Об именах Махатма Ганди

На портале Стихи.ру обнаружил случайно стихи про Махатму Ганди. Их автор Анатолий Рабин. Мне мало что удалось выяснить об этом авторе, даже возраст, но в сети  много стихов, которые дают возможность понять, он человек зрелый,  ещё в прошлом веке эмигрировал в США, серьёзно занимается поэзией. О Махатме Ганди он сказал в 2008 году двустишием:
Пророк определил ИСТОЧНИКИ ПОРОКА*
Никто не превзошёл индийского пророка:

Богатство без труда,
Без мудрости ученье,
Политик без суда,
Без жертвы преклоненье,
Бессовестный торгаш,
Наука без морали.
И жизненный багаж
услады без печали.

*(перевод семи заповедей индийского
философа и государственного деятеля
Махатмы Ганди).


Ещё с советских времён я воспринял для себя в качестве нормы слова  Махатмы Ганди, что  «в вопросах совести закон большинства не действует». Понимаете, как это противоречило тому, что пропагандировалось тогда?
В условиях демократического централизма в комсомоле и партии эта норма не действовала, но на бытовом уровне, да и в общественной жизни возникала масса случаев, когда нельзя было решать вопрос большинством, когда правы были не все вместе, а тот, «чей голос тоньше писка» (В.В. Маяковский). В своих публикациях в вечерней городской газете я отражал это своё убеждение и со мною многие соглашались,  даже из числа партийных работников. Были партийные собрания, когда мнение одного меняло ход разговора,  а потом  принималось решение, противоположное задуманному. Сколько раз было, что мнение одного человека изменяло мир!  Махатма Ганди как раз и был таким человеком, который не занимал никакой официальной должности, но к слову которого прислушивались миллионы.

Несколько лет назад на встрече, кажется, со студентами-юристами Владимир Путин сказал, что «после смерти Махатмы Ганди и поговорить не с кем». В тот момент такая мысль меня возмутила. Я много знал о Махатме Ганди, о его стремлении к справедливости, о его аскетическом образе жизни, об отказе не только от роскоши, но и от всего, что поступало в Индию из Англии и Западного мира. А тут человек, жизнь которого проходит на фоне позолоты лучших дворцов России, хочет поговорить с аскетом.  Мне казалось это несовместитмым.

Позднее Путину не раз напоминали об этой фразе и он назвал это шуткой, в другой раз назвал имя Ломоносова: «…поскольку мы находимся в Университете имени Ломоносова, я бы с удовольствием послушал, что думал Ломоносов тогда о развитии страны и о будущем».

А ещё как-то на подобный вопрос о Ганди он ответил, что с удовольствием общается со студентами и уточнил: «Говорю это без иронии. Потому что у меня, как правило, общение с гораздо более скучными людьми происходит. Я к ним привык уже. А всегда нужна какая-то новизна для того, чтобы чувствовать реальную жизнь».  И ещё добавил о великих людях прошлого: «Любопытно, чем руководствовались, как складывался ход мыслей. Мне было бы очень интересно узнать, почему, потому что тогда становится понятной логика определенных событий».

После 10 февраля 2007 года, когда  Владимир Путин  выступил  в Мюнхене на  конференции по вопросам безопасности, до меня стал доходить глубокий смысл забот президента России, он идёт непроторенным путём, опыта нет, посоветоваться не с кем. Вот тот случай, когда «закон большинства не действует». Но далеко не обо всём он может сказать открыто. А позолота дворцов – не самоцель, не прихоть, не любовь к роскоши, а, как говорится, производственная  необходимость, чтобы сама обстановка подчёркивала уровень человека, управляющего миром безструктурно, без оглашения. Согласитесь, если сегодня проводить общенародные выборы с участием Путина, то, я уверен  в этом, во Франции, в Германии, в Англии избрали бы Путина.

