнических групп также вошел в перечень значимых признаков этнической идентичности, но занял последнее место. Данное обстоятельство примечательно. Можно говорить, видимо, о том, что характерологические качества, являющиеся признаком обобщающего уровня, участвуют в повседневной жизни не столь активно, как это иногда представляется. Научное осознание вопросов этнической идентичности еще не стало доминирующим фактором и у наиболее образованной части общества. Это может говорить о присутствии у респондентов преимущественно обыденных представлений о наличии отличительных чертах национального характера.
С целью выявления критериев близости двух этнических групп был задан вопрос для респондентов калмыков: «Какие признаки роднят Вас с русским народом?», для русских респондентов: «Какие признаки роднят Вас с калмыцким народом?»
Респонденты калмыки определяют свою близость к русскому этносу по следующим признакам: языковый (57%), территориальный (общее место жительства) (54%), исторический (общее историческое прошлое и настоящее)- (53%), общие черты характера (36%),  песни, танцы(26%) , литература(23%), обычаи, обряды, традиции (21%), религия (21%), внешность(17%), геопространство(15%)
 А респонденты русские определяют, что их роднит с калмыцким народом общее место проживания (86%), черты характера (51%), геопространство (44%), общее историческое прошлое и настоящее (24%), обычаи, обряды, традиции (16%), литература (13%) песни, танцы(11%) религия(6%),  язык (5%) внешность (2%). 
Классифицировать же данные признаки можно как «внешние»     (объективно обусловленные признаки близости) - территориальный, природный и как «внутренние» (субъективно обусловленные признаки близости)- исторический, культурный, характерологический. При этом с точки зрения  исследования интересен факт, что респонденты двух этнических групп «роднят» себя с другим этносом по наличию  общих черт характера, что говорит о достаточной степени внутренней близости двух этнических групп.
Сравнение признаков близости с собственной этнической группой и с другой этнической группой показывает, что в обосновании принадлежности к собственной этнической группе лежат только внутренние признаки (психологический, исторический, культурно-традиционный, религиозный, языковый, антропологический), а близость к другой этнической группе обосновывается как внешними признаками (географический, природный), так и некоторыми внутренними,  не жестко фиксированными признаками (исторический, психологический).
Результаты исследования по анкете Романовой О.Л. и  Куликова В.Н выявили у калмыков позитивную групповую идентификацию, большую выраженность этноаффилиативных установок, позволяющую им сохранять свою культурную идентичность. У калмыков выражено чувство принадлежности к группе: ярче проявляются чувства интереса к культуре и истории своего народа (калмыки-90%, русские-80%), чувства этнической гордости ( калмыки- 96%, русские-88%), чувства этнической  обиды (калмыки- 90%, русские-75%).
Результаты исследования стратегии поведения в межэтническом взаимодействии выявили, что стратегии интеграции придерживаются 74% русских и 70% калмыков,  стратегии дискриминации придерживаются 27% калмыков и 8% русских, стратегии изоляции придерживаются 25% русских и 38% калмыков. Анализ эмпирического материала, относящихся к стратегии дискриминации, показал, что 35% респондентов калмыков считает, что представители коренной национальности должны иметь преимущества перед лицами других национальностей, так как проживают на своей территории, а 64% калмыков придерживаются мнения, что представители коренного большинства  населения не должны иметь никаких преимуществ перед другими народами, живущими на данной территории.  Доминирует общая позитивная ориентация калмыцкого и русского населения республики на прочные связи между собой.
Результаты исследования по модифицированной шкале Богардуса, что  респонденты русской и калмыцкой национальности имеют положительные  установки на тесное межэтническое взаимодействие. При чем необходимо подчеркнуть, что положительные установки характеризуют как взаимоотношения в сфере производственно - профессиональной деятельности, так и в сферах дружеских и семейно- бытовых отношений, что безусловно свидетельствует о положительной атмосфере  в отношениях между двумя народами.
Результаты  исследования этнических стереотипов по методу свободных описаний и шкалирования  определили общую семантическую зону сходства «Мы-образов» калмыков и русских, состоящую из пяти качеств: гостеприимство, веселье, отзывчивость, доброта, открытость. Совпадение этих качеств в «Мы-образах» (как образах для других) отражает одинаковое видение респондентами: калмыками и русскими собственных этнических групп как неагрессивных, доброжелательных в общении. Калмыки, в дополнение к названным качествам, рассматривают свою группу как честную, щедрую. В целом же очевидно, что с точки зрения эмоционально-оценочного компонента стереотипы калмыков и русских положительны, а, следовательно, и самопредъявления этническими группами их позиции в сфере межгруппового взаимодействия позитивны.
