Сталин в Сталинграде

Первый раз Сталин приехал в город Царицын, впоследствии – город его имени, в 1919 году для обеспечения центральной России хлебом. И стал, благодаря своему твёрдому характеру и значительной позиции в партии, фактически, руководителем обороны Царицына.
В связи с политической обстановкой по ходатайству местных коммунистов в 1925 году ВЦИК постановил переименовать Царицын в Сталинград. И строительство первого в СССР тракторного завода через год началось именно здесь.

В 1937 году в бывшем особняке Репнина, что напротив вокзала, открыли Музей обороны Царицына им. И.В.Сталина, и перед входом вождю поставили гранитный памятник. Говорят, что он во время боёв пропал, и в декабре 1943 его срочно заменили новым.  Но в интернете есть снимки, где повреждённая осколками скульптура стоит на постаменте, только время съёмки не известно.
После войны, рядом, на площади Павших борцов, где была трибуна, поставили на высоком пьедестале ещё одну его большую скульптуру. Но самый большой в СССР и в соцлагере монумент Сталину, высотой 54 м, включая тридцатиметровый постамент, по проекту Вучетича, из листов редкой меди, воздвигли в 1952 году у шлюзов только что построенного Волго-Донского канала.

Во время боёв имя Сталина звучало в окопах и блиндажах. С ним ходили в атаку, о нём говорили политработники, напоминали газеты.  «За Сталина!» писали на башнях танков. Эти слова были и на красном флаге, поднятым над возвращённым Мамаевым курганом в январе 1943 года. Про интересный по отношению к Сталину эпизод рассказал в 1943 году капитан Аксёнов из 284-й воевавшей там дивизии.
«…Когда я видел перед собой весь город, я почувствовал весь Сталинград и вспомнил про Царицын, про то, как я рассказывал об обороне Царицына в пединституте… Я рассказал свои воспоминания товарищам и сказал о том, что в 1918 г. Мамаев курган был и командным и наблюдательным пунктом товарища Сталина. Об этом мало знали. Бенеш заинтересовался подробностями. («...К нам он <Василий Гроссман> попал не только потому, что мы сидели вплотную к знаменитым «бакам» на Мамаевом кургане, самом западном участке Сталинградского фронта, но ещё и потому, что его племянник, киевлянин Беньяш, стройный, чёрно-курчавый, отчаянно-весёлый и весело-отчаянный парень, любимец всего полка, был командиром нашего первого батальона. Но встретиться с ним Гроссману не удалось — Беньяш погиб ещё до начала наступления, погиб по-глупому, то ли от шальной пули, то ли от случайного осколка в тот редкий час, когда на фронте была тишина...» - В.Некрасов). Затянул меня в блиндаж, где собралось человек пятнадцать рассказать об обороне Царицына. Я сделал что-то вроде лекций в течение часа… Когда все вышли из блиндажа, каждому хотелось посмотреть окопы 1918 года. Бенеш использовал этот рассказ и просил рассказать об обороне Царицына в других ротах. После этого бойцы еще больше почувствовали символическое значение обороны Сталинграда. То, что там был Сталин, глубоко проникло в душу бойцов и воодушевляюще действовало на их моральное состояние. И Бенешу хотелось занять Мамаев курган еще и потому, что он имел такую историю. В шутку мы называли Мамаев курган святым местом, местом, где был Сталин».

Сам же руководитель страны посещал Сталинград трижды.
Первый раз в августе 1933 прибыв на пароходе «Клара Цеткин», вышел на грузовой пристани Сталинградского тракторного завода. Обсудил с партийными и советскими руководителями проблемы индустриализации Нижневолжского края и развития Сталинграда, перспективы развития тракторного завода, осмотрел город и отправился дальше на Кавказ. Сообщений о его пребывании в Сталинграде ни в центральных, ни в местных газетах не было.
Но после его поездки стали возводить многоэтажные жилые здания, создали зоны озеленения, и Сталинград превратился в один из красивых городов Нижней Волги.

Потом Сталин был в уже разрушенном городе два раза, оба проездом в 1943 году в связи с   Тегеранской конференцией.
Первый раз - в конце ноября по пути в Баку, поезд с бронированными вагонами останавливался на станции Сталинград-1 только на полчаса для подключения к ВЧ.
Второй раз через девять дней - 4 декабря 1943 года, возвращаясь в Москву.
На территории, прилегающей к временному деревянному вокзальчику, стояли густые цепочки солдат НКВД в белых полушубках.
По очищенным от снега дорожкам он обошёл разрушенный вокзал, сел в «эмку» и поехал на тракторный завод. На заводе его уже встречал - неделю не вылезающий оттуда - нарком тракторной промышленности Малышев.
На обратном пути поезд притормозил у Мамаева кургана. Но Сталин на кургане не побывал – Мамаев ещё не разминировали.
Говорят, что это событие было отмечено в «Сталинградской правде» от 11 декабря 1949 г.

