80. Чусоснабарм

Среди многочисленных аббревиатур, рождённых в ходе Октябрьской революции и Гражданской войны, одной из самых странных была Чусоснабарм, хотя в ней не было ничего необычного для воюющей страны. Сокращение расшифровывалось, как Чрезвычайный уполномоченный Совета Обороны по снабжению армии.

До лета 1919 года управление оборонными отраслями РСФСР осуществлял Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ). Однако коллегиальный орган, контролировавший сотни национализированных предприятий не отличался оперативностью.

С 2 ноября 1918 года по решению Совнаркома вопросами снабжения РККА занималась Чрезвычайная комиссия по снабжению Красной армии (Чрезкомснаб), руководить которой доверили Л.Б.Красину (до этого возглавлявшему Чрезвычайную комиссию по производству предметов военного снаряжения). Это учреждение должно было обеспечить "сближение военной и невоенной промышленности".

Реально же снабжение оружием и боеприпасами осуществлялось не только учреждениями Совнаркома, но и штабами всех уровней, которые не могли ждать, пока различные инстанции решат, кому в первую очередь полагаются патроны и снаряды. Кроме того, вопросами снабжения в силу необходимости занимались местные советы, не желавшие делиться своими запасами.

Не очень спешили расставаться со своим имуществом и сугубо военные организации. При острой нехватке обмундирования в действующей армии на складах Центровоензага 1 июля 1919 года оставалось 354 тысячи пар сапог, 235 тысяч исподних брюк, 110 тысяч гимнастерок, 100 тысяч нательных рубах, 100 тысяч шаровар, 65 тысяч шинелей, 800 комплектов упряжи, 715 кавалерийских седел и несколько тысяч повозок.

Впрочем, даже такие запасы существенно исправить положение не могли. Критическая ситуация, сложившаяся в июне 1919 года на Южном фронте, потребовала срочной реформы всей системы военного снабжения.

Нужен был аппарат, способный быстро перенацеливать небогатые ресурсы на важнейшие направления. Для этого 9 июля 1919 года была учреждена должность Чрезвычайного уполномоченного Совета Обороны по снабжению армии и флота (Чусоснабарм), который по положению должен был входить в Совет обороны и РВСР.

Новому должностному лицу подчинялись Центральное управление снабжения, а также все органы снабжения Народного комиссариата по военным и морским делам, включая центральные, местные и армейские. В его ведении находилось обеспечение армии и флота всем, за исключением продовольствия.

Действовавшая ранее Чрезвычайная комиссия по снабжению Красной Армии была упразднена. Параллельно 16 августа 1919 г., вместо Центральной комиссии по снабжению армии продовольствием, было образовано Главное управление по снабжению продовольствием Красной Армии и Флота (Главснабпродарм).

Чусоснабармом был назначен А.И.Рыков, сохранивший за собой пост Председателя ВСНХ. Как и предполагалось, он вошел в состав Реввоенсовета Республики. Заместителем Чрезвычайного уполномоченного в феврале 1920 года был назначен Н.Б.Эйсмонт. Штаб-квартира Чусоснабарма разместилась в Москве на Покровском бульваре в доме № 4.

Особый статус главного снабженца не позволял командованию РККА влиять на размеры поставок. Оно могло только просить о выделении тех или иных ресурсов. Попытки переподчинения заготовительных органов пресекались немедленно. Уже 12 июля 1919 года Рыков потребовал от Троцкого отменить приказ начальника Тамбовского укрепрайона, подчинившего себе губвоензаг и все склады.

Сама структура органов снабжения осталась без изменения. В своем приказе от 14 июля 1919 года Чусоснабарм потребовал от снабженческих учреждений сократить бумажную переписку и "сосредоточить все внимание на усилении работы ныне существующих органов снабжения красного фронта".

Для начала Москва была очищена от представителей воинских частей, предпочитавших получать всё необходимое непосредственно в столице. Другой срочной задачей было рациональное использование рабочей силы.

Многочисленные мобилизации оставили промышленность без необходимых кадров. В Московской губернии количество рабочих сократилось на 42%, а в Иваново-Вознесенской - на 75,5%. Кроме того, многие горожане перебирались в сёла в надежде прокормиться за счёт дедовских наделов.

Нехватку кадров ощущали и в военных отраслях. Например, на петроградском заводе по производству телеграфных аппаратов из 350 рабочих осталось 110. Чтобы предотвратить закрытие этого предприятия, Рыков потребовал возвратить на завод мобилизованных квалифицированных рабочих.

