Как выучить иностранные языки или 14 шагов к своей

Путешествие
в тысячу миль начинается
с одного шага.




СОДЕРЖАНИЕ

Обо мне  4
Введение 6
ШАГ 1 КУДА ПЛЫТЬ!                7
ШАГ 2 ПРОЛОЖИТЬ МАРШРУТ!                13
ШАГ 3 СОБРАТЬ ДОСЬЕ!                25
ШАГ 4 СОЗДАТЬ НОВУЮ РЕАЛЬНОСТЬ!                26
ШАГ 5 СОСТАВИТЬ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ!                28
ШАГ 6 ПОДНЯТЬ ЯКОРЬ!                30
ШАГ 7 «ЗАВЕСТИ» НОВЫХ ДРУЗЕЙ -  КНИГИ!                32
ШАГ 8 ПРИНИМАТЬ «СИГНАЛЫ МОРЗЕ»!                38
ШАГ 9 СМОТРЕТЬ В ОБА!        40
ШАГ 10 СПЛЕСТИ СВОЮ МИРОВУЮ «ПАУТИНУ»!                43
ШАГ 11 ВЕСТИ БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ!                44
ШАГ 12 КОНЦЕНТРИРОВАТЬСЯ НА ПЛЮСЕ!                47
ШАГ 13 УЧИТЬСЯ НА ОШИБКАХ!                48
ШАГ 14 ПОДНЯТЬ ЯКОРЬ!                50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                52



ОБО МНЕ

Давайте знакомиться!

Я - профессиональный преподаватель английского и немецкого языков международного уровня.

Уже почти 18 лет я занимаюсь любимым делом и приобрела колоссальный опыт в обучении студентов разного возраста и уровня.

Я постоянно учусь и повышаю свою квалификацию. Я сдала международные  экзамены University of Cambridge ESOL Examinations по методике преподавания иностранных языков TKT (Teaching Knowledge Test), повысила уровень английского и сдала международный экзамен Edexcel Pearson Test of English по уровню C1.

В будущем планирую сдать международный экзамен по немецкому языку Goethe-Zertifikat C1 и кембриджский экзамен University of Cambridge ESOL Examinations по английскому языку CPE (Certificate of Proficiency English).

А пока я регулярно посещаю семинары и тренинги по методике иностранных языков, чтобы быть в курсе последних достижений в этой сфере. Я всегда использую полученные знания на занятиях со своими учениками.

Недавно я прошла обучение в международном институте THInK (ThetaHealing Institute of Knowledge). Это открыло мне безграничные возможности активизировать способности к обучению у каждого человека, используя различные техники. Теперь я являюсь уникальным преподавателем, потому что знаю, как проработать и преодолеть такие внутренние состояния как лень, отсутствие желания учиться и даже неприязнь к изучаемому языку.

Порой причиной безрезультатного хождения по курсам и смены репетиторов могут быть и ограничивающие блоки и убеждения в вас самих, которые и мешают заговорить на иностранном языке. Я помогаю безболезненно, а, главное, мгновенно, избавиться от этих блоков.

И, наконец, я делюсь знаниями, как использовать ресурсы нашего мозга для наилучшего усвоения информации, как заниматься легко и с удовольствием, без сопротивления и уговаривания себя. Моим студентам нужно гораздо меньше времени на то, что раньше отнимало часы. Результаты бесконечно радуют и вдохновляют и меня, и учеников, и они гораздо быстрее добиваются своих целей!!!

Приглашаю Вас на пробные занятия!

С уважением и любовью
Гузель Гисматуллина



ВВЕДЕНИЕ

Надо выучить язык, но где найти время? Как это сделать? Как быстро и эффективно получить нужные знания? Где учиться? На курсах или с репетитором?

В данной книге Вы найдете ответы, как организовать процесс обучения так, чтобы он был и приятным, и плодотворным. Все рекомендации основаны на личном опыте. Чтобы сделать мой «путеводитель» максимально полезным, я также просматривала блоги любителей иностранных языков в России и за рубежом. Важно было узнать мнение тех, кто использует разные методики и делится своими впечатлениями на форумах. Многие задают вопросы, как справляться с трудностями, возникающими при изучении языка. Результатом такой работы и стало это пособие.

Если Вы до сих пор не знаете, как и с чего начать, читайте и претворяйте в жизнь!
Если Вы уже учите язык, то найдете для себя много фишек, которые помогут Вам по-другому взглянуть на процесс обучения, полюбить язык и получать удовольствие от занятий.

Если Вы – преподаватель, то информация, изложенная здесь, будет тоже очень ценной для Вас. Вы сможете разнообразить уроки и помочь своим студентам в «легком» освоении языка.

Если Вы – родители, озабоченные тем, как «заставить» ребенка выучить язык, Вы узнаете, что можно и нужно делать, а о чем лучше забыть.

Приятного чтения! Делитесь своими впечатлениями по электронной почте или в социальных сетях.

ШАГ 1: КУДА ПЛЫТЬ?

Ваша цель - самый надежный ориентир. Она будет определять все Ваши последующие действия: как Вы будете обучаться и будете ли вообще, сколько времени, какие пособия Вам подойдут, на что стоит сделать акцент в первую очередь. Поэтому, задумайтесь, для чего Вам важно выучить язык и насколько сильно Вы этого хотите?
Если Вам сложно ответить на этот вопрос, просмотрите самые популярные варианты. Быть может, у Вас появятся свои идеи. Главное, выберите что-то ОДНО, самое-самое желанное для Вас.

