71. Каким судом судите?

Каким судом судите - таким и осуждены будете.

Перед любым философским упражнением следует прежде поглумиться, дабы сцепиться с близвитающим бесом блудным (а их в воздухе, судя по словам св. Феофана Затворника, пруд пруди, хоть в противогазе ходи, чтобы дышать не бояться).

Зачем?

Ну, во-первых, глумление дает радость, этакое воровство дара Духа Святаго.
Во-вторых, "смеющиеся восплачут, плачущие возрадуются" - кто не знает на практике вред смеха, рано или поздно при таком упражнении (глумление, затем философия) научается вырабатывать рефлекс в любой ситуации после ржача анализировать его истинные причины, а это уже гуд.
В-третьих, удобнее нырять с мостков, чем зайдя по уши в воду.

Стало быть - глумимся:
- арбитражным судом осудите - работу потеряете;
- гражданским - счастья в ЗАГСовском браке не будет;
- уголовным - останетесь без ценного движимого либо недвижимого имущества, а то и хуже - без чести и достоинства;
- Линча - "остракизм наше все";
- а по Закону Божию суд еще "не пришел", нет смысла подскакивать на скамейке.

Как включить философа, чтобы подумать не только умнО, но и грамотнО? Я не знаю другого способа, кроме "прочитать Псалтирь" - одну или две кафизмы, стало быть - читаю:

Помилуй мя Боже, яко попра мя человек, весь день боря стужи ми. Попраша мя врази мои весь день, яко мнози борющи мя с высоты. В день не убоюся, аз же уповаю на Тя. О Бозе похвалю словеса моя, на Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне плоть. Весь день словес моих гнушахуся, на мя вся помышления их на зло. Вселятся и скрыют, тии пяту мою сохранят, якоже потерпеша душу мою. Ни о чесомже отринеши я, гневом люди изведеши. Боже, живот мой возвестих Тебе, положил еси слезы моя пред Тобою, яко и во обетовании Твоем. Да возвратятся врази мои вспять, в оньже аще день призову Тя, се познах, яко Бог мой если Ты. О Бозе похвалю глагол, о Господе похвалю слово. На Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне человек. Во мне, Боже, молитвы, яже воздам хвалы Твоея. Яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез, и нозе мои от поползновения, благоугожду пред Господем во свете живых.

Кафизма восьмая, псалом 55, открыто наугад, и - к чему бы?

К вопросу: "как включить философа" - почему, если Бог всесилен, то автора псалма попирает человек? Предполагается, что писал это произведение человек весьма и весьма благочестивый.
А, наверное, это человек, не ведущий затворнический образ жизни, при котором нет рядом людей, способных позавидовать, прогневаться или еще каким-то иным способом захватить власть и - попрать благочестивого.
Да и скорее всего так, ибо авторство псалмов приписывается царю Давиду, а его биография ничем не напоминает отшельническую.

"Борющи мя с высоты" - авторитетом, автоматом калашникова, угрозой банкротства, мало ли высот в Израиле? Но - "на Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне плоть".

Плоть. Чья? Попирающих?
Скорее всего, это логическое соединение автора с попирающими: он зависим от них именно тем, что - плотяной, не духовный, то есть - имеющий и власть, и имущество, и обязанности перед обществом, и кабы не было его собственной плоти - как бы его попрать? Да никак. "Смерть для меня приобретение".

Но Бог - сильнее власти, ибо Он ее дал Давиду. Именно поэтому - "аще Бог с нами кто на ны?".

"Весь день словес моих гнушахуся, вся помышления их на зло" - Бог Слово. Слушающий слова послушного Богу - слушается Бога. А у тех, чьи помышления на зло - нет восприимчивости. "Как называете Меня сыном Давида? Сам Давид духом изрек: "сказал Господь Господу моему - седи одесную мене дондеже положу врагов Твоих в подножие ног Твоих".

