Перечитывая Чехова

Перечитываю рассказы Чехова, которые в старших классах школы очень любила - "Скрипка Ротшильда", "Скучная история", "Припадок", "Бабы", "Дуэль", "Попрыгунья". Первый и последние два остались любимыми на всю жизнь. А вот по поводу остальных - недоумеваю: что я могла понимать в них в 14-16 лет? Чтобы понять "Баб", нужно иметь представление о гендерном насилии и двойных стандартах, а я, благодаря отсутствию у меня отца или отчима, а у матери - хоть какого-нибудь мужа, никогда с этим не сталкивалась. Или "Скучная история". Рассказ от лица главного героя, который тяжело (он полагает, что неизлечимо) болен и мучается страхом смерти, отчего постепенно морально деградирует. Накапливает желчь, обиду на близких, злобу, презрение к людям, позволяет себе безобразно орать на жену, обвиняет детей в эгоизме (эгоизм он видит, в частности, в том, что дочь платно занимается музыкой, хотя денежные дела семьи расстроены). Давайте подумаем минутку: а с какой стати молодая девушка должна отказываться от своей жизни из-за того, что ее отец - мировая величина, ученый, профессор! - не обеспечил семью? Как вообще можно быть крупнейшим ученым, знаменитостью и не иметь средств? И не забудем, что дело происходит в конце 19 - начале 20 в, когда материальная ответственность мужа и отца даже не обсуждалась. Работающая женщина из образованного сословия была белой вороной, работающая дворянка считалась позором семьи, по Уставу русской армии офицер не мог жениться на работающей даме, обязан был подать в отставку. - И вот в таких условиях папаша обвиняет молоденькую дочь, что у нее - какой эгоизм! - есть потребности!.. - Сдерживающих факторов у героя становится всё меньше, критика к себе исчезает, зато жалость к себе становится прямо истерической, и проблески осознания того, что так нельзя, гаснут, как бракованные спички. Никто, никто его не понимает, не сочувствует - даже любимая воспитанница Катя, и та напридумывала себе какую-то драму!.. При этом он совершенно не замечает, что и сам давно никому не сочувствует, не интересуется ни дочерью, у которой что-то неладно с женихом, ни Катей, ничуть не меньше его самого страдающей и одинокой. И что, спрашивается, я могла во всем этом понять? Это невозможно понять в 16 лет, не имея опыта общения с тяжелобольными людьми, выдавшими себе карт-бланш на свинство.
Наверное, я любила эти рассказы за личность автора.


Рецензии