Былинные земли. Тайна старой дороги, часть 7

(Продолжение)

БИСКУП-НОВОСЕЛ?

Удельные формирования были уже в прошлом, наступали другие времена. Упомянутый князь Степан Избарский – скорее всего, представитель раннего частнособственнического клана, что управлял отдельной территорией.

Может быть, здесь начиналась Белая Русь? Может быть, Избарские и Великий бор были основой Полоцкого государства? Во всяком случае, на полуострове, вклинившемся в Белое (Лепельское) озеро, найдены раритеты довеликокняжеского периода.

Бискуп был явлением, возникшим на руинах феодального распада. Его роль заключалась в изменении ориентиров и подготовке новой среды, связанной с перемещением масс населения.

Экспансия входила в противоречие с традиционным, православным, укладом. Как следствие – взрыв негодования в местной среде. Он был зафиксирован в начале XYII века, вызванный намерением короля посадить на пост бискупа прозападного католика. Местная элита увидела в этом элемент засилья.

В период кратковременного возврата полоцких земель под русское управление, «литовский город» мог быть разрушен. Михаил Кусцинский, археолог, историк, краевед, в заметке о Лепеле для Словника всех географических названий, писал, что Лепельское поместье, «обезжизненное» опричниками Грозного, досталось в 1568 году Зеновичу из рода балканских Деспотов - каштеляну смоленскому, по смерти которого Монивид Дорогостайский, воевода полоцкий, получил на него пожизненное право.

Однако и Дорогостайский недолго управлял волостью. Пришедший к власти австрийский ставленник Стефан Баторий после образования союза с Польшей и укрепивший влияние шляхты, после изгнания грозновских стрельцов, снова водворил туда виленский капитул. А в 1586 году, повторюсь, волость перешла в подчинение Льва Сапеги, виленского администратора и земельного олигарха.

Средневековая борьба за выгодное географическое пространство завершилась «росписью» великокняжеского канцлера, который поменял взгляды на жизнь. То ли в связи с религиозными предпочтениями, то ли из необходимости поддержки папы римского, то ли в связи с наступлением Смутного времени, в 1609 году, Лев Сапега отдал и Старый, и Новый Лепель, со всеми входящими в состав деревнями и весями, святомихальским виленским девам-бернардинкам.

Интересно, что сделано это было без широкого обсуждения, вопреки воле коренных жителей. Канцлер удачно использовал родственную почву: пост полоцкого воеводы занимал в то время Андрей Сапега, участник войны с Русским царством. И ему удалось перетянуть местных магнатов на свою сторону.

(Продолжение следует).

На снимке: лесная дорога к Ясе (Эссе).
15.06/18


Рецензии