Анализ результатов «Они-образа» выявил, что русские респонденты отмечают у калмыков такие качества как гостеприимство и веселье, а калмыцкие респонденты отмечают у русских такие качества как доброта, трудолюбие, гостеприимство, веселье, практичность, хозяйственность, расчетливость, отзывчивость. Следовательно «Они-образы» двух этнических групп также позитивны. Выявилась и общая семантическая зона сходства: в нее входят два качества: гостеприимство и веселье. Эмоционально-оценочный компонент «Они-образа» положителен. Таким образом, в сфере межгруппового взаимодействия обе этнические группы ожидают от своих партнеров положительной позиции.
Следующим этапом анализа было сравнение «Мы-образа» и «Они-образа», представления о собственной этнической группе (автостереотип) с представлениями других о ней (гетеростереотип). Меру согласованности между этими образами Г.Оллпорт называл критерием истинности стереотипа. Он считал, что чем больше совпадают два мнения об одном и том же объекте, тем они ближе к истине (Allport, 1958). Если автостереотип- это «свой образ для других», а гетеростереотип- это «других для нас», то совпадения семантических и эмоциональных структур этих образований могут рассматриваться как основания для взаимопонимания. Чем обширнее зона понимания, реалистичнее оценка межэтнических отношений, тем меньше психологических оснований для возникновения этнических конфликтов. В процессе изучения полученных эмпирических данных выявилось, что  мера  согласованности автостеретипов калмыков и гетеростеретипов русских о них определило общее семантическое поле: гостеприимные, веселые, честные. А вот качества открытость, доброта, отзывчивость, щедрость, представленные калмыками в их автостереотипах не нашли согласования в гетеростереотипах русских о них.  А калмыки в соответствии с автостереотипом русских адекватно воспринимают их как гостеприимных, веселых, отзывчивых, добрых. Но «не замечают» открытости русских и в тоже время «приписывают» им такие качества как трудолюбие, практичность, хозяйственность, расчетливость, которые отсутствуют в автостереотипах русских. Результаты показали,  для калмыков и русских значимым является эмоциональный уровень взаимодействия и проявления чувств в общении. Следует отметить, что те же характеристики находят отражение и в фольклоре русских и калмыков.
Анализ содержательных и эмоционально-оценочных характеристик этнических стереотипов говорит об отсутствии семантических конфликтогенных зон между калмыцким и русским населением в республике, о достаточном уровне понимания между ними и прогнозируемой положительной трансформации  групповых образов. Позитивные характеристики в автостереотипах и гетеростереотипах  говорят о наличии у калмыков  позитивной групповой идентификации и способности проявлять толерантность к этнокультурным ценностям русских, а у русских толерантность к этнокультурным ценностям калмыков.
Следующим этапом было выявление особенностей взаимной интеграции (взаимного обогащения) калмыцкого и русского этносов. Результаты исследования методом выявления межкультурных заимствований выявил наличие положительных социально-перцептивных представлений у двух этносов о взаимных культурных заимствованиях. Респонденты калмыки и русские отмечают: они переняли  друг у друга культуру, кухню, некоторые обычаи и традиции, быт, религию, интернационализм, гостеприимство. Кроме этого калмыки указывают, что переняли у русских земледелие, любовь к земле, огородничество, оседлый образ жизни, язык, свободу в браке, образ жизни. А русские в свою очередь отмечают, что переняли у калмыков родственность, помощь родственникам. Можно сказать, что оба народа взаимно обогатились: калмыки переняли особенности, характерные для оседлого образа жизни  (зем- леделие), а русские переняли у калмыков характерную черту, выработанную кочевым образом жизни: помощь родственникам. Но есть и отрицательное заимствование, которые оба народа приписывают друг другу- пристрастие к алкоголю. Актуальность этой проблемы для республики, для России в целом, очевидна.
