76. Удары в спину

Удар в спину - это признак коварства злоумышленника и свидетельство беспечности жертвы. Это бывает тем более обидно во время войны, когда враг очевидно находится по другую сторону фронта.

В районе Петрограда противником РККА был Северный белогвардейский корпус, действовавший под руководством главнокомандующего эстонской армии Йохана Лайдонера. Численность корпуса составляла около 5500 человек при 75 пулеметах и 18 орудиях.

В случае успеха белые могли рассчитывать на поддержку Финляндии и британского флота. Кроме того, командование белогвардейцев надеялось пополнить свои ряды за счет мобилизации псковских и новгородских крестьян.

В Петрограде наступление белых должна была поддержать подпольная организация "Всероссийский Национальный центр" (ВНЦ) или, как ее чаще называют - "Национальный центр". Связь заговорщиков с британским командованием осуществлял Пол Дюкс.

Чтобы подтолкнуть белогвардейцев к более активным действиям на петроградском и псковском направлениях, командующим Северным корпусом был назначен генерал-майор А.П.Родзянко, племянник бывшего Председателя Госдумы.

13 мая в 3.00 две стрелковые бригады Северного корпуса перешли в наступление в районе Нарвы. Прорвав оборону 6-й стрелковой дивизии, белые части к 15 мая заняли территорию между реками Плюссой и Лугой.

На сторону Северного корпуса перешли пароходы Чудской военной флотилии. В руки белых попал командир 2-й бригады 19-й стрелковой дивизии бывший генерал А.П.Николаев, которого после истязаний повесили на площади Ямбурга. Южнее белый отряд С.Н.Булак-Булаховича взял Гдов. 16 мая Северный корпус занял станции Веймарн и разъезд Тикопись. 6-я стрелковая дивизия РККА начала откатываться к Петрограду, бросая оружие и военное имущество.

Главком РККА И.И.Вацетис докладывал В.И.Ленину: "Положение на Западном фронте за последние дни осложнилось. С фронта Нарва - Гдов наступают на Гатчину и Лугу две эстонские дивизии общей численностью до 9 тысяч штыков, причем противник комбинирует свои действия с десантными операциями на южном берегу Финского залива. Части противника появились в 20 верстах к востоку от Ямбурга, прорвав фронт нашей 19 дивизии."

17 мая эстонский флот высадил десант на побережье Копорского залива в тылу советских войск. Одновременно главные силы Северного корпуса переправились через Лугу и захватили Ямбург и станцию Вруда, где белыми был захвачен бронепоезд.

Учитывая сложность обстановки Совет обороны направил в Петроград И.В.Сталина, в мандате которого говорилось: "Все распоряжения товарища Сталина обязательны для всех учре­ждений, всех ведомств, расположенных в районе западного фронта. Товарищу Сталину предоставляется право действовать именем Совета Обороны, отстранять и предавать суду Военно-революционного трибунала всех виновных должностных лиц."

В связи начавшейся подготовкой к эвакуации советских учреждений из Петрограда В.И.Ленин 18 мая распорядился: "...общей эвакуации Петрограда и Петроградского района не объявлять и не производить. Немедленно создать специальную комиссию для руководства вывозом из Петро­града и Петроградского района необходимейшего имущества..."

Помимо ухудшения обстановки под Ямбургом, нарастала угроза вооруженного вмешательства Финляндии, вооруженные силы которой произвели демонстративный обстрел советской территории и высадились на восточном берегу Ладожского озера. Совнарком ответил на эти выпады 18 мая нотой протеста, но соседей убеждали более весомые доводы.

Для укрепления подступов к Петрограду была спешно сформирована Сводная Балтийская дивизия, которую бросили на ямбургское направление. С большим трудом наступление Северного корпуса удалось замедлить.

В сводке по 7-й армии за 22 мая говорилось:

"Противник, наступая со стороны Лужской губы и Систо—Палкина, объединил два десанта, распро­страняясь лесами и проселочными дорогами от Жабинова и Волосова к деревням Кипени, Каськину и станции железной дороги Ямбург—Гатчина—Елизаветинской.

Противнику удалось достичь также успеха в Гдовском направлении. Высаженный десант в Чудском озере оттес­нил наступавшие красные эстонские части и развивает наступление наперерез железной дороги Луга—Псков.

