О чём поведал шлем. Историческое расследование

   
      

    В Оружейной палате Московского Кремля среди образцов древнего вооружения и брони имеется замечательная коллекция шлемов, которая охватывает период в  несколько столетий. Центральное место в этой коллекции занимает редчайший, самый ценный экспонат, так называемый шлем Ярослава Всеволодовича (отца Александра Невского). История его находки была описана в многочисленных публикациях начиная с времени находки шлема в 1808 году.               

    В центре Суздальского Ополья находится древний город, знаменитый своим древним историческим прошлым и уникальнейшим собором 13 века. Это город Юрьев - Польский. Город основан в 1152 году Суздальским князем Юрием Долгоруким на берегу небольшой реки Колокши, рядом с местом впадения в неё притока - речки Гза. Юрьев находится как бы в чаше: он окружен полями, расположенными на  возвышенностях. Поэтому в отличие от Юрьева Южного, город и был назван Юрьев - ОпольскОй, то есть Юрьев, стоящий в полях. Город находился на перекрёстке древних дорог и имел большое стратегическое значение. Достаточно сказать, что в окрестностях Юрьева произошли две междоусобные битвы.               

    В начале 19 столетия это был небольшой уездный город Владимирской губернии, окруженный многочисленными сёлами. В августе 1808 года крестьянка Ларионова из села Лыково в ореховой роще на берегу реки Колокши собирала орехи. Село Лыково Юрьев - Польского уезда находится в 22 верстах южнее  города Юрьева, ниже по течению реки Колокши. Здесь до наших дней за селом Лыковым на берегу Колокши находится огромнейшие ореховые рощи.

Для справки приведу небольшой пример: в августе 1973 года мы с женой возвращались из турпохода по Кавказу и были проездом у моей мамы в городе  Юрьеве - Польском. Она сказала нам, что в этом году урожай орехов. Мы один раз съездили на автобусе в село Лыково и в ореховой роще набрали картофельный мешок орехов, получив при этом 2 ведра чищеных!               

     Из официального документа 1808 года: "Находясь в кустарнике для щипания орехов Ларионова усмотрела близь орехового куста в кочке что - то светящееся. Это блестела, в пробившихся сквозь листву солнечных лучах позолота древнего шлема. Под шлемом лежала груда заржавленных колец - кольчуга. Древнее железо брони и шлема почти сгнило, только отлично сохранилась богатая серебряная позолоченная отделка шлема.               

     По низу шлема шла полоска серебряной канвы с растительным орнаментом в котором были изображены грифоны, гепарды и соколы. В верху под шишаком шлема была четырёх лепестковая серебряная накладка, на каждом лепестке которой были изображены: спереди Иисус Христос по бокам Георгий Победоносец и Федор Стратилат, сзади изображение святого Василия.               

     В центральной, лобной части, шлема была закреплена большая серебряная икона с изображением Архистратига Михаила - покровителя небесного воинства. Вокруг изображения надпись полукругом: « Михаиле помози рабу своему ФЕО, Великий Архистратиже ГН». То есть: «Великий Архистратиг Господин Михаил помоги рабу своему Федору». 

     Уникальная аходка из Юрьева была отправлена царю Александру I, который передал шлем для изучения президенту Петербургской Академии художеств Алексею Николаевичу Оленину. Петербургский учёный сделал предположение, что этот шлем принадлежал князю Переславля - Залесского Ярославу Всеволодовичу (был Фёдором по крещению), но А. Н. Оленин совершенно не учёл важнейшие обстоятельства: ни топографии места находки шлема, ни того, что около города Юрьева - Польского произошли две междоусобные битвы: Первая Липицкая в 1176 году и Вторая Липицкая в 1216 году.               

     Алексей Николаевич Оленин сделал свой вывод лишь на том основании, что шлем был найден недалеко от Юрьева - Польского, где в 1216 году произошла Вторая Липицкая битва и у её участника, князя Переславля - Залесского, Ярослава Всеволодовича было христианское имя Фёдор.               
      