18 августа 1919 года Л.Д.Троцкий обратился к Чусоснабарму с предложением: "Главный недостаток: рабочие окончательно разогнаны ненужной профессиональной мобилизацией. Явно необходимы контрмеры, которые вернули бы рабочих на заводы и фабрики."

На следующий день в ответном письме Рыков согласился с Троцким, что мобилизация квалифицированных рабочих разрушающе влияет на деятельность оборонных предприятий. Исходя из этого взаимопонимания, были приняты соответствующие меры по восстановлению производства на уральских заводах.

С осени 1919 года стал осуществляться перевод на военное положение крупных предприятий. Рабочие объявлялись мобилизованными. Самовольное оставление работы считалось дезертирством и каралось по законам военного времени.

Рабочие наиболее важных военных заводов стали получать дополнительные пайки. В июле 1919 года А.И.Рыков потребовал от председателя Нижегородского губсовнархоза Е.М.Альперовича выдать военному предприятию по 25 фунтов муки в месяц на работающего и 18 фунтов - на каждого члена семьи. Было принято решение о переводе на красноармейский паек рабочих Подольского патронного и оптического заводов.

Собственно выпуском продукции военного назначения занимался Совет военной промышленности (Промвоенсовет), образованный 12 сентября 1919 года по приказу Чусоснабарма № 75.

Состав Промвоенсовета определялся положением от 24 августа 1919 года, в котором говорилось:

"Состав Совета военной промышленности назначается Чрезвычайным уполномоченным Совета обороны в количестве пяти лиц по соглашению со Всероссийским советом профессиональных союзов и утверждается Советом обороны.

В число вышеуказанных пяти лиц входит обязательно один специалист по вопросам артиллерийской промышленности и один — по производственным вопросам военно-морского дела. Председатель совета и заместитель его назначаются Чрезвычайным уполномоченным из состава Совета военной промышленности."

В рамках этого ведомства действовали Центральное правление артиллерийских заводов (ЦПАЗ), Главное управление объединенных авиапромышленных заводов (Главкоавиа), Центральное правление военно-морских заводов и Центральное правление по производству военного обоза. Всего же Промвоенсовету подчинялись около 130 предприятий.

Чусоснабарм таким образом контролировал производство вооружения и обмундирования и его распределение. На эти цели выделялась огромная по меркам 1919-1920 годов сумма в 2 миллиарда рублей. Не без труда выпуск военной продукции, сократившийся после 1917 года, был увеличен. За 1919 год Красная Армия получила 460 055 винтовок, 6256 пулеметов, 152 трехдюймовых пушек, 185 тысяч снарядов и 258 самолетов.

Контроль за производством и распределением военных материалов позволял получать достаточно полную информацию о военно-техническом потенциале РСФСР. Как говорил А.И.Рыков: "снабжать армию можно, только имея отчетливое представление о производственных возможностях страны: заготовлять для армии – только при условии детального знакомства с потребностями армии и системой распределения".

В течение нескольких месяцев Чусоснабарм сумел наладить работу снабженческого аппарата. Тот, кто не подчинялся его приказам, отстранялся от должности и отдавался под суд. 16 августа 1919 года Рыков напомнил рыбинскому военкому о недопустимости незаконного распоряжения казенным имуществом, предупредив, что за подобные бесчинства будут немедленно предавать суду.

Некоторые послабления полагались местным организациям, которые могли делать заказы без согласования с начальством. С другой стороны, для контроля за работой Чусоснабарма 11 октября 1919 года решением Политбюро ЦК РКП(б) была образована коллегия с правами партийного комитета.

Новый механнизм армейского снабжения со скрипом заработал. Имевшиеся скудные резервы нужно было пополнять. Полагаться на дореволюционные запасы не приходилось. Война быстро опорожняла старые хранилища.

Существенной проблемой стало резкое сокращение запасов патронов. Если в январе 1917 года на военных складах России хранилось 1136 миллионов патронов, то к апрелю 1919 года там осталось 189 миллионов штук. Существенной потерей стала эвакуация Луганского патронного завода, оборудование которого вынуждены были вывезти в Царицын. Чтобы не остаться без боеприпасов, были предприняты меры по увеличению выпуска патронов на Петроградском, Симбирском и Тульском заводах. В результате месячный выпуск патронов вырос с 5 до 40 миллионов штук.