Знание языка мне жизненно необходимо, потому что я хочу:

• узнать больше о стране, которая мне сильно нравится;
• самостоятельно путешествовать и чувствовать себя более уверенным, общаясь  с жителями других стран;
• бронировать билеты и гостиницы на иностранных сайтах по выгодным ценам;
• покупать себе без переплат качественные и брендовые вещи в зарубежных интернет-магазинах;
• читать и слушать новости, узнавать объективные мнения иностранных экспертов о событиях в мире;
• карьерного роста;
• повысить свои шансы и получить больше выгодных предложений по работе;
• найти удаленную работу за рубежом;
• быть в курсе последних достижений и  получать больше полезной информации в профессиональной сфере;
• учиться в зарубежном вузе;
• общаться и найти друзей за рубежом;
• найти свою вторую половинку;
• помогать своему ребенку с домашними заданиями;
• переехать;
• смотреть любимые фильмы без перевода;
• читать художественные произведения в оригинале;
• слушать песни своих кумиров и понимать, о чем они поют;
• быть в тренде, потому что знать язык -  круто и мне это нравится.

Я рекомендую Вам также задуматься о сдаче международных экзаменов. Тестирование проводится даже на начальном уровне. Так, у начинающих есть возможность сдать международные экзамены по английскому языку KET (Key English Test), TOEIC (Test of English for International Communication) или PTE (Pearson Test of English), по немецкому языку Start Deutsch, например.

Почему нужно сдавать экзамены? Мысль о сдаче теста будет задавать скорость Вашему обучению и заставит быть более дисциплинированными и проявить упорство. А сертификат будет логическим завершением определенной ступеньки Вашего обучения и признанием Ваших достижений.

Очень часто ко мне обращаются за уроками разговорного языка. По мнению студентов, разговорный язык – это знание минимального количества фраз, достаточное для повседневного общения. Никаких тестов, грамматических заданий и отработки произношения! Они считают, что им это не пригодится.

А вы задумывались, о чем мы ежедневно разговариваем на русском языке? Мы рассказываем о себе, о своей жизни, о своем здоровье. Мы шутим, «травим» анекдоты, обмениваемся кулинарными рецептами, делимся впечатлениями о фильмах, обсуждаем книги, музыку, изобразительное искусство. С коллегами мы общаемся на «профессиональном» языке, даже не замечая этого. Наша речь изобилует фразами и выражениями, вызывающими недоумение у любого иностранца, изучающего русский язык. Даже интонацией можно придать одной фразе различные смысловые оттенки! Поэтому для меня, как для преподавателя, знать разговорный язык - значит знать его как свой собственный.

Второй распространенной ловушкой является слепое изучение грамматики. Нередко я слышу такую фразу: «Мне нужна только грамматика. Давайте делать больше упражнений!». Многие преподаватели вообще занимаются только грамматикой.

Заучивание грамматических правил характерно для нашей системы обучения, потому как она основана на методиках изучения латыни и греческого – мертвых языков. Язык для общения был не нужен. Более того, до сих пор в наших школах строго исправляются и наказываются грамматические ошибки, из-за чего любой ученик не может сказать ни слова. При таком подходе к обучению люди за 10 лет в школе и в университете научились хорошо читать и переводить, но абсолютно не умеют говорить, слышать, принимать участие в разговоре. Стоит ли ставить себе такую цель? Почему нет? Если Вы ограничиваетесь только чтением профессиональной литературы и Вам не нужно общаться на языке.

А для общения работать нужно над всеми аспектами языка:
- читать и пополнять словарный запас, чтобы уметь выражать любые свои мысли;
- правильно  произносить слова и предложения, чтобы Вас понимали;
- знать «законы» грамматики;
- много слушать записи, чтобы понимать, о чем говорит Ваш собеседник;
- писать и …
разговаривать, разговаривать, разговаривать!


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Задание 1
Рассмотрите варианты целей, «примерьте» их на себя. Выберите и запишите самую желанную.

Задание 2
Проверьте Вашу цель. Представьте, что Вы уже ее достигли. Вы получили тот результат, который хотели? _____________

Чувствуете ли Вы себя счастливым? ____________________

Если Вы ответили «нет», вернитесь к предыдущему заданию. Красивая и желанная цель – гарантия Вашего успеха! Вы освоите гораздо больше и быстрее, поскольку изучение языка станет увлекательным процессом, а не тяжелым испытанием.

Задание 3
Переформулируйте свою цель в яркий девиз и проговаривайте его ежедневно. Или напишите его на красивой бумаге и повесьте на видное место. Он будет Вас вдохновлять на учебу. 



ШАГ 2: ПРОЛОЖИТЬ МАРШРУТ!

Из пункта А - в пункт В! Определите, на каком уровне владения языком вы сейчас находитесь, выполнив тест. Это можно сделать в ближайшей к Вам школе иностранных языков или пройдя тест онлайн в интернете.

По общеевропейской шкале компетенции владения иностранным языком (CEFR, Common European Framework) различают 6 уровней:

Обратите внимание на то, что владение определенным уровнем предполагает не знание грамматики или лексики, а умение слушать, понимать и говорить в определенной ситуации, например, обменяться телефонами.
 
Уровневый подход позволяет постепенно, от простого к сложному,  осваивать язык и отслеживать собственный прогресс.

Начальный уровень – это как каркас Вашего корабля, а все последующие уровни надстраиваются, дополняют и укрепляют его, придают особенные очертания и завершенный вид.

Чтобы успешно выполнять практические задачи повседневного общения, достаточно пройти один-два уровня. Три-четыре уровня позволят найти работу в зарубежной компании, поступить в зарубежный университет, подать документы на иммиграцию или свободно общаться с коллегами и друзьями. 5-6 уровни больше подходят тем, кто рассматривает иностранный язык как будущую профессию.

Для каждого уровня имеются соответствующие учебные пособия. Я рекомендую пользоваться аутентичными, то есть зарубежными. Вы всегда сможете определить, соответствует ли данный учебник Вашему уровню.  Уровень иногда указывается на передней стороне обложки и всегда на ее задней стороне.

В зарубежных учебниках материал четко структурирован и отобран специально в соответствии с уровнем. Комплекты включают в себя дополнительные аудио- и видеоматериалы, ссылки на онлайн-задания. Содержание учебников продумано и направлено на равномерное развитие всех языковых компетенций. Причем, В КОМПЛЕКСЕ, сразу, а не по отдельности!

