Творческая деятельность голландской группы Finch
История группы началась можно сказать с распада другой. В Нидерландах существовал коллектив под названием Q65, в котором играли будущие бас-гитарист и ударник группы Питер Финк и Бир Клаасе. Коллектив этот базировался в городе Гаага и жил вполне обычной жизнью ничем не примечательной группы. Но уже тогда, в начале 70-х, Питер Финк очень любил творчество группы «Yes» и в частности его поражала техника игры на басу Криса Сквайра, и он хотел ей подражать. Ударнику же группы Клаасе очень нравилась игра таких коллективов как «Mahavishnu Orchestra» и «Cream». Таким образом, когда пришло время распада «Q65», оба музыканта не стали расстраиваться и собрали новую группу под названием «Kjoe».
В этой группе, помимо бас-гитариста и ударника, были также вокалист Джонни Фредерикс и гитарист Фрэнк Нюйенс. Последний, правда по причине травмы руки был вскоре заменён на Ронни Майера. Однако, сформировавшийся было квартет работал недолгое время, поскольку Фредерикс и Майер более тяготели к популярной музыке, выступая отдельно от Финка и Клаасе в коммерческих клубах. По причине этого, вскоре вокалист и гитарист оставили коллектива, вновь поставив ребят в трудную ситуацию по поиску гитариста и певца. И если с нахождением певца дело шло очень туго, то гитарист нашёлся довольно быстро. Им оказался 19-летний паренёк из города Брюкелен Йоп ван Нимвеген. Он увлекался блюзовыми, джаз-роковыми и арт-роковыми гитаристами, такими как Стив Хоу, Эрик Клэптон, Джон Маклафлин. В итоге парень вписался в коллектив мгновенно. Вскоре нашли и вокалиста – им оказался Дикки Копенгаген. Впрочем, новому составу Финк и Клаасе радовались недолго – спустя семь месяцев Копенгаген уходит из группы и коллектив «Kjoe» распадается.
Но, к счастью, это оказался лишь конец этого коллектива, а история «Finch» только начиналась. После ухода из группы вокалиста Копенгагена, группа в составе трио, состоящего из Финка, Клаасе и Нимвегена стала много времени уделять работе в студии. Позже, к ним присоединился клавишник Пол Финк (однофамилец Питера) и коллектив стал квартетом. Единственным вопросом был поиск нового вокалиста, однако попытки успехом не увенчались и ребята решили сосредоточиться на инструментальных пассажах. В итоге, появившийся коллектив в 1974 году, получил название «Finch», что в переводе с фламандского означает «зяблик». Выбор довольно странного названия объясняется тем, что сразу два человека в группе носили фамилию Финк.
С точки зрения материала, сложность была в том, что у них не было никаких контрактов со звукозаписывающими компаниями и продажа пластинки могла затянуться или закончится неудачей. Однако вскоре представился шанс записать полноценный альбом – компания EMI решила инвестировать средства в голландскую музыку, посредством дочернего лейбла «Negram», выдвинув «Finch» следующие условия – пластинка должна быть готова в течение 3 дней. К тому времени увлёкшись фанком, уходит из группы клавишник Пол Финк и на его место приходит выпускник Музыкальной Академии Клим Детермайер. В итоге, препоны по срокам записи пластинки не стали препятствием для ребят, и они выпускают свою дебютную пластинку под названием «Glory Of The Inner Force» в следующем составе:
Питер Финк – бас-гитара.
Бир Клаасе – ударные.
Йоп ванн Нимвеген – гитара.
Клим Детермайер – клавишные.
Данная пластинка своим звучанием напоминает творчество группы «Yes», работа Финка на бас-гитаре точно копирует игру Криса Сквайра своим рычащим звучанием. По сути это арт-рок с элегантными джазовыми и блюзовыми вкраплениями.
Открывает альбом изящная «Register Magister», состоящая из двух мелодий, с красивой работой на бас-гитаре Финка. Также стоит отметить достойную игру на клавишных Детермайера.
В «Pisces» нельзя не отметить красивое соло на гитаре ванн Нимвегена, а также удачная игра на электрооргане Детермайера. В целом и мелодия очень удачная и располагает слушателя к прослушиванию.