От Луги наши части, как указывает сегодняшняя оперативная сводка, ведут наступление на северо-запад и уже заняли деревню Осьмино (50 верст от станции Веймарн). Таким образом, наши части, наступая, заходят в тыл группе про­тивника, идущего на Гатчину. Карта боевых действий рисует перед нами, таким образом, картину довольно крупных тактических успехов противника."

23 мая началась частичная мобилизация в Кронштадте. Однако угроза нарастала не только в районе Копорского залива, но и на других направлениях.

Силы Северного корпуса объединяли три боевых участка: северный под командованием полковника И.К.Палена, средний до реки Плюссы под командованием полковника К.К.Дзерожинского и южный в районе Гдова во главе с полковником С.Н.Булак-Балаховичем.

Белые наступали со стороны Печор и Гдова. 21 мая советское командование объявило Псковскую губернию на осадном положении. В Пскове многие коммунисты были мобилизованы в местный караульный батальон. Однако на фронте положение оставалось неустойчивым.

В ночь на 24 мая в районе Изборска на сторону противника перешли начальник 1-й эстонской советской дивизии Рит, командира бригады Айпис, командир 2-го эстонского полка и начальника штаба бригады, вместе с 1-м эстонским полком.

В это же время диверсионные группы взорвали несколько мостов на железной дороге, прервав на некоторое время сообщение между Псковом и Петроградом.

П.А.Залуцкий 24 мая в 15.40 сообщил Г.Е.Зиновьеву: "Благодаря предательству начдива Рита наши части отошли от Старо-Изборска к Моглину. Броневик противника приостановлен на 17/8 версте нашим орудийным бронеавтомобилем.

Артиллерия противника обстреливает Моглино. С левым флангом первой бригады потеряна связь, в каком направлении она отступает — неизвестно. Также неизвестно положение нашей артиллерии, цела она или нет."

25 мая белоэстонцы начали обстрел псковских окраин. В ночь с 25 на 26 мая части РККА оставили Псков. На следующее утро город был оккупирован эстонскими войсками. Остатки советских частей отступили на Остров, Порхов и Дно.

Печальный итог боев за Псков вынудил Совнарком задуматься о причинах участившихся измен и диверсий. 27 мая В.И.Ленин сообщил И.В.Сталину:

"Вся обстановка белогвардейского наступления на Петроград заставляет предполагать наличность в нашем тылу, а может быть и на самом фронте, организованного предательства.

Только этим можно объяснить нападение со сравнительно незначительными силами, стремительное продвижение вперед, а также неоднократные взрывы мостов на идущих в Петроград магистралях.

Похоже на то, что враг имеет полную уверенность в отсутствии у нас сколько-нибудь организованной военной силы для сопротивления и, кроме того, рассчитывает на помощь с тыла (пожар артиллерийского склада в Ново-Сокольниках, взрывы мостов, сегодняшние известия о бунте на Оредеже). Просьба обратить усиленное внимание на эти обстоятельства, принять экстренные меры для раскрытия заговоров."

Предупреждение ненамного опередило следующую измену. На этот раз на сторону противника перешел 3-й пехотный полк 2-й Петроградской бригады особого назначения.

Обычно вспоминают, что эта часть была сформирована на основе бывшего запасного лейб-гвардии Семеновского полка, однако после всех демобилизаций и переформирований старослужащих в нем, скорее всего, осталось немного.

28 мая 3-й пехотный полк находился в деревне Выра, в 6 километрах от станции Сиверской Варшавской железной дороги. Два батальона этого полка были отправлены на передовую, а третий остался на месте.

В ночь с 28 на 29 мая при помощи помощника командира 3-го полка В.А.Зайцева и командира 1-го батальона С.А.Самсониевского деревня была захвачена Талабским полком Северного корпуса.

На сторону белых перешли 600 красноармейцев. Были захвачены командир полка П.П.Таврим, комиссар полка Купше и все батальонные комиссары. Комиссар бригады А.С.Раков забаррикадировался в штабе и отстреливался из пулемета, а потом покончил с собой (или был взорван гранатой).

29 мая в 20.00 И.В.Сталин и Г.Е.Зиновьев срочно сообщили в Москву:

"Немедля передайте Ленину или, если его нет дома, Склянскому следующее. Сегодня утром после начатого нами успешного наступления по всему району один полк в две тысячи штыков со своим штабом вдруг открыл фронт на левом фланге под Гатчиной, у станции Сиверская, и со своим штабом перешел на сторону противника. Станция Сиверская была у белых, теперь отбита."