По решению Сталина город застроили заново. Основу плана разрабатывала Академия архитектуры СССР. В проектировании зданий приняли участие выдающиеся архитекторы Москвы и Ленинграда. Возникал новый великолепный центр, и пятидесятые годы стали расцветом его архитектуры.

В 1961 году после XXII съезда решением ЦК КПСС (Первого секретаря ЦК Хрущёва), по Указу Верховного совета РСФСР от 10-го ноября, Сталинград был переименован в Волгоград.
По словам участника битвы, автора «В окопах Сталинграда» В.Некрасова: «В предшествующие этому событию пять лет, между XX и XXII съездами, портреты вождя со всех стен исчезли, бюсты сваливали на помойку, десятки, а может, и сотни тысяч памятников и скульптур… один за другим летели со своих постаментов или незаметно удалялись со скамеечки, где великий вождь в обнимку сидел с Владимиром Ильичём».
Правда, величественный монумент у шлюзов устоял до 1961 года. Но через несколько дней после переименования его по-тихому, в оцеплении спецподразделений, низвергли и демонтировали за одну ночь.
А сейчас - о Сталине как Главнокомандующем в Сталинградской битве есть немного экспонатов в государственном Музее-панораме «Сталинградская битва». И существует небольшой частный музей Сталина на Мамаевом кургане. 
При жизни он установил себе столько памятников - как ни у кого на Земле не было и никто такое не мыслил - а после смерти - пусто. Страну возвеличивал, а людей не жалел.


Рецензии
Реальное историческое событие в моей редакции.
В декабре 1943 года улицу, вернее дорогу от центра города до Тракторного завода окружали холмики земли с торчащими из них дымящимися трубами. Землянки основное жилье сталинградцев в то время. Сама дорога, по бокам была завалена горами металлолома, бывшего вооружения немецкой и красной армии, который постепенно вывозили на переплав на "Красный Октябрь".
4-го декабря на этой дороге из за нарушений пдд произошло первое послевоенное дтп.
Полуторка гружённая металлоломом столкнулась с эмкой. В результате дтп эмка отделалась небольшой царапиной, а полуторка превратилась в груду металлолома. К счастью обошлось без жертв. Сказалась хорошая армейская-военная подготовка женщины водителя, успевшей выпрыгнуть из кабины полуторки в момент столкновения. Тут же , как из под земли, а точнее из под земли, из землянок, образовалась толпа свидетелей дтп. Неожиданно женщина водитель, только - что, показавшая хорошую физподготовку упала в обморок и было от чего. На глазах толпы изумлённых свидетелей первую медицинскую помощь ей умело оказал лучший друг гаишников Советского Союза, который быстро оценил ситуацию и нашёл виновника дтп. Виновником дтп оказался некто Адольф Алоизович Гитлер. Лучший друг гаишников очень вежливо попросил сопровождавших его местных пацанов: " Надеюсь вы поможете девушке отремонтировать её транспортное средство". Получив утвердительный ответ лучший друг советских пионеров, физкультурников, водителей... сел в эмку и поехал с места происшествия к новым свершениям. Документы по данному дтп хранятся в архивах города Волгограда.

Алексей Борзенко   25.08.2021 11:49     Заявить о нарушении
Колоритная добавка. Как заработает комп, обязательно с интересом почитаю Ваше про Сталинград.
С уважением, Александр

Александр Сергеевич Трофимов   26.08.2021 07:28   Заявить о нарушении
Монумент у шлюзов демонтировали в марте 1962-го года. То, что написал Некрасов о сносе памятников возможно было там, где он жил. В Сталинграде все памятники стояли до ноября 1961-го года. В фойе школ, в которых я учился стояли бюсты Сталина до ноября 1961-го. У моей семье сохранились школьные похвальные грамоты жены за 1956-57-58-59г. с портретами Ленина и Сталина.
В рассказе "О комсомольской богине" я описал эпизод, который случился в 1959-м году, когда я в мальчишеской потасовке разбил бюст Сталина и получил оплеуху от директора, который после ноября 1961-го года вдруг стал ярым антисталинистом.

Алексей Борзенко   20.07.2022 19:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.