     Больше 210 лет вывод А. Н. Оленина считается неоспоримым фактом несмотря на топографические и исторические несоответствия. Опираясь на летописные сведения, топографию места, где был найден шлем и росписи родословных князей Российских, я пришел к твёрдому убеждению, что вывод Алексея Николаевича Оленина не достоверен.               

     Чтобы определить, кто же мог оставить на берегу реки Колокши свой шлем и панцирь необходимо рассмотреть события 800 летней давности, когда в окрестностях города Юрьев - Польского происходили междоусобные битвы: Первая Липицкая, летом 1176 года, имевшая продолжение зимой 1177 года на реке Колокше и Вторая Липицкая весной 1216 года рядом с Юрьевом...               

     После злодейского убийства июльской ночью 1174 года великого князя Андрея Георгиевича Боголюбского владимирцы выбрали на великое княжение его брата Михаила Георгиевича. Но Михаил был тяжело болен и его княжение было недолгим, он умер в  1176 году. Еще был жив Михаил, а Ростовские бояре уже приготовились посадить на великое Владимирское княжение племянника Михаила Мстислава Ростиславовича в обход младшего сына Юрия Долгорукова, Всеволода. Мстислав Ростиславович (в крещении Фёдор) был сыном старшего сына Юрия Долгорукого - Ростислава. (Всего у Юрия Долгорукого было 11 сыновей, самый старший Ростислав, самый младший Всеволод).               

     Владимирцы этому воспротивились и выбрали на великое Владимирское княжение последнего сына Долгорукого, Всеволода, князя Переславля Залесского.                Ещё не наступил и девятый день после смерти Михаила (он умер 20 июня 1176 года), а дружины ростовских бояр и Мстислава Ростиславовича уже двинулись из Ростова на Владимир. Всеволод Георгиевич с Владимирским ополчением выступил против племянника и у Юрьева соединился со своей Переславской дружиной.               

     Из Лаврентьвской летописи: «Всеволод оставил за собой Кзу и среди Юрьева поля ударил неприятеля и рассеял его». Эта битва произошла 27 июня 1176 года на Юрьевом поле непосредственно у стен древнего Юрьева. В те времена Юрьевым полем называлась равнина, расположенная с запада на восток между рекой Колокша и её притоком Гза, а с юга на север от вала древнего города Юрьева до Юрьевой горы.

(Чтобы понять это необходимо прочитать у меня "Липицкая битва 1216 года. Расследование")               

     Дружина Всеволода разбила дружины ростовцев и Мстислава, пленила многих ростовских бояр, но Мстиславу Ростиславовичу, удалось уйти, он бежал к своему зятю Глебу Рязанскому и склонил того выступить вместе с ним против Всеволода.               

     Поздней сенью 1176 года Глеб Рязанский с Мстиславом сожгли Москву и её окрестные слободы. Великий князь Всеволод со своей дружиной двинулся навстречу им, но когда его дружина был в Коломне, он узнал, что Глеб и Мстислав обошли его по другой дороге и с половцами вступили в землю Суздальскую. Глеб с Мстиславом взяли Боголюбов, разграбили там церковь Андрея Боголюбского, жгли селения, проливая кровь беззащитных, в плен половцам отдавали женщин и детей.               

     Всеволод с дружиной вернулся к Владимиру и, "подойдя к реке Колокше, остановился на Прусковой горе. Мстислав и Глеб Рязанский перешли Колокшу и  атаковали дружины Всеволода но, не выдержав боя, бежали к себе на левый берег реки".               

     Неприятелей долго разделяла река Колокша и только в январе 1177 года, когда река замёрзла и лёд окреп, Всеволод переправил свой обоз на левый берег. Мстислав и Глеб тут же его атаковали, но сама дружина Всеволода скрытно перешла реку Колокшу в другом месте и Мстислав с Глебом были разбиты. При этом Всеволод взял в плен Мстислава, Глеба Рязанскрго с сыном Романом, многих ростовских бояр, в их числе и предателя Андрея Боголюбского, воеводу Бориса Жидиславича, а так же 20 знаменитых половцев.               