Каждый урок включает в себя знакомство с новыми словами, отработку их произношения, грамматические упражнения на формы слов или построение предложений, прослушивание текстов и диалогов, в которых эти слова могут употребляться, запись предложений и выход в речь. Таким образом, легко достигается главная цель обучения – свободное владение иностранным языком. Помимо этого, пособия постоянно совершенствуются и отражают современные реалии языки. Учебники, написанные русскими авторами, составлены по старым методикам, реже обновляются и бывают далеки от реальности.

На сегодняшний день существует также множество различных вариантов обучения в интернете. Современные ресурсы предлагают разные программы, методы или просто материалы для любителей. Они, безусловно, хороши и нужны, но как ДОПОЛНЕНИЕ к основному курсу.

В чем их недостатки? Во-первых, отсутствие структурированности. Можно нахвататься всего по чуть-чуть, а в итоге выяснится, что знаний хватает на максимум поздороваться, кое-как задать вопрос, но практического владения языком, по сути дела, нет. И не будет!

Во-вторых, материал может не соответствовать уровню знаний. Слишком сложные задания постепенно убивают мотивацию, снижают самооценку и формируют неуверенность в своих силах. Это приводит к нежеланию вообще заниматься языком и к осознанию того, что это – пустая трата времени.

В-третьих, навыки развиваются неравномерно: хорошая грамматика, но неумение разговаривать, или хорошее восприятие на слух, но абсолютно безграмотная речь.
Даже если обратиться потом на курсы или к репетитору, все эти недостатки сложно будет исправить. В таких случаях предлагают группу либо уровнем ниже, и там скучно, либо уровнем выше, где чувствуешь себя идиотом.

У меня был такой случай в частной практике. Студент когда-то давно учился на курсах, потом время от времени занимался на LinguaLeo, там у него был уровень переходный А2-В1. Он обратился ко мне с целью освоить английский для HR. Причем с упором на устное общение, но без отработки произношения. Грамматикой обещал заниматься сам.  В дальнейшем планировал сдавать кембриджский экзамен FCE. На первый взгляд, все выглядело вполне логично. На практике оказалось, что у студента есть неплохой словарный запас, но слова он на слух не воспринимал, а различал только на письме. Не было базовых знаний по грамматике, чтобы строить элементарные предложения. Мы понимали друг друга с трудом. Для студента было откровением, что фактически, ему нужно начинать с нуля и строить этот самый каркас, прежде чем идти дальше. На данном этапе и терминология даже просто не усваивалась. Это наглядный пример того, что учиться надо по уровневой системе, используя возможности интернета дополнительно, а не как основной источник знаний. 
После того, как Вы определились с целями, уровнем и учебными пособиями, нужно рассчитать время в пути из пункта А в пункт В, то есть к Вашей цели.

При расчетах ориентируйтесь на то, что на освоение А1 потребуется примерно 75-100 академических часов. Каждый следующий уровень увеличивается по продолжительности в 1,5-2 раза. Вы можете набрать эти часы, занимаясь как по учебнику, так и используя дополнительные ресурсы – книги, фильмы, интернет. Но заниматься обязательно каждый день! 30 минут в день - и Вы в полном объеме и основательно освоите уровень А1 за 6 месяцев. А занимаясь по 2 часа в день, Вы менее, чем за год дойдете до уровня выше среднего (В2!!!).

На сроки Вашего обучения будут влиять не только интенсивность, но и формат занятий: самостоятельно, с частным преподавателем, на курсах, через интернет?
Рассмотрите также вариант обучения в странах изучаемого языка. Языковая среда – отличная практика и лучший вариант максимально быстро обучиться!

Вот и еще один плюс зарубежных учебников – как бы Вы не учились, Вам всегда будет очень просто варьировать формы обучения без какого-либо ущерба для своих знаний.   Хорошему репетитору будет достаточно названия учебника, чтобы продолжить с Вами заниматься. На курсах,  как в России, так и за рубежом, Вам подберут подходящую группу, потому что Ваш уровень легко определить! В интернете Вы сможете подобрать дополнительные материалы, соответствующие Вашему уровню.

Давайте рассмотрим плюсы и минусы разных вариантов обучения. Выбирайте сами, что Вам по душе, исходя из личных предпочтений, финансовых возможностей и целей, которых Вы преследуете.

Самостоятельное обучение
«+»: Вы экономите финансовые средства.
Вы составляете индивидуальный график обучения в зависимости от планов и занятости.

Вы можете выбрать любую понравившуюся программу или методику обучения.

«-»: Вам нужно быть предельно организованными и дисциплинированными. Занятия будут отнимать много времени и сил.

Вы – не профессионал, поэтому сложно самостоятельно определиться с пособиями.
Вас некому будет контролировать.

Никто не может гарантировать  результаты, которые Вы получите после окончания своего обучения.

Научиться общаться в одиночку невозможно.

Занятия с репетитором
«+»: Опытный педагог разработает для Вас индивидуальную программу обучения, подберет материалы.

Педагог скорректирует именно Ваши проблемные моменты.

Особенно целесообразно прибегать к услугам репетитора, если у Вас узкие цели.
График занятий Вы тоже можете выбрать сами.

Преподаватель может выезжать к Вам.

«-»: Стоимость таких занятий гораздо выше, чем на курсах, и общаться Вы будете, в основном, только с преподавателем.

Занятия по методике, выбранной репетитором, могут Вам не подойти. При индивидуальных занятиях с репетитором эффективность обучения во многом зависит от его квалификации.

Я несколько лет занималась подбором преподавателей. Могу сказать, что стоящих преподавателей приходило очень мало. Кто-то уходил уже с письменного теста. Некоторые не понимали на интервью, о чем я их спрашивала, не могли поддержать беседу. Были такие, которые до сих пор все занятие переводят с русского на английский, и наоборот. Однажды ко мне пришел преподаватель со своими учебниками, одним из которых был справочник по грамматике 1963 года.  Но больше всего меня удивило, что есть молодые преподаватели, которые в 21 веке не знают, как работает компьютер и что такое интернет. А для преподавателя – это все!!!