Судя по всему, точной информации о событиях в деревне Выру в Петрограде еще не имели. Под впечатлением от событий на фронте под Псковом и Петроградом В.И.Ленин и Ф.Э.Дзержинский опубликовали в "Правде" обращение "Берегитесь шпионов!", более известное, как "Смерть шпионам!"

В этом документе говорилось: "Наступление белогвардейцев на Петроград с очевидностью доказало, что во всей прифронтовой полосе, в каждом крупном городе у белых есть широкая организация шпионажа, предательства, взрыва мостов, устройства восстаний в тылу, убийства коммунистов и выдающихся членов рабочих организаций.

Все должны быть на посту. Везде удвоить бдительность, обдумать и провести самым строгим образом ряд мер по выслеживанию шпионов и белых заговорщиков и по поимке их."

Призыв к борьбе с вражескими агентами после нескольких измен подряд был вынужденной мерой, но без раскрытия самой организации на одной бдительности решить эту проблему было невозможно. Между тем, командование 7-й армии активно готовило контрнаступление против частей Северного корпуса.

31 мая Сводная Балтийская дивизия РККА оттеснила белогвардейцев на линию Бегунцы-Котлы. 3 июня части 7-й армии дошли до рек Сумма и Систа, однако затем войска Северного корпуса нанесли контрудар и начали теснить советские войска.

Одновременно активизировались действия кораблей Балтийского флота, который начал операции в районе Копорского залива силами эсминцев "Гавриил" и "Азард". 4 июня советским морякам удалось потопить английскую подводную лодку "L-55".

Но на суше обстановка менялась не в лучшую сторону. 11 июня 1-й Кронштадтский крепостной полк, стоявший на переправах через реку Коваши и рота 105-го стрелкового полка, перебив коммунистов, перешли на сторону противника. Воспользовавшись этой изменой части Северного корпуса подошли на 8 км к форту "Красная Горка".

В тот же день в форту Павел начался пожар, вызвавший взрыв хранившихся там мин. Было ли это следствием халатности или очередной диверсией, сказать трудно, но цепочка измен продолжала охватывать новые части.

12 июня коммунисты форта Красная Горка во главе с комиссаром Паньковым получили доказательства готовящейся измены коменданта форта Неклюдова и его сообщников. Однако принятое партийным собранием решение об аресте коменданта и его сообщников, стало известно заговорщикам.

В ночь на 13 июня Неклюдов, как выражаются некоторые - "опасаясь сталинских чисток", с помощью пулеметной команды арестовал 375 человек и захватил форт.

Около 8.00 13 июня Неклюдов послал две радиотелеграммы, в одной из которых сообщил командующему английской эскадрой: "Красная Горка в вашем распоряжении". Днем к форту "Красная Горка"  присоединились форт Обручев и батарея "Серая Лошадь".

В 15.00 командование мятежников предъявило Кронштадту требование сдаться в течение 15 минут, после чего выпустили по главной базе несколько снарядов, не причинивших особого вреда.

Из кораблей мятеж поддержал только тральщик "Китобой", который ушел к "Красной Горке", а затем в бухту Пейпия, передав британским офицерам шифры и код. Около 21.00 линкоры "Петропавловск" и "Андрей Первозванный" открыли огонь по "Красной Горке".

Форту Обручев РВС Балтийского флота предъявил ультиматум о сдаче, после чего мятежный гарнизон сложил оружие. В течение 14 июня линкоры "Петропавловск" и "Андрей Первозванный" обстреливали "Красную Горку", уничтожив аэростат, позволявший мятежникам корректировать огонь.

Одновременно в Петрограде и Кронштадте шло формирование Береговой группы из 3 отрядов моряков и 2 полков. Около 11.00 15 июня наскоро созданная группировка перешла в наступление и довольно быстро заняла села Большие и Малые Борки, Лангелево, Малое Коновалово, а затем - Таменгонт.

В 15.00 линкор "Петропавловск" снова обстрелял "Красную Горку", вызвав два сильных взрыва и пожар. В 17.00 к артподготовке подключился крейсер "Олег", а затем эскадрилья гидропланов сбросила на форт 14 двухпудовых бомб.

После этого "Красная Горка" перестала отвечать на огонь советских кораблей. К вечеру части Береговой группы ворвались в мятежный форт, а вскоре после полуночи он был полностью занят советскими войсками. Мощные орудия "Красной Горки" были захвачены неповрежденными. 16 июня в 12.30 после интенсивного обстрела была занята батарея (форт) "Серая Лошадь".