"Боже, живот мой возвестих Тебе, положил еси слезы моя пред Тобою, яко и во обетовании Твоем. Да возвратятся врази мои вспять, в оньже аще день призову Тя, се познах, яко Бог мой если Ты" - вот я рассказал Тебе о себе. Если хочешь - можешь очистить меня! И - ответ тот же, что и всегда: "Хочу, очистись!" - "Господь мой и Бог мой!".

Реприза: "О Бозе похвалю глагол, о Господе похвалю слово. На Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне человек", но с поправкой: не убоюсь, что сотворит мне человек". "Рядовая магия", то бишь - тьфу, о чем я? Рядовое чудотворение, когда молитвой можно разделить ПЛОТЬ и ЧЕЛОВЕКА. Раз - и разделил! И от плоти (в которой миллиарды людей присоединены к одной идее - богоборческой) отделились пять-семь человек, именно те, которые в данный конкретный момент притесняют псалмопевца.

И мгновенный результат:  "Во мне, Боже, молитвы, яже воздам хвалы Твоея. Яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез, и нозе мои от поползновения, благоугожду пред Господем во свете живых".
Все, Господи, я больше не страдаю, значит - что-то изменилось! Слава Господу!

Это - словесная форма отгнания от себя нечистых духов, сцепившись с которыми можно ржать над постановкой вопроса "каким судом судите - таким и вас осудят". Отгнав с периферии духовного зрения беса блуда - рассуждаем.

Категория сия не является абстрактной и пригодной только для жизни вечной, ибо - что такое "вечность"? Застывшее мгновение седьмого дня, когда Бог, сотворив все, почил. 

Странно, но фраза "все познается в сравнении" - это один из земных, прижизненных аспектов категории "каким судом судите - таким и вас осудят".

- Эта машина старая, никуда не годная! - говорит владельцу жигулей хозяин новенького мерса, какие чувства приходят в обоих?

- Лучше съездить в Москву, там доктора профессиональнее! - говорит лежачему больному медсестра, какие чувства приходят в обоих?

- ЕГЭ - это что! Вот пенсию оформить - это да-а-а! - утешает бабушка внучку. Какие чувства приходят в обоих?

"Да ты нихрена не понимаешь в моей жизни!!!" - взаимность во всех шести случаях, абсолютно истинная и откровенная.

Троичная логика обязует отвечать так:
- Эта машина старая, годится только таким неудачникам, как я!
- Да, в Москве все на самом деле дороже!
- А расскажи-ка мне, бабушка, о том, как ты в войну бомбы делала!

Взаимность не наступает, поскольку уходит кураж от собственной авторитетности. Но и суд "просудился" не в пользу беседующих, поскольку авторитетность перекатилась с зачинщика на того или иного земного кумира - лэйбла, денег, Родины, да мало ли? И вот уже в рамках этого "правового поля" начинает работать закон "око за око" и "каким судом судите": кураж-то не наступил! А смысл беседы был именно в том, чтобы получить удовольствие от доминирования! И обескураженный становится носителем "пустотки" внутри себя, которая, как известно, долго не терпит вакуума.

Далее - компетенция Господа: он либо подаст обескураженному еще несколько подобных же бесед, либо сразу кого-то, кто
- чинит новые мерседесы после аварии;
- аттестует медперсонал;
- госпитализует пенсионеров сразу после сдачи ЕГЭ,
необходимость получить кураж (покуражиться) слегка трансформируется, и вот диалоги:

- это ж как надо ездить, чтобы в хлам разбить? Я такое починить не смогу!
- милочка, вам бы высшее получить!
- пенсионерам - бесплатно!

преобразуют кураж, возвращая состояние "суждения" к источнику:

- жигули дешевле, ездят медленнее, чинить проще, блин
- молча переваривать очередное отсутствие повышения нищенской сестринской зарплаты, вынося утки из под лежачих больных
- ждать внучку и от нечего делать переживать за ее ЕГЭ.

"Каким судом судите" - это закон движения словесных образов, равным образом действенный как для жизни вечной, так и для земной, и тому масса примеров в Евангелии и житиях святых.

Правда, темпы современной жизни не позволяют это замечать, увы...
Остается верить в это.


Рецензии