Курсы
«+»: Занятия на курсах доступны по цене и позволяют знакомиться и общаться на иностранном языке с разными людьми.

У слушателей в группе присутствует дух соперничества, что является серьезным стимулом к обучению.

Обучение четко построено и строго организовано по содержанию и по времени.

«-»: Продолжительность обучения на одном уровне 5-6 месяцев. Курсы заинтересованы в «затягивании» сроков обучения, дабы обеспечить себе финансовую стабильность на более длительный период.

Занятия проводятся по строго определенному расписанию. При пропусках занятий трудно потом вникнуть в тему.

В группе может одновременно заниматься 10-15 человек.  При таких условиях обучение может оказаться неэффективным. Каждому ученику уделяется значительно меньше внимания.

Обучение ведётся по определенной программе. Некоторые, в силу индивидуальных особенностей, приобретают знания и овладевают навыками медленнее других.

Оплата за обучение вносится сразу за большой срок. Деньги за пропущенные занятия, даже по уважительной причине, не возвращаются.

Внесение оплаты за обучение на длительный срок делает ученика своего рода заложником. Он уже не может сменить курсы или перейти на другой формат обучения.

Дистанционное обучение
«+»: Возможность выбирать наиболее удобное именно для Вас время, место и темп занятий. Можно заниматься индивидуально или в группе.

При индивидуальных занятиях Вы сами сможете подобрать преподавателя, который Вам нравится, в том числе, и носителя языка.

Стоимость таких занятий гораздо ниже по сравнению со стоимостью занятия вживую.
Если обучение групповое, у Вас всегда будет доступ к видеозаписям занятий. Вы можете вернуться к пропущенным урокам или прослушать непонятый Вами материал еще раз. Все, что нужно – это интернет.

Экономия времени на дорогу.

«-»: Соединение интернет может быть слабым или прерываться.

Последний вариант обучения наиболее гибкий и по отношению к преподавателю, и по отношению к студенту. Поэтому для себя я выбрала такую систему преподавания через интернет.

Что выберете Вы? В любом случае, учитывайте, что все варианты можно комбинировать. Вы можете обучаться самостоятельно и 1 раз в неделю разбирать с репетитором возникшие у Вас вопросы. Можно заниматься на курсах, и практиковаться с носителем языка по скайпу.

Но, внимательнее относитесь к предложениям, где Вам обещают быстрые результаты за короткое время. Мы учим русский язык в течение всей жизни. Изучение иностранного языка – тот же самый процесс. И, если Вам обещают мгновенные результаты, подумайте хорошенько, прежде чем соглашаться на это. 2-3 месячные курсы себя оправдывают, если Вы будете заниматься по нескольку часов в день.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Задание 1
Пройдите тест и укажите Ваш текущий уровень знаний.

Задание 2
Какой уровень  согласуется с Вашей целью? Учтите, если Вы учите язык для работы, переходите к специализированным курсам только на уровнях А2-В1.

Задание 3
Сколько времени у Вас есть? Рассчитайте, сколько времени Вам нужно заниматься каждый день или на неделе, чтобы достичь цели.

Задание 4
В соответствии с целями и уровнем ОБЯЗАТЕЛЬНО подберите себе ОСНОВНОЕ учебное пособие.

Задание 5
Что вызывает у Вас особенные трудности? Это то, над чем нужно работать в первую очередь.
; слушать и понимать аудиотексты
; грамматика
; чтение и произношение
; ограниченный словарный запас
; другое ________________________________________
Если Вы указали, что вообще не склонны к изучению языков и у Вас ничего не получится, вычеркните это. Вы знаете один из самых сложных для освоения языков в мире – русский. Значит, у Вас есть языковые способности! И то, что Вы до сих пор не выучили иностранный язык, означает лишь то, что Вы выбирали неправильную стратегию. Отбросьте сомнения!

Задание 6
Какие дополнительные учебные пособия и ресурсы помогут Вам преодолеть эти трудности.


Задание 7
Укажите Ваш вариант занятий.
; Самостоятельно
; Индивидуально
; Курсы
; Дистанционно
; Комбинированные занятия
 ________________________________________________



ШАГ 3: СОБРАТЬ ДОСЬЕ!

Начните знакомиться с  историей, обычаями и культурой страны, язык которой Вы учите. Вы найдете много интересных сведений, расширите свой кругозор  и начнете «чувствовать» язык.

В некоторых группах у меня есть традиция начинать занятие с неизвестных фактов о стране изучаемого языка. Каждый студент ищет «горячую» информацию в качестве домашнего задания   и старается удивить всех. Это здорово!

Кстати, добытая информация будет служить еще и отличным поводом  произвести впечатление на друзей или завязать беседу с носителями языка.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Задание 1
Что Вам интересно? Поищите заранее в интернете сайты, блоги, вступите в социальные группы по Вашей тематике. Сделайте себе закладки этих страниц. Так, у Вас всегда будет доступ к важной и новой для Вас информации, и Вы сэкономите время на поиске.



ШАГ 4: СОЗДАТЬ НОВУЮ РЕАЛЬНОСТЬ!
 
Хорошо бы соорудить собственный уголок, в котором найдется место предметам, ассоциирующимся со страной изучаемого языка: сувениры из поездок, флаги, открытки, постеры, книги, диски. Здесь Вы сможете заниматься. Это место будет постоянно напоминать Вам о необходимости продолжать занятия и вдохновит на новые победы!

Придумайте себе яркий образ, вживитесь в роль и практикуйте язык! Помните Соньку - Золотую Ручку? Она притворялась и полячкой, и немкой, и француженкой. С умным видом она говорила фразы типа «London is the capital of Great Britain», и ей все верили!!!

