77. Вехи деникинского наступления

Каждый захваченный рубеж на пути к цели приближает одних к победе, а других - к провалу. Это особенно заметно, когда рубеж проходит  через ключевые в военном отношении города. По опыту П.Н.Краснова А.И.Деникин начал наступление на север и восток, стараясь занять Воронеж и Царицын.

В отличие от донского атамана, опиравшегося на союз с кайзером и гетманом, командование Добровольческой армии вынуждено было развивать наступление также в пределах Украины, продвигаясь к Екатеринославу и Харькову. Первые удары в рамках будущего наступления были нанесены белой Кавказской армией под командованием П.Н.Врангеля.

17 мая 1919 года одновременно с прорывом в Донбассе конные части под командованием генерала С.Г.Улагая переправились через Маныч и в районе села Ремонтного разбили советскую конную группу во главе с Думенко. 19 мая деникинцы захватили станицу Великокняжескую, разбив крупную группировку 10-й армии.

Обнадеженный первыми успехами А.И.Деникин поставил перед Кавказской армией задачу овладеть Царицыном и Астраханью. 24 мая белогвардейцы продвинулись до реки Сал и переправились через нее у хутора Плетнев, но затем были отброшены контратакой 4-й и 6-й кавалерийских дивизий. 28 мая деникинцы заняли станцию Котельниково и форсировали реку Курмоярский Аксай.

Однако 30 мая части 10-й армии нанесли контрудар, который едва не привел к разгрому конницы С.Г.Улагая. В ходе этих боев была уничтожена белая 6-я пехотная дивизия. С большим трудом генералу С.Г.Улагаю удалось отразить атаки 10-й армии и возобновить прерванное наступление.

4 июня деникинцы после упорных боев прорвали советскую оборону на реке Есауловский Аксай и захватили хутора Кумской, Черноморов и Шибалин. Дальнейшее продвижение Кавказской армии было остановлено.

8 июня командующий Южным фронтом Гиттис, считая главной угрозой продвижение противника к Царицыну, предлагал: "14 армии организовать на своем правом фланге и центре активную оборону, левым флангом перейти в решительное наступление с фронта Гришино-Славянск в общем направлении на фронт Иловайская-Нырково с целью прикрыть Екатеринослав и Харьков и облегчить положение соседних армий фронта".

Однако сил 14-й армии едва хватало, чтобы задержать противника. Южный фронт РККА распадался на отдельные участки, между которыми зияли никем не защищенные бреши, позволявшие белым прорываться вперед. 12 июня части Дроздовской дивизии заняли Барвенково, а 15 июня - Купянск. 16 июня деникинцы взяли Чалино и Лозовую. Добровольческая армия стремительно приближалась к Харькову.

ЦК КП(б)У и Советское правительство Украины приступили к мобилизации рабочих. 12 июня 1919 был проведен День обороны Харькова под лозунгом "Все на защиту Харькова!". На массовых митингах выступили Артем (Ф.А.Сергеев), С.В.Косиор, В.И.Межлаук, М.Л.Рухимович. В ходе митингов происходила запись в боевые дружины.

17 июня горком перевел харьковскую организацию КП(б)У на казарменное положение. Но этих мер явно не хватало для того, чтобы остановить деникинское наступление 20 июня бои шли уже на подступах к Харькову у станции Лосево, а затем - в районе Паровозостроительного завода (на территории будущего завода имени Малышева).

В районе железнодорожной станции Основа красным удалось отбить несколько атак деникинцев.

20 июня командование Южного фронта приказывало: "а) 14 армии немедленно перейти своим левым флангом в решительное наступление с целью отбросить противника, стремящегося прорваться к Харькову с юга, и создать угрозу в тылу противника, прорвавшегося на Волчанск. б) Коменданту Харьковского укрепленного района продолжать укрепление и отстаивание во что бы то ни стало Харькова и Белгорода."

Однако пока советские части отбивали атаки с юга, 1-й армейский корпус Добровольческой армии обходил позиции 13-й армии с севера. 22 июня белыми были захвачены Чугуев, Змиев, Волчанск и Валуйки.