В день открытия чемпионата мира по футболу в России 14 июня 2018 года я специально зашёл в магазин периодической печати на главном вокзале Дюссельдорфа. Здесь пресса со всего мира. Многие издания сообщают о футбольном чемпионате, но как? Мяч, кремль, Путин – всё в уродливом, запугивающем виде. Запад не имеет таких политиков и мстит всей России.

Путинские  предшественники по сути сдали Россию иностранному капиталу и помогли  быстро превратить великую державу в криптоколонию. Сегодня Россия не имеет полного суверенитета. Западные страны, власти которых правили миром в сугубо собственных интересах, сдерживают развитие России, нередко сдерживают с помощью лжи и насилия, насилия и лжи.  Западная пресса – яркий пример тому. У меня иногда складывается впечатление, что не политики правят миром, а пресса. Политики просто пытаются угадать, что сделать, чтобы прессе понравиться.

Западные политики вслед за западными СМИ давно бы разбомбили и расчленили Россию, как это сделано с Югославией, да опасаются ответного удара. Но … Они воспитали российскую элиту как своих холопов, привязали её деньгами, замками, учёбой детей к своим интересам, они дирижируют российским олигархатом, который худо-бедно, но гнёт свою линию: уничтожает деревню, сокращает производство в малых городах, снижает самостоятельность населения. Путин переигрывает их в деталях, но страна проигрывает им падением и уровня жизни, и численности. Западные политики, западная пресса в качестве самозваных хозяев мира защищают своё место в обществе, ведь они привыкли играть судьбами целых народов, не неся за последствия никакой ответственности. Путин мешает им.

От Путина требуют. Путина упрекают.  Путину достаётся. Критики окружили со всех сторон, и мало кто из них пытается войти в его положение, взглянуть на мир его глазами или просто понять, какой груз лежит на его плечах и какой мир он создаёт на нашей планете.

Оставим Путина и обратимся к Махатме Ганди, чтобы понять уровень этой личности.

Га;нди (гудж. ;;;;;;; ;;;;;; (;;;;;;;) ;;;;;, хинди ;;;;;;; ;;;;;;;; (;;;;;;;) ;;;;;;, англ. Mohandas Karamchand "Mahatma" Gandhi [;mo;;;nd;a;s ;k;r;mt;;nd; ;;a;nd;].  Это из Википедии.

Махатма – это не имя, это титут со значением    «великая душа».  "Mahatma"- слово сложное, корень Mah мы встречаем в таких словах, как маг, могучий, мощь, махина, макромир, макроструктуры, максима, максимализм, максимум; второй корень  atm  - в терминах атмосфера, атмосферный, в немецких словах atmen, ausatmen (дышать, выдыхать), einatmen (вдыхать). К Мохандасу Ганди титул «Махатма» применил в 1915 году знаменитый индийский писатель Рабиндранат Тагор, лауреат Нобелевской премии по литературе. Титул прижился. Сам же  Ганди был аскетом и говорил, что титул огорчает его.

Главная заслуга Ганди - его философия ненасилия - сатьяграха (сат — истина, аграха — твердость). Она  оказала влияние на движение всех  сторонников мирных перемен, всех борцов за справедливость. Она позволила Индии освободиться от британской зависимости. Сегодня заслуги этой теории, на мой взгляд, преднамеренно, возводятся в абсолют. В кинофильме «Махатма Ганди» есть эпизод, где у Ганди спрашивают, можно ли методом ненасилия победить фашизм в Германии, ведь тогда шла жесточайшая война. Он посчитал, что можно. Он просто не владел всей информацией о шедшей тогда войне и не знал, что  вышедшее из-под контроля насилие можно победить только с помощью вооружённой силы, объединения сил, а вот идеологию насилия надо побеждать с помощью более мощной идеологии ненасилия. После окончания Второй мировой войны не были вырваны корни фашизма, и они дали новые всходы, которые уже вызвали много региональных войн и поджигают мир по сути чуть ли не ежедневно. Победа над фашизмом в Германии и Японии – целенаправленная работа Советского Союза, опирающаяся и на экономическую мощь, и на идеологию справедливости советского народа.

