Наталья Павловна...

В 2016 году у меня случилось несколько расставаний с родными и близкими сердцу людьми, которые, теперь, находятся совсем недалеко друг от друга. Это мама, Наталья Павловна и Татьяна Мартынова, поэт, литератор и бессменный секретарь литературного клуба "Надежда", который носит теперь имя поэтессы Валентины Григорьевны Сааковой.
Ильичёва Наталья Павловна - прекрасный педагог по истории искусств в нашей художественной школе - от её истоков. Преподавала вдохновенно, захватывающе, заразительно. Она, порой, рассказывала на художественных пленэрах, по выходным, прочитанные ею книги, близко к тексту. Так мы узнали содержание книги "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова, когда её ещё не издавали. В те времена, об истории Иешуа, Господа нашего, Иисуса Христа, для многих из нас это были первые сведения.  Впечатлённая, я приходила домой и вечерами рассказывала-пересказывала эту мистическую историю своим, на кухне, под чаёк, у звёздного окна.
Наталья Павловна рисовала в своём небольшом блокноте портреты родных и знакомых синей шариковой ручкой - смело, без исправлений, что и меня сподобило, в будущем, увлечься этой манерой. Тоже рисовала портреты , только чёрной шариковой ручкой.
Мне посчастливилось поработать несколько лет в библиотеке имени А.С.Пушкина, где мы были коллегами и технологические перерывы проводили вместе, бок о бок прогуливаясь вдоль исторического здания библиотеки, или попивая чаёк у неё, на подоконнике второго этажа читального зала. Её, в чём-то строгий и, одновременно, романтичный нрав, позволял в громадном перечне литературы избирать самое интересное, чем она и делилась всегда со мной. По сей день гудит в ушах её насыщенный густыми баритональными нотками, прокуренный голос: "Ольга Андреевна, на выход!". Уверенная в своём понимании мира и, в чём-то, несомненно, ранимая её натура, искала постоянного обновления и, неугомонная, она выбирала всегда свой особенный, понятный только ей, путь.
Они были очень дружны с её мужем-инвалидом, очень добрым и хорошим человеком. Однажды, даже в самое трудное для страны время, они мне предложили работу закройщицей-швеёй в мебельном цехе.
В нашей городской студии изобразительного искусства "Красный квадрат", которой руководит много лет бывший ученик Натальи Павловны,  Олег Александрович Корчагин,  мы с нетерпением ждали её приходов - встреч с ней. Наталья Павловна совершенно бескорыстно, преподносила нам, через своё особенное видение, биографии художников, скульпторов, архитекторов, насыщая нас знаниями на Донской-100, где раньше находилась ИЗОстудия, недалеко от её дома. Бывала у неё, наблюдала за медленным, но качественным ростом её библиотеки. Её взрослые дети - заботливые и талантливые, дочь - в материнстве, сын - Виктор - участник знаменитого сочинского камерного хора. Собака по имени Гава была частым героем её оживлённых рассказов о домашнем питомце. Никогда не забывавшая обо мне, она всегда неравнодушно, трепетно относилась и к моему художественному, и стихотворному, и песенному творчеству. Однажды, у роскошной пальмы, заключённой в скамейчатый круг , что возле библиотеки имени С.С.Пушкина, в тёплый, яркий день, я проходила с гитарой и встретила Наталью Павловну и Юрия Ратнера. Они просили что-нибудь спеть. Присев в пальмовый тенёк, исполнила им - тогда новоиспечённую - свою песню "Подарки с небес" (песню о Сочи).
Были моменты, что я чувствовала себя виноватой перед Натальей Павловной и возникали строки :
* * *
Наталья Павловна, простите
за мой вопрос, иль мой отказ.
Что огорчила - не взыщите,
ведь я люблю, как прежде, Вас!


Рецензии