Кроме недостатка в известных видах вооружения, обнаружилось отсутствие техники, ранее в России не производившейся. Особенно болезненным для красноармейцев оказалось применение белогвардейцами и интервентами танков. Советские заводы в кратчайшие сроки должны были осваивать ремонт трофейной бронетехники и выпуск своих машин. Осенью 1919 года было учреждено Танк-бюро, которое должно было наладить выпуск малых танков типа "Рено". Изготовление этих машин было поручено Ижорскому и Сормовскому заводам, а также "АМО". Там, где нельзя было построить собственные танки, пытались создать "гибриды" в виде бронированных тракторов "Катерпиллер".

Наряду с "железными конями", Чусоснабарму приходилось обеспечивать и вполне натуральную кавалерию, которая нуждалась в сёдлах, уздах, шорах, подковах и т.д. Кроме того, многочисленным обозам нужны были хомуты, дуги, оглобли и многие другие полезные предметы. Таким образом, А.И.Рыкову приходилось заниматься не только обеспечением людей, но и лошадей.

Сложнее было преодолеть нехватку обмундирования. Командование 10-й армии жаловалось на нехватку 60 тысяч шинелей, 30 тысяч ботинок, 30 тысяч рубах. В других соединениях положение было ненамного лучше. Дефицит обмундирования старого образца, вынудил командование РККА использовать хранившиеся на складах шинели и головные уборы, стилизованные под старину. 16 января 1919 года РВСР издал приказ № 116, в котором было дано первое описание зимнего головного убора ("богатырки") для всех родов войск, впоследствии названного "буденновкой".

Выпуск нового обмундирования осложнялся прекращением поставок хлопка из Средней Азии и уменьшением сбора льна. Без сырья сшить новые рубахи и шинели было невозможно. Поставки хлопка возобновились только к концу 1919 года.

Выступая 25 января 1920 года на объединенном заседании III Всероссийского съезда советов народного хозяйства, Моссовета и профсоюзов, А.И.Рыков говорил: "При напряжении сил нам удалось на протяжении года изготовить для Красной Армии громадное количество шинелей, увеличивая их производство из года в год. Когда набег Мамонтова разрушил ряд интендантских баз снабжения для Красной Армии, то, напрягая величайшие усилия, нам удалось возместить эти потери, удалось, хотя и с дефектами, но все-таки снабдить Красную Армию и выработать за год около 3 миллионов шинелей."

За вторую половину 1919 года РККА получила 1,5 миллиона шинелей, 0,7 миллионов гимнастёрок, 0,6 миллионов шаровар, 3,8 миллионов нательных рубах, 0,7 миллионов кальсон, 1,8 миллионов пар обуви. Мастерские Центроутиля ВСНХ из отходов производства изготовили 200 тысяч шинелей, 100 тысяч полушубков, около 400 тысяч комплектов суконного и летнего обмундирования, более 200 тысяч пар белья и 200 тысяч пар обуви. Производством одежды и обуви для РККА занимались 124 предприятия, включая 20 швейных и 7 обувных.

В 1920 году в РККА были поставлены более 3,5 миллионов шинелей, 5,8 миллионов пар обуви, более 2,9 миллионов летних гимнастёрок и 2,7 миллионов летних шаровар, около 11,7 миллионов нательных рубах и 10,7 миллионов кальсон, 1 миллион папах, 1 миллион ватных телогреек, 1 миллион портянок, 0,8 миллионов фуражек, 0,7 миллионов ватных шаровар и т.д.

Но миллионы комплектов обмундирования быстро таяли, изнашиваясь и сгорая в боях. В августе 1920 года Главком РККА С.С.Каменев докладывал в РВСР: "Значительно труднее будет с боевыми припасами и оружием, но и с этим, вероятно, удастся справиться более или менее удовлетворительно. В безвыходно же тяжелом положении находятся вопросы с одеждой, главным образом, шинелями, а также обувью (подошвенной кожей). Недостаток в обмундировании и обуви все время самым тяжелым образом отражается на успехе и своевременности пополнения армий и самой подготовки этих пополнений. Отсутствие же шинелей и обуви к осени создаст определенно критическое положение."