     Ожесточенный злодеяниями Мстислава, народ владимирский потребовал лишить Мстислава глаз. Мстислав был ослеплен и отпущен, он умер в 1178 году и вошел в историю как "Мстислав Безокий".               

     Прошло 40 лет и в окрестностях города Юрьева произошла вторая междоусобная битва. Она была следствием того, что великий князь Владимирский Всеволод перед смертью завещал великое княжение второму сыну Юрию, минуя старшего, непокорного сына Константина.               

     Не успели похоронить отца, а между братьями начались столкновения, затем  ссора третьего сына Всеволода, Ярослава, с новгородцами послужила поводом к новой междоусобной битве 1216 года. За новгородцев вступился тесть Ярослава, Мстислав Мстиславович Торопецкий по прозвищу Удатный то есть Удачливый, Счастливый.               

     21 апреля 1216 года в окрестностях города Юрьева новгородские дружины Мстислава Мстиславовича Удатного и Константина с союзниками наголову разбили суздальцев, не смотря на подавляющее превосходство суздальцев (2,5 тысячи новгородцев против 17 тысяч суздальцев). После этого поражения главный виновник Липицкой битвы «Ярослав прибег один в Переславль на пятом коне, четырех загнал».         

     А шлем крестьянка Ларионова нашла на левом берегу реки Колокши в 22 верстах от Юрьева в диаметрально противоположной стороне от Переславля Залесского! Невозможно даже представить то, чтобы Ярослав, спешно бежавший к себе в Переславль, сначала пробирался по весенней распутице в противоположную сторону через болота и ручьи, чтобы на берегу реки Колокши оставить свой шлем и панцирь!               

     Понимая всю абсурдность этого, но, желая всё таки поддержать вывод Алексея Николаевича Оленина, была даже придумана байка, якобы Ярослав перед битвой свой шлем отдал брату Юрию. Но даже если с ней согласиться, то и она так же не выдерживает критики. О Георгие в летописи записано: «Прибеже в Володимерь о полудни на четвертом коне, а трех одуши в первой сорочици; а подклад и то вывергл».               

     Невозможно представить, что бежавший с поля Липицкой битвы к себе во Владимир великий князь Юрий вдруг свернул бы с дороги и 12 вёрст пробирался по бездорожью, чтобы на берегу Колокши оставить свои дорогие доспехи!?               

     Но, если всё же согласиться даже с этими фантастическими вымыслами и домыслами, и предположить, что шлем и кольчуга брошены на берегу реки Колокши кем то из сыновей Всеволода III Юрием или Ярославом, то даже в этом случае нельзя себе представить, чтобы Юрий или Ярослав не нашли бы несколько часов для того, чтобы забрать свои дорогие доспехи!? Ведь после 1216 года они оба более 20 лет были живы и здоровы (великий князь Юрий погиб на реке Сити 4 марта 1238 года, а князь Ярослав был отравлен в Каракоруме и скончался по пути домой 30 сентября 1247 года).               

     Как бы тогда на них смотрел народ и их дружинники в случае потери воинских доспехов? Все это говорит о том, что найденный в 1808 году шлем и кольчуга  брошены не Ярославом и не Юрием. Тогда кто же оставил для потомков на берегу реки Колокши свой шлем и панцирь?               

     Вернемся к Первой Липицкой битвы, когда в июне 1176 года на Юрьевом поле  Всеволод разбил дружины ростовских бояр и своего племянника князя Мстислава Ростиславовича (Федора по крещению). Бежавшему после этого разгрома Мстиславу были заказаны пути, как в сторону Владимира, так и в сторону Переславля.               

     Опасаясь быть схваченным, Мстислав бежал с Юрьева поля наиболее безопасным путем по левому берегу Колокши. Уйдя на достаточное расстояние, Мстислав здраво рассудил, что блеск дорогого шлема и панциря выдадут его с головой.               

     Чтобы не испытывать судьбу, он оставил на берегу Колокши свои дорогие доспехи, надеясь вернуться за ними, но это сделать ему было не суждено. Зимой 1177 года за совершенные злодеяния Мстислав был ослеплен и умер в 1178 году.               