На самом деле, это очень весело и помогает снять языковой барьер! В одной группе начинающих у меня была «Донна Роза» из Бразилии. Какие там эмоциональные диалоги велись! Общаться от лица другого человека всегда проще, потому что многие неохотно делятся информацией о себе, не знают, что сказать или боятся делать ошибки.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Задание 1
Где Вы будете заниматься? Подумайте, как можно  «обновить» это место.

Задание 2
Кем бы Вы можете стать, если у Вас возникнут сложности с общением? Кто Ваш любимый «персонаж»?




ШАГ 5: СОСТАВИТЬ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ!

Если одной из причин, почему Вы до сих пор не начали изучать язык, было убеждение, что у Вас совершенно нет на это времени, запишите все, что Вы делаете каждый день, и, наверняка, удивитесь, сколько свободного времени вдруг у Вас обнаружится.

Учитывайте свои биологические часы. Если Вы «сова», планируйте занятия на вторую половину дня.

Если Вы выбрали интенсивный график занятий, обязательно делайте перерывы через каждые 45 минут. Именно в течение этого времени наш мозг хорошо усваивает информацию. После этого в течение 15 минут разомните тело, подышите свежим воздухом, выпейте воды, и только потом продолжайте дальше!

Выделив время на занятия, неукоснительно следуйте этому плану.

Если Вы – человек творческий, жесткие рамки Вам не подходят, не надо себя заставлять, потому что сработает самосаботаж, и постепенно Вы забросите занятия. Лучше напишите на листе бумаги все, что Вам нужно сделать на сегодня и в течение дня переключайтесь с одного задания на другое. Если надоело какое-то упражнение, смотрите по списку, чтобы хотелось сделать сейчас. Эффективность от этого не падает.

Главное – начать! Занимайтесь каждый день минимум 30 минут!
Вам нужно продержаться 21 день – именно столько времени формируются наши привычки. Потом занятия станут для Вас абсолютно привычным делом до такой степени, что выучив один язык, Вы захотите начать изучение другого!


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Задание 1
Заведите себе «дневник» обучения. Составьте примерный план, что Вам примерно нужно делать каждый день. Записывайте в дневник свою «ежедневную» норму, которую Вы выполнили. Если по каким-то причинам Вы что-то не успели, постарайтесь ликвидировать свое отставание в течение недели. Обязательно отражайте свои результаты: что полезного Вы сегодня сделали или узнали. Это могут быть даже одно новое слово или правило, факт о стране, чтение книги или прослушивание песни – все, что связывает Вас с языком и приближает Вас к конечной цели!



ШАГ 6: ПОДНЯТЬ ЯКОРЬ!

Ваш день Х настал! А вот и первая приятная новость! Не обязательно каждый раз усаживать себя за учебники!

В этой книге я решила больше внимания уделить дополнительным возможностям научиться иностранному языку.

Итак, с сегодняшнего дня приучайте себя думать на другом языке. Просто обращайте внимание на свои мысли в течение дня, переводите и записывайте их.

Переставьте свои гаджеты на иностранный язык.

Попробуйте вести записи в ежедневнике на другом языке. Если вести список покупок, то легко можно запомнить все названия продуктов, которые Вы чаще всего покупаете. Кстати, я сама очень люблю рассматривать упаковки и читать описание товара на английском или немецком языке.

Проснувшись утром, пожелайте себе доброго утра и хорошего дня на 2 языках! Сделайте зарядку вместе с красивым американским инструктором! Для девушек можно найти много видео с макияжем от мировых стилистов.

За завтраком представьте свой диалог с официантом в уютной итальянской кофейне, где Вы вежливо просите его приготовить Вам завтрак и принести чашечку ароматного кофе!

По дороге на работу Вы можете обдумать все, чем Вам предстоит  заниматься сегодня.

А вечером можно заменить традиционный просмотр телевизора фильмом или книгой на иностранном языке.

Учитесь бронировать отели или находить нужные товары через Интернет, знакомьтесь с меню на сайтах ресторанов, заказывайте билеты на поезда и самолеты.

Можно отправиться в настоящее виртуальное путешествие по улицам Вашего города мечты. Все, что нужно – панорамные карты или режим просмотра улиц в Google.

«Играйте» и развивайте этот навык! Постепенно он войдет в привычку, и Вы сможете довольно легко думать о повседневных вещах на иностранном языке.




ШАГ 7: «ЗАВЕСТИ» НОВЫХ ДРУЗЕЙ - КНИГИ!

Чтение – это безумно увлекательно! Когда Вы читаете, Вы погружаетесь в жизнь главных героев, наблюдаете, как они себя ведут, как они разговаривают, какие у них проблемы и т.д.

Чтение способствует колоссальному и быстрому расширению Вашего словарного запаса и изучению грамматических конструкций, характерных для данного иностранного языка. Вы всегда можете уловить смысл, ориентируясь на контекст ситуации, а если не поняли, вернуться к тексту, просмотреть еще раз, или, в крайнем случае, взять словарик посмотреть значение каких-то слов. Со временем Вы начинаете понимать характерные особенности построения предложений или использования тех или иных форм слов.

Самое главное, читать нужно то, что соответствует уровню и очень нравится. Попробуйте читать понемногу каждый день, постепенно увеличивая объемы. Через некоторое время это войдет у Вас в привычку.

На начальном этапе подойдут адаптированные, даже детские книги. Можно взять произведения, знакомые по содержанию. Отличный выбор – газеты, журналы и комиксы. Они живые, изложенный материал в них сопровождается картинками и фотографиями, язык современный. Старайтесь не пользоваться словарем, а по картинкам и знакомым словам догадываться, о чем идет речь. Когда Вы прочитали и поняли суть, прочтите второй раз с целью более детального понимания текста. После третьего раза, Вы поймете, что полному пониманию мешают всего несколько слов. Если без них смысл остался непонятен или эти слова периодически повторяются в тексте, воспользуйтесь словарем.

