Сад на стене

Один мой хороший приятель сетовал недавно, что полученную в наследство большую квартиру на Невском проспекте в Петербурге ему приходится сдавать по низкой цене. "А все почему? – объяснял он. – Потому что в подъезде свет от лампочки едва пробивается сквозь паутину, в лифте дурно пахнет, а, мягко говоря, некрасивый двор лучше бы вообще не видеть!" Ситуация знакомая многим. Но если паутину можно убрать, лифт подновить, то со двором, чьи глухие стены, смотрят на прохожих с немым укором, сложнее.

По утверждению специалистов древне-китайского искусства фэншуй застаивающаяся в глухих пространствах жизненная энергия ци вредна для здоровья человека, но архитекторы все же бывают вынуждены проектировать глухие стены. Например, из-за некрасивого вида на завод, на шумную магистраль, или наоборот, чтобы скрыть вид на имение бывшего вице-премьера Шувалова и, часто, во дворах-колодцах. Чтобы скрыть "пропадающие" вертикальные плоскости, молодежь на Западе создала в свое время новый вид искусства, так называемый граффити-арт. У нас в советские времена эти места партия завешивала лозунгами, плакатами и портретами вождей. Сегодня место большевиков заняли: ВТБ, Raiffeisen, McDonald`s, пиво и сникерсы. Ничего по-существу не изменилось, но я считаю, чтобы жизненная энергия струилась по пространству и вызывала хорошие эмоции, есть более правильный выход – устраивать на стенах домов сады!

Точнее, это даже не выход, а, как говорил известный австрийский художник и филосов Фриденсрайх Хундертвассер, это наша обязанность: вернуть природе то, что мы отнимаем у нее при строительстве дома. Исчезнувшую зеленую лужайку, например, надо устроить на крыше и на террасах дома. А если на месте стройки рос лес, деревья должны расти не только внутри и наверху дома, но и в садах, разбитых на самих стенах, на специальных балкончиках и в нишах. Чтобы через них, как через поры, деревья могли качать кислород внутрь помещений и заодно снимать негатив, передающийся горожанам от серых бетонных поверхностей. Это реально. Такой сад на стенах Венского музея искусств (KunstHausWien) в бывшем здании старой обувной фабрики, когда то предназначавшейся из-за ветхости под снос, ежегодно привлекает более трехсот тысяч туристов со всего мира! Люди тянутся к этой красоте. Увидев же, сами стараются сотворить что-то подобное.

Мне помнится один сельский дом Ротшильдов в Англии (в Петерборо), с давних пор отличавшихся стремлением демонстрировать свои богатства и власть, в том числе и коллекциями редких растений. Так одна его хозяйка, мадам Miriam потратила много лет, чтобы придать жилищу заповедный вид. Теперь стены его, как сады, почти полностью скрылись за дикими зарослями глициний, клематисов, плюща и малины. Внутри поселились крысы, летучие мыши, певчие птицы и даже королек желтоголовый.

Европейцы поскромнее, поэтому прибегают к экономным вариантам. Но и у них стены домов, озелененные вьющимися розами, цветами "фуджи", виноградными лозами и даже абрикосами, часто выглядят, как сады. Среди густой зелени их окна бывают похожи на небольшие пруды, а отражения облаков в них - на плавающих птиц.

Помимо озеленения у европейцев в ходу и декоративное оформление поверхностей стен росписью в стиле "сграффито". Особенно в городах. С несколькими сюжетами у меня связаны совсем необычные переживания. Впервые это произошло, когда в пасмурную погоду я гулял по бульвару Страсбург в Париже и увидел на торцевой стене одного из домов нарисованную тень от большого клена. Мне показалось, что вышло солнце. Настроение заметно улучшилось. Позже что-то подобное я пережил зимой в одном венском дворике с автостоянкой. На стене его, обращенной к вьездной арке, был изображен двухэтажный дом в стиле бидермайер (художественное направление первой половины ХIХ века, получившее распространение главным образом в живописи, графике, мебели и в декоративном искусстве Германии и Австрии, поэтизирует мир вещей и дух домашнего интерьера), рядом с ним "вечноцветущий" каштан и в распахнутых окнах знакомые - рыжий кот Мурлыка и попугай Кеша. А в другом месте, уже над детской площадкой волну ощущений у меня вызвала роспись в духе Пикассо и Миро. Там мне показалось, что рояль и труба на фоне гор и морского простора исполняли "Рапсодию в стиле блюз" Джорджа Гершвина...
Вобще-то этот вид декоративного искусства был широко известен и в нашей стране. Еще лет сорок назад студенты архитектурных институтов и художественных училищ, выезжавшие в летние каникулы на шабашку в другие города и владевшие техникой сграффито, расписывали кто в эстонском Тарту, кто в заполярном Норильске глухие стены домов культуры, детских садов и школ.

В монументально-декоративном искусстве термином "сграффито" (от итальянского graffito – процарапанный, греч. grafo - пишу, черчу) называют технику процарапывания, соскабливания верхнего слоя какой-либо поверхности до другого цвета, тона или фактуры. Чаще всего на поверхность стены накладывается последовательно несколько слоев штукатурки различного цвета или же процарапывается один слой до кирпичной основы. Но с появлением хороших и легких в обращении водоэмульсионных красок работа художников значительно облегчилась. Рисунок на стене делается не сразу. Вначале выполняется эскиз на кальке, а затем уже переносится по клеточкам на стену. Чтобы упростить и удешевить подготовительную часть работы, многие берут полюбившуюся репродукцию знакомой картины или увеличивают собственную фотографию, делают на ней сетку, а затем переносят этот цветной рисунок на стену.

Этот способ позволяет хозяевам без помощи машин и бульдозеров создавать во дворах самые невероятные ландшафты. Кто-то таким образом "переселяется" на побережье тропических островов, где однажды посчастливилось отдыхать; кто-то поближе к известным на весь мир достопримечательностям. Говорят, что по закону фотографии можно когда-нибудь и на самом деле оказаться в местах, с изображением которых установлена символическая связь!

Как бы то ни было, я думаю, что реализовать подобные идеи сегодня не составит большого труда, а эффект от них можно получить очень скоро. И, проходя мимо дома с такими расписными стенами, прохожие уже не будут ускорять шаг, а остановятся полюбоваться фантазией художника и, кто знает, может быть проведут вечер в хорошем настроении...


Рецензии