Психинтернат и общество

Без комментариев.

* * *



Алексей Михайлюк 

Камни пройденных дорог сумел пробить «Росток»
Прокуратура признала незаконным «закрытие» интерната от НКО
пятница, 9 ноября 2012 года, 11:27
Интернаты психоневрологического типа принято считать «закрытыми». И хотя на то нет никаких правовых оснований, в нашем сознании прочно сидит термин, перекочевавший из советских реалий, когда ПНИ строили на отшибах, подальше от людских глаз. Псковской общественной благотворительной организация «Росток» удалось получить документальное подтверждение факта, что «закрытость» интернатов миф и удобный предлог, чтобы не пускать ненужных людей.
Так же принято считать, что любые благотворительные инициативы в этой сфере — великодушное одолжение руководства, которое вопреки установленному порядку, «открывает» двери. При этом задаётся очень странный тон отношений, в которых НКО и волонтёры, делая вроде как хорошее дело, занимаются этим вроде как не совсем законно. И, само собой, в любой момент интернат может напомнить, что он «закрытый» и свернуть любой проект и любую деятельность.
Псковская общественная благотворительная организация «Росток» работает в регионе уже 12 лет. За это время было сделано много для детей Бельско-Устьенского детского дома-интерната в частности, и системы социального обеспечения Псковской области в целом. Последний проект — дом сопровождаемого проживания, — представляет собой цивилизованную и гуманную систему проживания инвалидов с умственной отсталостью, альтернативную той, что имеется в данный момент в России. Вместо большого «закрытого» психоневрологического интерната, люди живут компактной группой в деревне и под присмотром воспитателей учатся, ведут хозяйство и работают. Подобные формы были отчасти отработаны ранее в проектах «Ростка», и этот проект был последним обновлением, который предполагалось передать на финансирование региона.
В этот момент мы столкнулись с проблемой: сотрудников организации перестали пускать в интернат, а проживающим там подросткам было запрещено общаться со всеми, кто имеет отношения к «Ростку». Похожие проблемы случались на протяжении последних лет, но эта ситуация была уже из ряда вон выходящей. Все совершеннолетние воспитанники являются дееспособными гражданами, которые находятся в интернате по договору социального обслуживания. Их удерживание и запугивание является вопиющим нарушением закона и любых возможных прав.
«Росток» обратился в прокуратуру района с просьбой дать оценку действий учреждения.
«Прокуратура Российской Федерации
Прокуратура Псковской области
Прокуратура Порховского района
(адрес)
23. 10. 2012
Прокуратурой Порховского района проведена проверка доводов, изложенных в Вашем обращении по поводу необходимости устранения препятствий к осуществлению общения с выпускниками ГБУСО «Бельско-Устьенский детский дом для умственно отсталых детей».
В результате проверки было установлено, что 17. 07 2012 года ПРОБО «Росток» в целях, предусмотренных уставом организации, была запланирована встреча с некоторыми выпускниками вышеуказанного учреждения, о чём заблаговременно было уведомлено руководство интерната.
Вместе с тем, несмотря на имеющееся уведомление, руководством социального учреждения встреча организована не была, посетители к проживающим в интернате совершеннолетним дееспособным гражданам Богдановой А., Семёновой О., Захаровой О., Алексеевой Е., Соловьёву М., в обозначенный день допущены не были. Проверкой установлено, что указанные лица проживают в ГБУСО «Бельско-Устьенский детский дом для умственно отсталых детей» на основании договоров о предоставлении социального обслуживания.
В соответствии со статьёй 20 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.
Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.
Статья 21 вышеуказанного закона устанавливает, что администрация стационарного учреждения социального обслуживания обязана:
Соблюдать права человека и гражданина;
обеспечивать возможность беспрепятственного приёма посетителей как в выходные и праздничные дни, так и в рабочие дни в дневное и вечернее время.
Проверкой установлено, что данные обязанности администрацией учреждения выполнены не были, чем нарушены конституционные права лиц, проживающих в интернате, на свободу общения и личную жизнь.
В целях устранения допущенных нарушений, в адрес директора ГБУСО «Бельско-Устьенский детский дом для умственно отсталых детей» внесено представление.
Заместитель прокурора района (подпись)»

По сути, это первое — в нашем регионе и в нашей работе точно, — документальное подтверждение факта, что «закрытость» интернатов миф и удобный предлог, чтобы не пускать ненужных людей. Мы предлагаем новые сервисы сверх тех, что может дать государство, мы предлагаем коррекцию установленных порядков и это должно быть главным приоритетом руководителей, а не поддержание текущего и зачастую очень печального положения.
Мы хотим поделиться этой новостью с нашими коллегами и единомышленниками в регионах и сказать — не бойтесь. Все мы делаем хорошее дело и закон на нашей стороне. Пора перестать лебезить перед Карабасами от собеса, пора начать общаться на равных и перестраивать работу в новую плоскость правовых оснований, а не «одолжений» и «закрывания глаз».
Мы также надеемся, что управление социальной защиты населения Псковской области развития не оставит данный инцидент без внимания и накажет виновных в нарушении законов и прав.

ИСТОЧНИК:


Рецензии