Холмы Тосканы

Путешествуя по Тоскане, одному из живописнейших регионов центральной Италии, который находится между Тосканскими Апеннинами и Тирренским морем на западе, я то и дело вспоминал описание местности одного безымянного автора XYII века, где присутствует универсальная жизненная сила. И гадал, либо автор списал Тоскану, либо сам Творец исполнил все так, как значилось в его рукописи: "Холмы невысоки, вода чиста, солнце приятно, ветер нежен; в небесах свет новый; иной мир. Там посреди сутолоки покой; в покое воздух праздника. Когда кто-то попадает в это место, его глаза открываются; сидит он или лежит, на сердце у него радость. Здесь собирается энергия и накапливается аромат. Свет сияет, и волшебство распространяется вовне".

И правда, сидел ли я где-то в тенистом саду какого-то крестьянина за бокалом домашнего вина, карабкался ли по виноградникам к вершине холма, любовался ли с высоты колокольни Джотто, всегда чувствовал на сердце радость. Не случайно когда-то племена этрусков создали на этой земле развитую цивилизацию, оказавшую на римлян большое влияние. Уже в первом веке до н.э. ими был основан университет, а в Средние века - первая в мире мануфактура. Сегодня тосканцам можно позавидовать. Богатая история и роскошная природа наделили их, помимо прочего, еще и утонченным вкусом. Их сады не спутаешь ни с какими другими! Как и столетия назад, у въезда на их иные усадьбы на каменных столбах кованые ворота и затейливая калитка. Рядом рододендроны в кадках. Фасады их старинных домов просты. Но из-за яркой окраски, густого вишневого цвета окон со ставнями, двустворчатых парадных дверей да ярких цветов на подоконниках и герани в горшках на земле они смотрятся на южном солнце очень свежо и жизнерадостно.

Просторная площадка перед домом бывает отсыпана мелкой галькой. Так, что и в дождливую погоду вода на ее поверхности не скапливается. На такой площадке где-то на вершине холма дом смотрится, как дорогой предмет, выставленный на витрину для всеобщего обозрения. Вокруг него словно свечи растут стройные кипарисы и душистые туи. Стены тут и там покрывают плющ и виноград. По сторонам дорожек рассажены ароматные розы, на свободных местах оливки, за ними тенистые кедры, большой висячий и атласовый. В одном углу кровавые сливы, миндаль и алтей, в другом киви и лавр. Воздух переполнен запахами. Среди них терпкий  настой трав, розмарина, руты, пурпурного колокольчика, шалфея, тимьяна, вермута и чистеца.

С тыльной стороны дома, откуда, как правило, открывается великолепный вид на долину, бывает разбит оригинальный сад. В нем хозяева отдыхают сами и с удовольствием принимают гостей. Здесь неглубокий бассейн со скульптурным фонтаном в центре. Парапет бассейна, как и плиты дорожек, выложен из терракоты. Чаши фонтана сделаны в форме крупных раковин жемчужниц. Вода по вечерам освещается фонарями, похожими на большие мыльные пузыри. В любое время бывает приятно присесть на широкий каменный парапет, освежить лицо и ноги прохладной водой.

Чуть подальше стоит чудный белый павильон. Его ажурный купол покоится на мраморных колоннах ионического ордера. Внизу каменный стол и деревянные стулья. Их современные формы в окружении классических предметов смотрятся очень гармонично. От площадки с беседкой спускается широкая каменная лестница. Она ведет к террасе с виноградником и к лужайке для игр. Подпорные стенки лестницы, как и все другие в саду, выложены из необработанного известняка. На верхних кромках их цветут розы, рядом с ними «лежат» шары кустарниковых деревьев. Основание стенки украшают мелкие цветочки альпийской резухи. По средине лестничного марша выставлены помпезные вазоны с яркими ампельными цветами и фуксией. В неглубокой нише пониже цветет лаванда.

Воздух настолько чист, что за холмами в хорошую погоду даже в шестидесяти пяти километрах видно море. Совсем необычное чувство возникло у меня, когда, окинув взглядом дали, я спускался по белой «дворцовой» лестнице под высокими голубыми сводами небес на зеленую лужайку, как на парадную дорожку благородного английского сукна. Вот я - неспешно шествующий могущественный император, перед которым все простираются ниц. А вот, в винограднике - простой сельский винодел, живущий сезонными заботами. Стойки виноградных лоз из толстых бревен - как некая ультрасовременная скульптурная композиция. Контраст им составляют библейское фиговое дерево, оливки с узловатыми, словно напряженные мышцы и сухожилия культуриста, стволами и диковинные оранжерейные растения.

И правда, кем бы я предпочел быть здесь? Скорее, свободным виноделом. Ведь император принадлежит городу и земля его сада, образно говоря, полна неизбывных сорняков, пороков подданных и коварных интриг ловких и сильных противников. Свобода его очень условна. Винодел же сам часть прекрасного ландшафта. Дитя природы и ее творец. Утром он радуется пробуждению жизни, пению беспечно порхающих птиц и движению не знающего преград ветерка. Наблюдает за постепенным насыщением красок дня, за неутомимым солнцем, высвечивающим их к полудню. И, утомленный и довольный результатами своих трудов вечером, он тронут ласками прощающегося с Землей светила. Оно поглаживает длинными лучами ее обольстительное тело, целует в уста и, натягивая легкое покрывало мечтательного сумрака, проваливается за горизонт.

Возможно, так когда-то переживали эти мистические сцены и родившиеся в тосканских деревушках гении: Леонардо да Винчи, Данте, Боккаччо, Галилей, Микеланджело и тот же Джотто ди Бондоне.


Рецензии