Подавив мятеж, части 7-й армии быстро продвинулись до рубежа Вепши-Коваши. Для одного из участников штурма мятежных фортов боевая вахта закончилась трагически. В 4.00 18 июня крейсер "Олег" был потоплен английским торпедным катером у Толбухина маяка.

24 июня 1919 года в оперативной сводке по 7-й армии говорилось:

"Наступление на Петроградском фронте началось. Советские войска, стоявшие на линии Калище—Усть—Рудицы—Перелесье—Шундорово—Кикерино, выдвинулись теперь на 10—15 верст вперед, перейдя через укрепленную линию противника Керново—Воронина—Мартыново—Медуши—Касково—Лисино—Черный Верест.

В боях под Вяреполем нами взято 26 пулеметов, 2 орудия, пленные. Наступление продолжается. Белые отступают, сдавая позиции лишь после упорного сопротивления. Среди белых началось разложение на почве недостатка главным образом хлеба. От белых перебегают к нам сотнями, большей частью с оружием."

Однако продвижение советских войск к Нарве развивалось медленно и позволило достигнуть Ямбурга только 5 августа. Для Северного корпуса пора легких успехов закончилась.

Тем не менее, 23 июня белые войска на петроградском направлении были преобразованы в Северо-Западную армию, командующим которой по приказу А.В.Колчака был назначен генерал Н.Н.Юденич, который надеялся продолжить операции, начатые А.П.Родзянко.

В современных условиях операцию Северного корпуса, выступавшего как часть эстонской армии, наверно, назвали бы "гибридной войной" или "прокси-войной", поскольку эти изощренные технологии всегда присутствовали в арсеналах различных армий, использовавших диверсии и дезорганизацию тыла. Правда, организаторы таких операций далеко не всегда добиваются успеха.


1. А.П.Родзянко. Воспоминания о северо-западной армии. Берлин. 1921.

2. А.С.Пухов. Как вооружался Петроград (Строительство Красной армии в Петроградском военном округе в 1918-1919 годах). М. 1933.

3. А.С.Пухов. Балтийский флот в обороне Петрограда. 1919 год. М. Военмориздат. 1939.

4. А.С.Пухов. Петроград не сдавать! Коммунисты во главе обороны Петрограда в 1919 г. М. Соцэкгиз. 1960. 450 с.

5. В.М.Вихров. Председатель Петросовета Г.Е.Зиновьев и организация обороны Петрограда (1918-1919 гг.). Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина. 2010.

6. Н.А.Корнатовский. Борьба за Красный Петроград. 1919. Л. 1929.

7. Н.А.Корнатовский. Разгром контрреволюционных заговоров в Петрограде в 1918-1919 гг. Л. Лениздат. 1972.

8. Д.Н.Надежный. На подступах к Петрограду летом 1919 г. М.-Л. Госиздат. 1928. 167 с.

9. Л.Костев. Это было под Псковом. М. 1963.

10. Интервенция на Северо-Западе России, 1917-1920 гг. СПб. 1995.

11. К.К.Смирнов. Начало Северо-западной армии. Белое дело. Т. 1. Берлин. Издательство "Медный всадник". 1927.

12. В.Л.Горн. Гражданская война на Северо-западе России. Берлин. Гамаюн. 1928.

13. А.М.Агеев. Боевое применение артиллерии в героической обороне Петрограда весной и летом 1919 г. Сборник исследований и материалов Артиллерийского исторического музея. Вып. III. Л. 1958. С. 259-279.

14. П.Ю.Мажара. Британские военные деятели о белом движении на Северо-западе России. Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2015.

15. Н.И.Богомазов. Полк внутренней охраны Петрограда в 1918-1919 гг.: особенности формирования и переход на сторону белых. Вестник Санкт-Петербургского университета. 2011. Вып. 2.

16. Г.Л.Шидловский. Товарищ Раков. Очерк жизни и деятельности Александра Семеновича Ракова. Л. Прибой. 1926. 80 с.

17. Н.А.Маркина, Т.С.Федорова, А.Л.Фрайман. Балтийские моряки в борьбе за власть Советов в 1919 г. Л. Наука. 1974.

18. М.В.Рыбаков. Из истории гражданской войны на Северо-Западе в 1919 г. М. Госполитиздат. 1958. 158 с.

19. М.Арсеньев М. Форт Краснофлотский (краткий исторический очерк с приложением архивных материалов морской историч. комиссии). Л. РИО морских сил РККА. 1926.


Рецензии