Примечательным оказалось, раскрытие психологических заимствований:  калмыки отмечают, что переняли у русских такие черты характера как открытость, добродушие, нежность, доброту, лень, пассивность, независимость, стремление все сделать основательно, расчетливость, практичность, черствость, менталитет, коммуникабельность, бережливость, справедливость, взаимовыручку, особенности поведения, хозяйственность. А русские отмечают, что они переняли у калмыков такие черты характера, как вспыльчивость, доброту, доброжелательность, непосредственность, преданность, открытость души, простоту, отзывчивость, взаимовыручку, сдержанность, щедрость, особенности мышления, связанные с буддизмом, чувство единства, оптимизм. 
Проводя анализ психологических заимствований, мы видим присутствие у народов позитивных образов друг о друге. Более того,  налицо в основном  представление о позитивном взаимообогащении от общения и взаимодействия  друг с другом.
Эмпирические данные, полученные по методу анализа межкультурных заимствований показали ассимиляцию калмыками элементов русской культуры, а у русских ассимиляцию элементов калмыцкой культуры. Большое количество взаимных культурных заимствований существует одновременно с явным преобладанием позитивных оценок влияния русской культуры на калмыцкую. Все это говорит о наличии у калмыков адекватности восприятия иной культуры, о наличии этнической толерантности, открытости и устойчивости перед сложной задачей овладения навыками иной культуры без утраты своей собственной, способности ассимилировать ее ценности. Отечественные и зарубежные кросскультурные  исследования показывают, что только уверенность этнической группы в позитивности и ценности своей культуры (позитивная групповая идентификация) позволяет ей проявлять толерантность к другим культурам и стремится к сотрудничеству с их представителями, то есть адаптироваться по типу культурной интеграции.
Социально- психологический аспект национальной проблемы в России выливается в проблему аккультурации. Концепция аккультурации хорошо разрабатывалась в американской психологической науке. Аккультурация - это слияние культурных групп с собственными самоидентификациями в единую группу с общей идентификацией. Для оценки идентификации используется модель 2-х измерений.  Сильная идентификация с обеими группами ведет  к интеграции и бикультуризму, отсутствие идентификации с какой-либо группой предполагает маргинальность. Идентификация с культурой большинства оценивается как ассимиляция, тогда как сильная идентификация с собственной группой в полиэтническом обществе свидетельствует о сепаратизме. Особое внимание уделялось явлению «бикультурной компетентности», под которой понимается способность функционировать в двух различных культурах, переключаясь с одних систем ценностей и моделей поведения на другие  (Redfield R., Linton R., Herskovits M.J. ,1936).
На основании анализа результатов проведенных исследований был сделан вывод, что калмыки обладают этнической идентификацией  по типу бикультурализма. Факторами формирования бикультурной этнической идентификации калмыков являются длительность проживания в России, общее историческое прошлое русского и калмыцкого этносов, традиции дружественных отношений, знание культуры, языка титульного этноса России (Мендяева, 1997).

ВЫВОДЫ
Можно констатировать - формирование этнической идентичности современных калмыков идет по своим особым механизмам социокультурной идентификации, вследствие которых у современных калмыков имеется четкая самоидентификация со своей этнической общностью, прослеживается проявление этнической константности- чувства неизменности и устойчивости этнических характеристик. Особенности «культурного фона»  создают условия для сплочения  данной этнической группы и делают их этническую идентичность более устойчивой. Это нашло подтверждение в проанализированных выше исследованиях.
Этническая идентичность для современных калмыков остается важной и ее значимость выше  региональной и общероссийской.  По мнению Стефаненко, это объясняется тем, что этнос, в отличие от других соицальных групп, с которыми человек идентифицирует себя, является устойчивой во времени, межпоколенной общностью, имеет стабильный состав и статус человека в ней стабилен  (Стефаненко, 2006 ).
  Особенности этнотипа  калмыков позволяют более легко адаптироваться к локальным и глобальным переменам. Современные калмыки сохраняют этническую идентичность по типу бикультурализма Современные калмыки имеют позитивную групповую идентификацию, позволяющую им сохранять свою культурную идентичность и проявляют открытость и устойчивость перед сложной задачей овладения навыками иных культур. Они стремятся к сохранению своей этнической самобытности, так как понимают, что в любой ситуации они останутся калмыками, представителями своей культуры, веры и истории.  И в то же время они хорошо владеют русской культурой, культурой доминирующего этноса России  и берут все ценное, что может дать  мировая культура.


Рецензии