Кстати, если Вы много путешествуете, одним из лучших вариантов чтения для Вас являются путеводители. Найдите путеводитель той страны, куда собираетесь поехать, или язык которой Вы изучаете. У Вас в руках окажется масса полезной информации о стране, ее особенностях. Вы спланируете, что обязательно стоит посетить, а, самое главное, уже будете подготовлены в плане знания «туристического» минимума!

Если Вы занялись изучением языка для работы, подберите тематическую литературу по Вашей специальности.  Читая ее, Вы будите набирать специфическую лексику, которая поможет потом общаться с коллегами-иностранцами на известные Вам темы.

Самое серьезное - это художественная литература. Почему? Ну, во-первых, не у всех хватает терпения дочитать произведение до конца. Во-вторых, язык прозы более сложный, чем язык статьи и, тем более, комиксов или детских книг.

Здесь может пригодиться метод чтения "на объем". Он популярен и доказал свою эффективность. Вы берете книжку, можете перевести медленно и вдумчиво со словарем предложение, абзац, страницу (в зависимости от вашего уровня), а потом начинаете "читать" без словаря, пытаясь ухватить хоть крупинки смысла, хоть отдельные знакомые слова, хоть вообразив, что понимаете. Так, 10, 20 страниц, книжка, две книжки. Смысл медленно и верно начнет проявляться как фотография. Вспомните свои первые русские книжки!

Читайте вслух! Произносите четко звуки, ставьте ударения, где положено, следите за паузами и интонацией. Если встречается слишком много незнакомых слов, возьмите другую книгу. В любом случае все слова, в произношении которых Вы не уверены, смотрите в словаре, уточняйте, как правильно их произносить.

Выбирая книгу, просмотрите по одному абзацу в начале, в середине и в конце. Если Вы ничего не понимаете, или наоборот, все предельно ясно, поищите что-то другое, даже если книга Вам очень понравилась. Содержание должно быть понятным, но при этом должно быть 15-20% незнакомых слов.

Читая, не ищите в словаре каждое встретившееся новое слово. Постоянные поиски Вас утомят, и Вы быстро забросите это занятие.

Выписывайте незнакомые слова, но не заучивайте все подряд! Старайтесь запоминать те слова, которые чаще попадаются, поскольку это говорит об их популярности. Проанализируйте другие слова! Насколько они Вам пригодятся в жизни? Вы можете представить ситуации, в которых Вы с кем-то разговариваете и используете эти слова? Если нет, то пропустите их.

Например, Вам попалось английское слово “hoof” - копыто.  Навряд-ли, оно Вам сильно пригодится в жизни. Ну, если Вы поедете на ферму, Вас неожиданно лягнет лошадь или корова, и Вы будете объяснять врачу причину Вашего обращения.  Согласитесь, ситуация нестандартная!

Если слово «полезное», то продумайте свой диалог. Так Вы это слово запомните, и в нужный момент и слово, и фразы всплывут в Вашей памяти.

Можно составить свою историю с новыми словами или пересказать прочитанное от первого лица.

Не бросайтесь на книги с русским переводом! На форумах все имеют одинаковое мнение по этому поводу,  и оно абсолютно совпадает с моим: это бесполезная трата времени. Ваша задача - привыкнуть читать и думать только на иностранном языке, по возможности, не переводя текст на родной язык даже  в уме. Вы видите русский перевод и невольно продолжаете мыслить по-русски. С точки зрения грамматики это тоже бессмысленно. Языки разные, мысли выражаются по-разному, и сопоставить  перевод и понять использование тех или иных правил невозможно. Это естественно - правила сочетаемости слов в языке разные.

Читайте просто так! Читайте с удовольствием! Ваша задача — прочесть как можно больше, прикладывая как можно меньше усилий.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Задание 1
Выберите себе в книжном магазине подходящую книгу. Можно скачать версии книг в интернете.
 
Задание 2
Найдите в интернете официальные сайты популярных в стране изучаемого языка газет и журналов.

Задание 3
Определите для себя комфортный объем чтения на каждый день. Пусть это будет даже один абзац! Постепенно увеличивайте объем читаемого! 




ШАГ 8: ПРИНИМАТЬ «СИГНАЛЫ МОРЗЕ»!

Одним из эффективных способов натренировать свое ухо на понимание иностранной речи является прослушивание аудиокниг. Можно слушать, когда Вы идете на работу,  гуляете, бегаете на открытом воздухе или занимаетесь домашними делами. 

Принцип подбора аудиотекстов тот же, что и принцип подбора книг – слушайте то, что более-менее понятно, нравится. Если Вы беретесь за незнакомую аудиокнигу, ознакомьтесь с ее кратким содержанием.

Для начала нужно приучить слух распознавать звуки нового языка. Не торопитесь слушать книги полностью. Начните с 5-10 минут записи. Слушайте этот текст много раз подряд в течение нескольких дней до полного  или почти полного узнавания всех звуковых элементов. С каждым разом Вы будете понимать все больше и больше, расслышите многие звуки, которые Ваш мозг не воспринимал до этого.

Затем слушайте снова и снова, используя текст отрывка в качестве опоры. Слушая с одновременным следованием глазами по написанному, Вы привыкаете и уже твердо ассоциируете видимые в тексте слова со звуками.

Следующий этап работы с текстами – имитация. Разделите текст на части, слушайте запись с паузами и повторяйте с максимально точным копированием звуков и интонации. Слушайте и повторяйте с разными эмоциями или разной громкостью звука. Так тренируются Ваши лицевые мышцы.

Записывайте себя на диктофон и сравнивайте с «оригиналом». Отрабатывайте "проблемные" места.

С песнями можно работать точно так же. В песнях также содержатся популярные речевые обороты, фразеологизмы и идиомы, различные грамматические конструкции и прочие компоненты языка! Слова и перевод песен можно легко найти на любом музыкальном сайте, но особенно полезно, если Вы самостоятельно попробуете перевести песню и проработаете слова и грамматические структуры, входящие в состав текста.

