Холокост как развлечение

Возможности посмотреть фильм Константина Хабенского «Собибор» ждать пришлось долго. Больше месяца прошло с момента его выхода на экраны в России. В «наших палестинах», да в моём возрасте (под 90!), к большом экрану, в настоящий кинотеатр, притом – на фильм по желанию, попасть не просто, . Но, наконец, в день, когда в Москве открылся футбольный Мундиаль, картину показал Первый канал Российского ТВ.
В телепрограмме было сказано: “…после окончания  программы «Время»”. Но  в связи  с открытием в этот день в Москве мирового футбольного    чемпионата новостная информация затянулась. Оно и понятно: надо же было показать миру дружный восторг россиян по  случаю виктории над такой мировой футбольной державой, как Саудовская Аравия! Ликованию бывших наших соотечественников не было предела: 5 штук вломили им всухую!  После чего на десерт  был подан зрителям Холокост.
Предвидеть лёгкую победу над саудовскими арабами было нетрудно. И впечатление такое, что при  формировании  телепрограммы этого дня  выбор  искушённых московских  телевизионщиков   на фильм о том,  как мучали и убивали  нацисты  евреев,   пал не случайно.
Не хочу обидеть всех, чохом,  российских  зрителей: знаю, что среди них  немало истинных антифашистов, антинацистов, решительно не приемлющих юдофобию. Но у меня в памяти с детства – первый  просмотр  довоенного советского фильма Г.Рошаля «Семья Оппенгейм» (по одноимённому роману Л.Фейхтвангера, впоследствии переименованному в «Семью Опперман»). Этот фильм, отснятый в 1938, мне довелось увидеть во время войны, когда его демонстрировали, конечно, с расчётом показать народу мерзость германского нацизма. Но ведь к пониманию этого замысла зритель должен быть элементарно подготовлен. Я смотрел фильм в рабочем клубе металлургического завода им. Сталина в г. Златоуст, Челябинской области в 1942 – 43 гг, как раз в самый разгар нацистского «окончательного решения еврейского вопроса». В сцене  еврейского погрома, устроенного гитлеровскими штурмовиками в берлинской клинике глазных болезней, куда они пришли с целью «вышвырнуть» всех работающих там 14 врачей-евреев, есть сцена с  участием гениального еврейского артиста Михоэлса. Маленькая его фигурка с известным миру типично семитским, некрасивым, но прекрасным и ярко выразительным лицом ныне известна всему миру. Возможно, что именно в те дни (1942 или 1943 г.) этот великий человек, возглавлявший тогда Еврейский антифашитский комитет СССР, как раз находился в США, где ему удалось собрать для своей страны огромную сумму пожертвований в пользу советского антигитлеровского фронта. Его герой в этом фильме, офтальмолог Якоби, исполнен  достоинства, это истинный интеллигент, украшение и гордость человечества. Один из нацистов срывает с него галстук, другой хамским ударом ноги под зад сбивает с ног… Помню своё горячее сочувствие этому персонажу и  верю: не один я испытывал такое отношение е этому эпизоду. Но  многие зрители реагировали совершенно иначе: когда доктор упал на пол, в зале раздался… громовой и злорадный хохот! Послышались  выкрики: «У. ж-жидяра!», «Абг-г-гаша!», «Узе-узе!»
Не столь злобное, даже добродушное, но явно насмешливое отношение слышалось в реакции зрительного зала в моём родном Харькове примерно 60-х – 70-х годов, когда на экраны вновь был выпущен кинофильм «Искатели счастья» - советская комедия об освоении евреями СССР и зарубежных стран «Еврейской автономной области» в Приамурье. Этот и в самом деле трагикомический эпизод истории (как известно, из затеи ничего путного не вышло, зато в процессе создания здесь еврейского филиала коммунистического земного рая массу людей упрятали за решётку и за колючку лагерей, а истинного национального еврейского уголка  фактически так и не создали. И даже харьковская, в целом гораздо более интеллигентная, публика, чем златоустовские «кузюки» (тамошнее, уральское,  местное словцо для обозначения шпаны), посмеивалась не  так над юмором, которым наполнили сюжет авторы сценария,  сколь над забытым, забавным  звучанием еврейских имён: Пиня, Шлёма, Двойра…
Нечто подобное, думаю, произошло и при нынешнем просмотре онлайн фильма «Собибор»  в день открытия мирового футбольного праздника в России. Уже то, что его первый массовый просмотр был приурочен к этому «неполитическому»  международному мероприятию, свидетельствует, на мой взгляд, о крайней  этической бестактности московских культуртрегеров. Всё-таки даже в наш весьма неразборчивый (хотя и переполненный политкорректностью) век принято сохранять дистанцию между скорбью похорон и весельем свадеб и роди’н.  Не знаю, как отнеслись другие телезрители, но меня в течение просмотра коробили несколько раз появлявшиеся  (невыносимым контрастом с трагическими, рвущими душу сценами) издевательства нацистов над безоружными людьми, - в том числе больными, беспомощными женщинами и детьми, инвалидами и стариками)  -  РАДОСТНЫЕ речёвки  в честь футбольного чемпионата и просто торговые рекламы. Ни дать ни взять – «Стол регистрации смертей и браков».
Право, диву даёшься при виде такой полноразмерной душевной  тупости организаторов этого бессовестного «совпадения». И тут невольно закрадывается мысль: а не нарочитое ли оно?
Ведь столь часто приходилось слышать и читать на просторах российского и вообще постсоветского культурно-политического информпространства упрёки и даже обвинения по адресу  еврейской общественности: дескать, слишком уж «они» плачутся на свою судьбу: не одни ведь «они» пострадали  от нацизма – вон сколько миллионов русских, украинцев, белорусов (далее - перечисляй буквально все этносы планеты) полегло от рук нацистских палачей…
И что полегли, чистая  правда.
Единственное, чего не хотят слышать те, кто уличает евреев в национальном эгоизме и преувеличении страданий своего народа,  - это одна простая, но почему-то не воспринимаемая нашими критиками истина: евреев (а кроме них разве что в значительной степени и цыган) нацисты  преследовали только и именно за их принадлежность к  своему народу.  Украинец, чех, француз, чукча могли быть казнены, но могли и уцелеть – еврей подлежал уничтожению. Слово еврей означало смертный приговор своему носителю.
Герою рассказа великого русско-еврейского писателя Василия Гроссмана «Старый учитель» принадлежит такое объяснение феномена нацистской расистской политики:
«Фашисты создали  всеевропейскую  всеобщую  каторгу  и,   чтобы  держать  каторжан  в
повиновении, построили огромную лестницу угнетения. Голландцам живется хуже,
чем датчанам, французам хуже, чем голландцам, чехам хуже, чем французам, еще
хуже приходится  грекам,  сербам,  потом  полякам,  еще  ниже  --  украинцы,
русские.  Это  всё ступени каторжной лестницы. Чем ниже,  тем  больше крови,
рабства,  пота. Ну,  и в  самом  низу  этой огромной  каторжной многоэтажной
тюрьмы находится пропасть, которой фашисты обрекли евреев.  Их судьба должна
страшить всю великую европейскую  каторгу, чтобы самый страшный удел казался
счастьем  по  сравнению  с  уделом  евреев. Ну вот, мне  кажется,  страдания
русских и украинцев настолько велики, что  подоспела пора показать, что есть
судьба еще страшней, еще ужасней. Они скажут: "Не ропщите, будьте счастливы,
горды,  рады,  что  вы  не евреи!"  Это простая  арифметика  зверства,  а не
стихийная ненависть». (В.Гроссман, «Старый учитель», 1943).