     Мой вывод строго основан на летописных сведениях и снимает не заслуженное пятно якобы утраты дорогих воинских доспехов сыновьями Всеволода Великого. Он  учитывает и то, что отцом Мстислава Безокого был самый старший из 11 сыновей Юрия Долгорукого - Ростислав, которому Юрий Долгорукий, как самому старшему, и должен был передать свой шлем.               

     От Ростислава Георгиевича шлем перешел к его сыну Мстиславу (Историки считают, что шлем найденный на берегу Колокши ранее принадлежал Юрию Долгорукому).               

     А отцу Ярослава, Всеволоду Георгиевичу, когда умер его отец Юрий Долгорукий, было всего 3 года! Поэтому шлем, предположительно принадлежащий Юрию Долгорукому, после его смерти никак не мог попасть к малолетнему сыну Всеволоду и соответственно не мог попасть и к Ярославу Всеволодовичу.               

     Кроме решения главного вопроса, кто оставил шлем на берегу Колокши, я нашел место битвы, которая произошла зимой 1177 года между Всеволодом Георгиевичем и его племянником Мстиславом Ростиславовичем с его союзниками.               

     Обращаю особое внимание, что до меня МЕСТО ЭТОЙ БИТВЫ никто не определял и даже не обозначал, а писали "потолочный" абсурд типа "бились снова, якобы по традиции!? Под Юрьевом".

     О месте битвы Всеволода с племянниками зимой 1177 года в летописях записано кратко и не совсем ясно: «на Колокше».               

     Вот как я определил место этой битвы. Когда Всеволод Юрьевич осенью 1176 года вернулся из Коломны к Владимиру, где уже разбойничали его племянник Мстислав с Глебом Рязанским и половцы, он, не доходя до Владимира, остановился на правом берегу Колокши на Прусковой горе. В Лаврентьевской летописи записано об этом  столкновении осенью 1176 года: "...а Глеб и Роман, сын его, и Игорь и Ярополк (Глебовичи) перешедъ Колокшю и пойдоша ко Всеволоду на Прускову гору...».               

     Отмеченная в летописи Прускова гора хороший ориентир, но возвышенности с таким названием на современной карте Владимирской области я не нашел, но, хорошо зная, что язык земли - топонимика сохраняет до 90 процентов исторических названий, я приступил к её поиску.               

      По имеющемуся у меня «Списку населенных мест Владимирской губернии за 1905 год» я нашел в Кузнецовской волости Владимирского уезда сельцо Прусово (название сельца очень близко к названию Прусковой горы).               

      Справка из "Списка населённых мест Владимирской губернии": Сельцо Прусово – число дворов - 1, число жителей обоего пола - 3, было расположено в 1 версте от большого села Карачарово. Сельцо Прусово находилось в 24 верстах от Владимира и в 9 верстах от ж/д станции Ундол.               

      По этим достаточным данным я легко определил возвышенность высотой 161 метр недалеко от села Карачарово. Это и есть, отмеченная в летописях Прускова гора. Значит битва "на Колокше" (продолжение Первой Липицкой битвы) была зимой 1177 года именно в этом районе, на левом берегу реки Колокша, где то на полях между нынешними поселками Юрино и Колокша. 


Павлов Николай Петрович январь 2016 года.
Город Кострома.  Статья "О чём поведал шлем", посвященная 800 - летию Липицкой битвы, была напечатана 15 апреля 2016 года в Юрьев - Польской газете "ВЕСТНИК ОПОЛЬЯ" (Владимирская область).


Рецензии
Хорошо и интересно написано. Станислав Говорухин писал что история России написана её палачами. Поэтому Вы делаете замечательный вклад в изучение истории России.

Замечу, что похоже что никто так упорно не воевал с русскими, как русские. Вот где истоки гражданской войны 1918-21 гг.

Советую вставить пропущенную букву в "Больше 210 лет этот вывод А. Н. Оленина считается, как непреложный фак несмотря ...". Сейчас английское слово "fuck" в РФ известно всем и ваше изложение оно не украшает ))

Виктор Скормин   17.01.2024 22:55     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 34 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.