Слушайте и пойте любимые песни! Так, изучение языка станет одновременно полезным и интересным.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Задание 1

Подберите себе аудиокнигу и ее печатный вариант!

Задание 2
Составьте свой Топ-лист песен! Обновляйте «репертуар» время от времени!



ШАГ 9: СМОТРЕТЬ В ОБА!
 
Если мы начинаем изучать языки с удовольствием, то, конечно, особое внимание уделяем фильмам.

Я не знаю ни одного человека, которому бы не нравилось смотреть видео. Это превосходный обучающий материал, при помощи которого Вы учитесь понимать английскую речь на слух и видите, как произносят слова носители языка. Вы пополняете свой словарный запас, понимаете, когда и в каких случаях употребляется то или иное слово.

Можно смотреть новости в интернете или ролики на YouTube. Смотреть любимые фильмы в оригинале гораздо лучше. Дублированная версия никогда не сравнится с «живой». К тому же, вы будете приятно удивлены, услышав настоящий голос Ваших любимых актеров. При просмотре фильмов пользуйтесь для начала оригинальными субтитрами. Пытайтесь уловить ключевые слова и опирайтесь на действие. Делайте заметки по ходу просмотра – выписывайте интересные фразы. Это не только поспособствует росту знаний, но и откроет нюансы употребления в «реальной жизни».

Фильмы, которые Вы однажды уже разобрали, можно через какое-то время пересматривать без субтитров. Таким образом, Вы освежите в памяти записанные слова и выражения и получите максимальное удовольствие, просмотрев фильм уже без остановок.

Со временем приучайте себя смотреть фильмы без субтитров. Слуховое восприятие и чтение – одинаковые по своей природе умения, и Вы можете одновременно использовать только одно из них. Вы либо следите за происходящим на экране и слушаете, либо читаете субтитры. Да, Вы не будете понимать многое из того, что услышали. Но так и должно быть! У Вас есть «картинка» на экране - ухватывайте основные идеи, улавливайте ключевые слова и звуки.

Забудьте о русских субтитрах! Я уже упоминала, почему не стоит пользоваться русским переводом, в главе о чтении книг. При просмотрах видео несовпадения в языках проявляются еще ярче, и Вы себе только навредите.



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Задание 1
Составьте список фильмов, которые Вы бы обязательно хотели посмотреть!

Задание 2
Найдите группы в социальных сетях «Фильмы на …… языке». Тогда Вам не придется «рыскать» по всему интернету в поисках «иностранной» версии фильма.

Задание 3
Подпишитесь на интересные Вам каналы Youtube!



ШАГ 10: СПЛЕСТИ СВОЮ МИРОВУЮ «ПАУТИНУ»!

Интернет - источник мощнейших возможностей для изучения языка. Вы можете найти много полезных сайтов и блогов о стране изучаемого языка. Существуют особые сайты, полностью посвященные изучению одного или нескольких иностранных языков. Очень много онлайн-программ и видео для работы над произношением, запоминанием новых слов и грамматикой. Все это облегчит Вам в разы работу над языком и ускорит сам процесс освоения. Дерзайте!


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Задание 1
Создайте свою «паутину» из Интернет-ресурсов! Что именно Вам нужно и пригодится? Найдите полезные Вам сайты.



ШАГ 11: ВЕСТИ БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ!

Записывайте новые слова и фразы по темам в тетрадь, на кольцах. Это очень удобно! Так, Вы всегда сможете дополнить уже имеющиеся разделы, просто вставив новый лист в нужное место. И Вы сможете снять несколько листов, взять с собой и в течение дня, улучив минутку-другую, посматривать их.

Выделяйте слова разным цветом по родам или частям речи! Группируйте слова в разные столбцы по значению. Например, по теме «Город» можно выделить «Транспорт», «Знаки», «Направление», «Достопримечательности» и т.д. Можно составить диаграммы и дополнить их рисунками, картинками.

Замечательным изобретением стали так называемые интеллект-карты, mind maps. В центре карты Вы рисуете главную картинку темы, от которой расходятся веточки. На ветвях «висят» наиболее яркие, «говорящие» слова или рисунки. Такой способ улучшает запоминание информации и дальнейшее ее использование.

Отличный вариант - сразу записывать другие части речи, образованные от этого слова, а также синонимы, антонимы к слову. 

В понимании и запоминании слов помогает также знание значений приставок и суффиксов.

Можно вести карточки по алфавиту, формируя свой собственный словарь. Нумеруя карточки, легко контролировать выполнение ежедневной нормы по новым словам и прослеживать количество изученных слов в целом.

Считается, что эффективно запоминать слова помогает пропускание их через максимум органов чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, ощущения. То есть, увидели, услышали, повторили, записали, если возможно, прочувствовали на вкус или запах, проанализировали, нашли аналогии и ассоциации с русским языком.

 «Примеряйте» на себя фразы, которые могут пригодиться в реальной жизни. Методика «Я», по мнению лингвистов, делает запоминание более эффективным.

Еще, специалисты вывели идеальную формулу запоминания – 30 слов в день, 5 из которых глаголы. Методика ориентирована на занятых людей, желающих без особых временных затрат освоить азы нового языка, научиться понимать и говорить.

Согласно формуле, слова следует выбирать по первой букве, ежедневно изменяя ее на последующую – таким образом, если сегодня вы учите слова на «А», то завтра - 30 слов на букву «В». Когда полный круг алфавита будет пройден, Вы снова возвращаетесь к «А» и т.д. Эффективность данного метода заключается в том, что он позволяет создать для себя определенные правила, которые со временем войдут в привычку и трансформируются в систему.

Что касается грамматических правил - прописывайте их в виде схем. Проводите логические параллели между сходными явлениями в родном языке и в тех, которые уже знаете.

Помимо этого, есть «веселые» методы запоминания - любимые мелодии. Всем с детства знакома песенка «В лесу родилась елочка». Мотив этой песенки очень удобен для запоминания глагольных форм.
 