23 июня Корниловский Ударный полк вместе с 1-м Офицерским генерала Маркова полком после короткого боя захватили Белгород. В тот же день деникинцами был взят Павлоград. Чтобы усилить натиск на южных окраинах Харькова, туда из Изюма и Балаклеи были переброшены части Дроздовской дивизии, которые утром 24 июня вытеснили красных со станции Основа. Затем белые прорвались по мосту через реку Харьков в центр города.

На следующий день в Харьков прорвался отряд под командованием А.Я.Пархоменко, однако, не получив поддержки, он вынужден был отступить из города. Прикрывавший отход советских войск броневик "Товарищ Артём" забросали гранатами и захватили, а его экипаж расстреляли на Николаевской площади у здания городской думы.

25 июня руководители Харьковского военного округа доложили наркому по военным делам Украины Н.И.Подвойскому: "Харьков оставлен вчера, 24 июня, в 16 час. Части отведены [в] Ольшаны и приводятся [в] боеспособность, части севера обороны находятся [в] Богодухове, другая часть, по-видимому, отходит [в] Белгород. Начштаб обороны Депбуский и другие военспецы бежали на всех боевых участках Харькова."

В руки белогвардейцев попали брошенные возле харьковского вокзала бронепоезда и бронеплощадки. Вслед за Харьковом настала очередь Екатеринослава, к которому приближались деникинские части.

10 июня пленум Екатеринославского Совета постановил: "Екатеринослав превращается в укрепленный район и объявляется на положении крепости, непосредственно угрожаемой со стороны неприятеля".

Сразу же был образован Реввоенсовет укрепрайона, который возглавил В.К.Аверин. В Екатеринославе было мобилизовано около 8 тысяч рабочих. Однако оружия для пополнения не хватало, а времени на его подготовку не было вовсе. Вечером 28 июня советские войска оставили Екатеринослав.

Отступавшие части РККА прикрывал бронепоезд под командованием А.Г.Железнякова. Экипажу бронепоезда удалось вырваться из окружения под станцией Верховцево, однако его командир в этом бою был смертельно ранен.

С прорывом белогвардейцев на правый берег Днепра возникла угроза тылам 12-й армии Западного фронта. В связи с этим из Крыма были переброшены войска Крымской армии, переименованные в Крымскую Советскую дивизию под командованием П.Е.Дыбенко, которая 15 июля выбила деникинцев из Екатеринослава.

Но кратковременный успех не изменил общей обстановки. А.И.Деникину удалось перебросить к Днепру дополнительные силы, которые снова овладели Екатеринославом. Успех на харьковском направлении вынудил белое командование на время ограничить свои операции под Царицыном.

Здесь наступление Кавказской армии продолжалось за счет собственных резервов. 11 июня 2-й Кубанский и 4-й конный корпуса деникинцев форсировали реку Червленная, а 1-й корпус овладел станцией Кривомузгинской. 14 июня Ударная группа Кавказской армии прорвала советскую оборону вдоль реки Ягодной и захватила станцию Басаргино.

Только с 22 июня А.И.Деникин начал переброску 7-й пехотной дивизии и танкового дивизиона на царицынское направление. Командование РККА готовилось к предстоящему удару, стягивая к Царицыну части с Восточного фронта и корабли Волжской флотилии.

Тем не менее, когда в ночь на 29 июня Ударная группа во главе с генералом С.Г.Улагаем с 4 танками и 3 броневиками атаковала советские позиции со стороны деревни Копани, этот удар оказался полной неожиданностью для частей 10-й армии.

Появление танков, давивших проволочные заграждения вызвал панику среди красноармейцев, бросившихся, к окраинам Царицына. В течение короткого времени прорвавшаяся белая конница захватила станции Воропоново и Бекетовка. В 15.00 29 июня части 1-го корпуса заняли хутор Вертячий. Около 17.00 войска генерала С.Г.Улагая взяли станцию Садовая.

Деникинцы смогли возобновить наступление только в 17.00 30 июня. Сопротивление частей 10-й армии к этому времени ослабело, и 7-я пехотная и 3-я Кубанская дивизия белых ворвались в Царицын, захватив станцию Гумрак.