18 сентября 1920 года Рыков направил приказ руководителям всех фабрик, производящих шинели, незамедлительно перейти на 10-часовой рабочий день всем рабочим и служащим. В обращении Чусоснабарма к производителям говорилось: "Пусть каждый помнит, что каждая выпущенная шинель или телогрейка идет на фронт и увеличивает нашу мощь". Как обычно, приказ сопровождался предупреждением: "Саботажники и разгильдяи понесут наказание по всей строгости революционных законов".

Для ускорения выпуска военного обмундирования А.И.Рыков (в качестве председателя Главодежды) издал приказы об обеспечении фабрик необходимым оборудованием и сырьем, а также добился предоставления рабочим льготных пайков. Одновременно были установлены надбавки для текстильщиков, производивших сукно для РККА.

Там, где обмундирования не хватало, недостающие ресурсы пытались возместить самовольными реквизициями. Так, отдел снабжения 13-й армии захватил в Орле 30 вагонов кожи, в Ливнах - шорное и сапожное имущество, в Курске - 125 пудов нефти. При этом реквизиции и конфискации сопровождались арестами и расстрелами. В ответ на жалобу председателя Орловского губисполкома А.И.Рыков сообщил: "Буду карать беспощадно". В результате начальник снабжения 13-й армии был арестован.

Не менее строго Чусоснабарм разбирался с посягательствами на собственность иностранных граждан, непричастных к интервенции. 31 мая 1920 года В.И.Ленин и А.И.Рыков отправили в черноморские порты предписание не производить реквизиций на иностранных торговых пароходах, предупредив, как обычно, что виновные в нарушении этого требования будут отвечать по всей строгости военного времени.

Для усиления контроля за органами снабжения в армейских частях были учреждены чусоснабармы на фронтах, которые были включены в состав фронтовых РВС. Представители центра считались заместителями Рыкова. Чусоснабармом на Западном фронте был назначен П.И.Судаков, на Восточном - К.Г.Максимов, на Туркестанском - И.Е.Любимов. Таким образом, командиры оказывались под бдительным присмотром, исключавшим "самоснабжение", то и дело перераставшее в обычный грабеж.

Однако наступающие части не всегда считались с приказами, захватывая на складах то, что не успели получить от Чусоснабарма. Так, в Полтаве дивизия захватила 500 тысяч комплектов белья, а в Бердичеве полк присвоил запасы кожи, необходимые для изготовления многих тысяч пар обуви. Но такая корректировка официальных поставок положения не исправляла, только создавая сложности для других соединений. Распределять больше, чем имелось на складах, службы снабжения не могли.

Положение улучшилось только после окончания Гражданской войны, когда резкое сокращение армии уменьшило спрос на обмундирование и амуницию. Мирная обстановка сделала ненужным и аппарат Чусоснабарма, в котором к 1921 году работало около 500 человек.

Реформа Совета обороны сопровождалась упразднением его уполномоченных. В этих условиях 16 августа 1921 года ВЦИК постановил ликвидировать чусоснабармы, выразив благодарность его сотрудникам. Семь лет спустя ЦИК СССР наградил орденом Красного Знамени бывшего Чусоснабарма А.И.Рыкова, который к этому времени стал главой Советского правительства.


1. Д.А.Коваленко. Оборонная промышленность Советской России в 1918-1920 гг. М. Наука. 1970. 415 с.

2. А.И.Рыков. Статьи и речи. Т. 1. М. 1927.

3. А.И.Рыков. Избранные произведения. М. Экономика. 1990.

4. Д.Шелестов. Время Алексея Рыкова. М. Прогресс. 1990.

5. Советское военно-промышленное производство 1918-1926. Сборник документов. М. Новый хронограф. 2005.

6. А.Л.Филоненко Создание и функцинирование управленческих структур высшего совета народного хозяйства в 1917-1921 годах. Докторская диссертация. Челябинск. 1999.

7. Е.Святловский. Экономика войны. М. 1926.

8. Ф.Огородников. Мобилизация промышленности. Война и революция. 1931. № 1, 3 и 9.

9. А.Вольпе. Чусоснабарм. Война и революция, 1925, кн.5. С. 91-116.

10. С.М.Кляцкин. На защите Октября. Организация регулярной армии и милиционное строительство в Советской республике. М. 1965.

11. Д.А.Баевский. Очерки по истории хозяйственного строительства периода гражданской войны. Киев. Госполитиздат. 1957. 447 с.

12. И.А.Гладков. Вопросы планирования советского хозяйства. 1918-1920. М. Госполитиздат. 1951. 456 с.


Рецензии