I have, you have, we have, they have.
He has, she has, it has.
I have, you have, we have, they have.
He has, she has, it has.

В немецком языке есть также пример «заклинания» для запоминания окончаний склонения существительных:
RESE, NESE, MRMN, SRSR
(окончания мужского, женского, среднего рода и мн.числа соответственно в Nominativ, Akkusativ, Dativ, Genitiv).

Пробуйте и убедитесь сами!

Но никто не отменял регулярное просматривание записей  и повторение.



ШАГ 12: КОНЦЕНТРИРОВАТЬСЯ НА ПЛЮСЕ!

Занимайтесь каждый день и хвалите себя! Записывайте любые свои достижения и концентрируйтесь на них! Каждый идет к успеху своим темпом. Не гонитесь за быстрыми результатами, получайте удовольствие от того, чем Вы занимаетесь здесь и сейчас. Даже одно слово или фраза в день приближают Вас к желаемому результату! Посчитайте, как вырастет эта цифра за неделю, за месяц, за год!

Придумайте себе «кнут и пряник»! Откажитесь от просмотра телевизора или от прогулки с друзьями, пока не выполните свой план на сегодня. Делайте себе подарки за каждый ощутимый результат!

И обязательно верьте в себя и продолжайте занятия! Слышали об эксперименте с блохами?  Ученые  посадили  блох   в  стеклянную банку  и  плотно  закрыли  крышкой.  Блохи  стали отчаянно   прыгать и  биться  о  крышку.  Через  какое-то  время  ученые  сняли  крышку.   Для  блох ограничивающего потолка  больше  не было,  но  они   прыгали  только  до  края  банки. 

Человек способен  программировать  свою  жизнь  сам. Выпрыгните  из  банки  и  не  ограничивайте  себя  воображаемой  крышкой! Помните, Вы являетесь носителем самого сложного в мире языка, поэтому выучить другой иностранный язык у Вас точно получится.


ШАГ 13: УЧИТЬСЯ НА ОШИБКАХ!

Я много общаюсь с представителями разных стран и замечаю, что только для русских людей характерен панический страх перед ошибками.

Кто-то хватается за голову при слове «немецкая грамматика» и уверен, что все эти артикли, падежи, склонения и окончания глаголов выучить невозможно. Другие сетуют на чтение и произношение английских слов, а времена английских глаголов – явление и вовсе непостижимое.

Закройте на все эти сложности глаза и просто начните изучение языка! Вспомните, как Вы учили в детстве русский язык - Вы и понятия не имели, что такое грамматика, и я уверена, до сих пор не все знаете! Лучше сконцентрируйтесь на схожих моментах. Полистайте учебник, по которому Вы учитесь, и порадуйтесь, как много слов Вы уже знаете и понимаете! Какое облегчение читать в том же немецком языке, потому что слова произносятся так, как пишутся.

Многие студенты боятся делать ошибки и предпочитают молчать. Но без ошибок нельзя научиться! Это все равно, что учиться кататься на велосипеде и ни разу не упасть. Так не бывает!

Делайте ошибки и не стесняйтесь своего акцента! Это поможет постоянно «определять» слабые места, над которыми стоит работать.

Потом, мы изучаем языки, чтобы, прежде всего, общаться. И если нас поняли, значит, цель достигнута. Это – самое главное.

Как Вы будете общаться  с англичанином, который плохо говорит по-русски? Вы его в любом случае выслушаете! Не поймете - зададите наводящие вопросы. А если поймете, ответите и объясните, как сказать это правильнее. И каждый из Вас будет горд: англичанин – потому что  научился правильно говорить, а Вы – потому что помогли человеку. Так же и с Вами, когда Вы пытаетесь объясняться на другом языке!

Расслабьтесь и получайте от общения удовольствие!



ШАГ 14: ПОДНЯТЬ ПАРУСА!

Бросьте себе вызов и попытайтесь общаться вживую с теми, с кем Вас объединяет язык.

Для приобретения навыков живого общения разговорные клубы помогают как нельзя лучше. Более того, большинство современных разговорных клубов позволят Вам общаться не только с русскими преподавателями иностранного языка, но с его носителями. Метод «погружения в языковую среду» прекрасно способствует снятию любых языковых барьеров, расширяет кругозор и понимание языка.

Найдите себе единомышленников, в том числе и иностранцев, которые всегда готовы пообщаться по скайпу или в чате. На некоторых сайтах люди находят друзей именно с целью изучения языка. На многочисленных форумах можно сколько угодно общаться с иностранцами. В социальных сетях есть группы по интересам.

Если Вам что-то непонятно, спрашивайте у Вашего учителя, у тех, с кем состоите в одной группе, у друзей.

Практикуйте свои разговорные навыки. Вы увидите, как очень скоро изучаемый язык откроет Вам двери в огромный мир.

Старайтесь все же больше общаться с носителями языка. Одна из моих учениц познакомилась с поляком, разговаривать стала много и в быстром темпе, но нахваталась «польского английского».



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

А теперь ответьте мне на вопрос: насколько сложно выделить 2 часа в день на изучение иностранного языка?
А если распределить это время на весь день? Полчаса-час по учебнику плюс думать и записывать мысли в течение дня, послушать что-то, пока Вы собираетесь на работу или занимаетесь спортом, посмотреть короткое видео в обеденный перерыв, поиграть вечером в онлайн-игру, почитать на ночь страничку? По-моему, это реально! И весело!
Все зависит от Вас! Попробуйте уже сегодня! Иначе и через неделю, и через месяц, и через год Вы останетесь там же, где и сейчас! Это время все равно пройдет, и лучше делать неуверенные первые шажки навстречу своей мечте, чем уверенно топтаться на одном месте.


Счастливого плавания! Попутного ветра! 7 футов под килем!

Приглашаю вас в увлекательное путешествие со мной! Записывайтесь на занятия!


Рецензии