Жизненный путь бессмертного ламы Итигэлова

Даши Доржо Итигэлов, как уже отмечалось, родился в 1852 году. Тем не менее, ламы предполагают, что мальчик появился на свет сразу в возрасте пяти лет. Никто не знает и не знал, кто его мать. У бурят всегда было очень бережное отношение к родословной, помнили и записывали до 30 поколений. Правда, по мужской линии, женщины не вписывались. И род отца известен, о матери - ноль сведений. Мальчик рос сиротой - случай уникальный, поскольку у бурят все дети, оставшиеся без родителей, воспитывались родственниками. Преимущество жизни родом. Хамбо-лама Аюшеев полагает, что Итигэлов – человек неземного происхождения. 
...Мальчик пас чужой скот и говорил, что будет Хамбо-ламой. Над ним смеялись. Однажды он появился верхом на быке с колом в руке. На колу был человеческий череп. О случившемся стало известно ламам, они предрекли ребенку особую судьбу и великое предназначение. Действительно, все было предрешено. Отроком он попал на учебу в Анинский дацан, и его учителями стали люди, за которыми, когда они только родились, специально приезжали тибетские ламы. Эти дети были земными воплощениями Будды долголетия и Будды мудрости. Монахи Анинского дацана ответили вежливым отказом: «Боги сами знают, где им рождаться». А еще его учителем был ширээтэ (настоятель) Анинского дацана, земное воплощение Будды сострадания. Он назначил студенту содержание 5 рублей в месяц и обязал жителей окрестных сел поочередно платить эти деньги. Жители Ойбонта более 15 лет вносили также плату за освобождение Даши Доржо от воинской повинности - он считался выходцем из казачьего сословия.
А когда в 1911 году Итигэлову было начертано стать главой ламаистского духовенства Восточной Сибири и Забайкалья, вдруг разом решились все преграды его избранию. Множество людей вокруг - от лам до губернатора Восточной Сибири - совершают поступки, которые помогают свершиться судьбе Итигэлова. 
Это невероятные вещи. Такое ощущение, что всё и вся были подчинены выполнению миссии, возложенной на Итигэлова.
Да, сосуществовать с большевиками у буддистов в те далёкие 20 годы не получилось, - часть лам уехала в Тибет, другую ждали аресты и казни - всё, как предрекал Итигэлов. Буддийские святыни уничтожили. Янгажинский дацан стерли в пыль - степь была белой от нее, от клочков рукописей. Как жаль. А в Анинском дацане в развалинах взорванного центрального дугана устроили скотобойню.
Эмигрировать Итигэлов отказался, сказал о комиссарах: «Меня они не возьмут». 
Так и вышло.


Рецензии