После выхода альбома в 1975 году, группа отправилась в турне по стране. Иногда их встречали враждебно, но в целом зрители устраивали коллективу радушный приём. Можно отметить, что группа выступала вместе с такими заезжими коллективами как «Camel» или «Hawkwind». А через некоторое время у группы даже появились собственные поклонники из города Утрехт – парни сделали себе футболки с большой буквой «F» по центру и ездили за группой по всей стране. Стоит заметить, что в жизни участники группы были довольно скромными людьми, не употребляли алкоголь и наркотики, а также не светились в жёлтой прессе, не попадали в скандалы. Даже на репетиции никто не опаздывал. Такая дисциплина помогла группе накопить денег на собственный автобус, в котором они перевозили оборудование во время гастролей по стране. Вскоре вышел единственный в истории группы сингл «Colossus», который был саундтреком к невышедшему на экраны фильму. Вскоре, после этого, в 1976 году свет увидел их второй альбом, который был записан в прежнем составе, под названием «Beyond Expression».
Музыкально альбом получился похож на предыдущую пластинку, однако здесь стало вырисовываться собственное звучание группы. Альбом был менее похож на творчество «Yes», однако звучание бас-гитары осталось в духе Криса Сквайра.
Открывает альбом красивая вещь «A Passion Condenser» с великолепной клавишной игрой Детермайера.
Продолжает течение альбома задумчивое и мрачноватое полотно «Scars On The Ego». Стоит отметить гитарную работу ван Нимвегена и глубокое клавишное соло.
После выхода альбома группу ждал настоящий триумф. Пластинка была высоко оценена критиками, группа получила то самое признание, которое заслужила. Музыкальными изданиями альбом был объявлен «Альбомом недели». Как результат – выступления группы стали проходить при больших аншлагах, пластинка «Beyond Expression» стала активно продаваться за пределами Нидерландов, она получила большое признание в Израиле и Австралии, а в Японии коллектив по популярности поднялся на одну ступень с «Earth and Fire» и «Focus».
К сожалению, это был пик в истории группы, а далее стали происходить неприятности и неудачи. Первой печальной вестью стало решение об уходе клавишника Детермайера – он мотивировал это сложностью совмещения работы с группой и учёбой в Академии. Вместо него приходит старый знакомый ванн Нимвегена – клавишник Ад Вэмс. Вэмс играл практически на всех клавишных инструментах своего предшественника и быстро влился в рабочий процесс. Однако, это были не все перемены касающиеся состава группы. На третьем альбоме группы было решено поменять крен звучания в направление группы «Genesis», что привело в ярость ударника группы Клаасе. В итоге, в начале 1977 года барабанщик уходит из группы и его место занимает Ханс Босбум.
В том же году вышел в свет третий и последний альбом коллектива «Galleons of Passion». Звучание действительно напоминало работы группы Genesis образца 1973-1974 года выпуска. Пластинка пропитана мрачным настроением. Из альбома можно выделить вещь «Unspoken Is The Word» с красивой гитарной и клавишной игрой. Стоит отметить также и «Remembering The Future» с мрачным настроением. В целом альбом получился слабее своих предшественников 1975 и 1976 года выпуска. В итоге прессой альбом был принят весьма холодно, снизилась посещаемость их концертов, равно как и их количество. Однако, это не помешало группе отправиться в турне по Германии с сильной фигурой мирового прогрессива – Яном Аккерманом, который очень лестно отзывался о гитарной технике Йопа ванн Нимвегена.
Тем не менее, музыканты, шокированные таким приёмом прессы и публики решили коренным образом поменять музыкальное направление и стали готовить материал для четвёртой студийной работы, попутно занимаясь поиском вокалиста. Но, к сожалению с запись и поиск успехом не увенчались, и в 1978 году группу ждал распад. Сначала группу покинул ударник Босбум, вместо него на короткое время пришёл Фред ванн Флотен, но и он вскоре покинул коллектив. Позже из группы ушёл клавишник Ад Вэмс, а окончательным ударом стало решение уйти из коллектива гитариста Йопа ван Нимвегена (одного из единственных неизменных участников группы наряду с Питером Финком). В итоге, после ухода ударника, клавишника и гитариста в группе остался один Финк, и группа окончательно прекратила своё существование.
К слову, окончательный конец истории произошёл в конце 90-х годов, когда вышел сборник ранее не опубликованного студийного и концертного материала группы. Несмотря на довольно малое количество материала и отсутствие хитовых песен, группа прочно заняла достойное место среди звёзд прогрессивной музыки своей страны и не только.
Владимир Курбалиев
Свидетельство о публикации №218061601031