Упорное непонимание механизма и назначения  юдофобской политики нацизма во многом было обусловлено антисемитизмом значительной части  противостоявших ему сил – в том числе советского коммунистического руководства. Во время войны советской верхушке стало выгодно    поддерживать распространяемую нацистами сплетню о якобы природной трусости евреев, отлынивании их от воинской повинности. А ведь на воинскую службу было призвано 500 тысяч евреев: примерно шестая часть их общего предвоенного количества в СССР (не меньшая доля, чем у других народов Союза). Попасть в плен для еврея означало верную смерть. Мучения, которым немецкие захватчики подвергали евреев, прежде чем их убить, без преувеличений показаны в фильме. Ничего удивительного нет в том, что евреи в боях как правило отличались особой воинской доблестью: у них, как ни у кого из других народов,  было за что мстить нацистам, а в плен попасть было равносильно мученической смерти, никак не иначе. Но раскрыть правду о воинской доблести евреев партийно-советской верхушке СССР было невыгодно: несовершенства советской жизни было удобно хотя бы частично относить на счёт «хитрых», «нерадивых», «трусливых» и «склонных к   махинациям» евреев. Вот почему истинные данные о награждённых евреях-воинах считались «государственной тайной», а секретными указаниями начальства было рекомендовано поменьше награждать евреев за воинские подвиги. Именно поэтому представленный к ордену Отечественной войны 2-й степени герой Собибора А.Печерский по указанию облвоенкома Ростова-на-Дону генерал-майора Сафонова получил лишь медаль «За боевые заслуги»…

То, что евреев в «дружной семье» советских народов обнесли славой и наградами, на поверку лишь показало идейное ничтожество и духовную нищету юдофобии (особенно – государственной) и не сохранилось в секрете от народов мира, содействуя истинной славе нашего народа. Ныне звучит как замшелый анахронизм стремление обвинить евреев в  прирождённой, генетической трусости или даже просто в робости как в «национальном пороке». Уходит постепенно в прошлое и стремление уличить евреев в каком-то странном, овечьем смирении перед муками неволи и плена: восстание в Собиборе  было не единственным случаем неповиновения в еврейских гетто и лагерях уничтожения – стали  широко известны героическое  восстание в Варшавском  гетто, восстание в рабочем лагере Луцкого гетто, в лагере уничтожения Треблинка, в Сырецком лагере Бабьего яра… Да, попытки сопротивления приводили к страшным жертвам, но каждый раз результатом было и спасение хотя бы части храбрецов. И это несмотря на тщательную охрану мест заключения – лагерей и гетто.

Так что  напрасно кто-то (намеренно или по присущей юдофобам органической тупости) попытался развлечься  показанными в фильме муками людей в нацистской неволе: «Хорошо посмеётся тот, кто посмеётся  последним!» (Жан-Пьер Флориан, французкий1 баснописец ХVIII века).       

И мы, евреи, вместе с нашими друзьями – честными антирасистами всех народов – искренне смеёмся над убожеством и невежеством юдофобов мира.

Июнь 2018. Афула, Израиль.
             


Рецензии