Трофеи, доставшиеся  деникинцам в Царицыне, были огромны. Белые по данным П.Н.Врангеля захватили 2 бронепоезда, 131 паровоз и 10 тысяч вагонов, включая 2085 с артиллерийскими и интендантскими грузами. Однако не менее опасным для командования РККА был прорыв к Волге, создававший возможности для захвата Астрахани и соединения с Уральской армией и даже при определенной настойчивости с войсками А.В.Колчака.

Неудивительно, что вслед за падениями Харькова и Царицына последовали перестановки в командовании РККА. И.И.Вацетис был не только отстранен 4 июля от должности главкома РККА, но и арестован 8 июля. В конечном счете, бывшего главкома смогли обвинить только в неразборчивости в связях и 13 октября 1919 года освободили.

13 июля был отстранен командующий Южным фронтом В.М.Гиттис, которого сменил В.Н.Егорьев. 8 июля был смещен командующий 14-й армией К.Е.Ворошилов, а затем и начдив П.Е.Дыбенко. Но одними назначениями войну выиграть было нельзя. Это понимали и советские руководители.

В "Бюллетене секретариата Центрального Комитета Коммунистической партии (большевиков) Украины" от 22 июня 1919 года говорилось:

"Настал момент, когда должен окончательно решиться вопрос о существовании советских республик... Разумеется, некоторую небольшую часть рабочих, уже обученных, а также и членов партии немедленно на фронт дать необходимо, но главная, более основательная помощь фронту будет оказана другим путем.

Отряды плохо и совсем не обученных, не организованных, сплошь и рядом совершенно не снабженных рабочих, как это делается теперь, существенной помощи фронту не окажут. Фронту нужно дать только организованные, боеспособные части...

Пусть приостановится работа в некоторых советских учреждениях, пусть закроют несколько канцелярий, но мобилизация должна быть проведена хорошо и до конца. Все силы направьте сюда... Нужно помнить - победит в борьбе тот, у кого больше энергии и выдержки, у кого крепче нервы и сильнее организация."

Дел было много, а времени на исправление ошибок оставалось мало. По-другому во время Гражданской войны не получалось.


1. А.И.Селявкин. В трех войнах на броневиках и танках. Xарьков. Прапор. 1981.

2. О.А.Харкевич. Деникинский режим в Харькове (июнь-декабрь 1919). Докторская диссертация. НТУ ХПИ. 2014.

3. А.Трембовельский. 3-й отряд танков под Царицыном. Вооружённые силы на Юге России. Январь-июнь 1919 года. М. Центрполиграф. 2003. 672 с.

4. Ю.П.Петров. Партийные мобилизации в Красную Армию (1918-1920 гг.). Военно-мобилизационная деятельность коммунистической партии в годы Гражданской войны. М. Воениздат. 1956.

5. Б.Кассоли. Борьба с Деникиным. М.-Л. Воениздат. 1929. 74 с.

6. Г.Игренев. Екатеринославские воспоминания (август 1918–июнь 1919 г.) Архив русской революции в 22-х томах. Т. 3. 1991.

7. В.Г.Колычев. Партийно-политическая работа в Красной армии в годы гражданской войны 1918-1920 гг. М. Наука. 1979. 408 с.

8. А.И.Бурик. Харьковщина в период Гражданской войны и иностранной военной интервенции 1918-1920 гг: сборник документов и материалов. Харьков. Прапор. 1973. 321 с.

9. Гражданская война на Екатеринославщине. Февраль 1918-1920. Документы и материалы. Днепропетровск. Промінь. 1968. 360 с.

10. В.А.Дронов. События Гражданской войны в Задонье. С. Дубовское. 2015. 108 с.

11. В.Б.Лобанов. Гражданская война на юге России: белогвардейская Кавказская армия в 1919-1920 гг. Вестник Костромского государственного университета. 2012.

12. В.Б.Лобанов. Кавказская армия вооруженных сил юга России: начало боевого пути от Великокняжеской до Царицына. Исторические, философские, политически и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 1-2. С. 113-115.

13. П.Н.Шатилов. В Добровольческой армии. Вооруженные силы на Юге России. М. Центрполиграф. 2003. С. 573-588.

14. Н.Лямин. Операции на Южном фронте против генерала Деникина весной и летом 1919 г. Сборник трудов при Военно-научном обществе при Военной Академии. Кн. 2. М. 1922.


Рецензии