Независимость Индии – это результат победы Советского Союза над фашизмом, это поддержка Советским  Союзом национально освободительного движения во всём мире. Сейчас много лживых борцов за победу.  Процессы философии ненасилия остановились, когда начался распад СССР, и сегодня Индия – мощная вооруженная держава, мощная экономическая держава, в её Конституции все касты имеют равные права, но по составу населения Индия по-прежнему остаётся кастовой, разница между кастами, возможно, даже более высокая, чем во времена Махатмы Ганди.

Официальная перепись населения 1931 года указала 3000 каст, не все местные подкасты были учтены. Конституция  Индии  1950 года, принятая после смерти Махатма Ганди, признала равноправие каст и юридическое полноправие неприкасаемых. Государственным  органам запрещено  интересоваться кастовой принадлежностью человека, вместо понятия каста (джати) в документах употребляется термин «община» (community). Но на бытовом уровне  кастовая иерархия сохраняется. Не повлияло на это даже избрание в 1997 году Президентом Индии Кочерила Рамана Нараянана, происходящего из касты неприкасаемых.

Википедия цитирует антрополога  Е. Н. Успенскую из  статьи «К вопросу о природе индийской касты»: «Иерархия каст включает ритуально чистые „дваждырожденные“, то есть прошедшие инициацию касты брахманов, кшатриев (раджпут, наяр и др.) и вайшья (торговые бания, четти и др.), а также многочисленные и разные „чистые“ касты уровня шудра (земледельцы джат, коли; пастухи ахир, гоала; ювелиры сонар, кузнецы лохар, плотники бархаи и др.), к которым примыкают низшие „зарегистрированные“, или „неприкасаемые“ касты (кожевники чамар, уборщики бханги и др.). Эти последние занимают в кастовом обществе особое положение. С точки зрения дхармашастр, они не входят в кастовое общество и остаются на положении внекастовых „пятых“ (интересно, что по численности они составляют около 1/5 населения страны). Правила жизни кастового общества на „неприкасаемых“ не распространяются, но без них оно практически не может существовать».
Также Википедия уточняет: «Если приём в джати (наследственные профессиональные касты «происхождения»), занимающие своё место во внутренней структуре варн (четырёх наследственных каст «цвета») для посторонних исключён, то приём в неприкасаемые джати (в касты, стоящие вне системы варн) — возможен. У неприкасаемых существуют специальные ритуалы принятия в джати». 

То есть в чём парадокс?  Из низших каст в высшие, наследственные,  нельзя  попасть ни при каких условиях, а чтобы  потомственному кожевнику стать, допустим,   мойщиком туалетов, нужно пройти особый ритуал. Не смешно ли?

Ганди  родился 2 октября  1869 года в семье торгово-ростовщической джати банья, относящейся к варне вайшьев. Его отец Карамчанд Ганди (1822—1885) занимал пост дивана — главного министра города Порбандара, столицы Гуджарат. Семья Ганди строго соблюдала все религиозные обряды, была вегетарианской, соблюдала  посты. Основу духовной жизни составляло самоотречение, чтение священных книг индусов, беседы на религиозные темы.

Когда Ганди исполнилось 13 лет, его женили на ровеснице —Кастурбе,   для экономии денежных средств в этот же день были проведены брачные обряды у его родного и двоюродного братьев.
 
Кстати, в архивных документах начала ХХ века России  тоже встречаются факты, когда одновременно венчаются несколько членов одной семьи. Допустим, венчается пара, а воспреемником у молодых -  брат невесты, который через несколько минут сам венчается – восреемником стал один из первой пары.
 
У супругов Ганди родилось четверо сыновей, трое из них стали активистами Индийского национального конгресса, последователями  идей  отца.
В 19 лет Мохандас Ганди отправился в Лондон, там он подучил   европейское образование, вошёл в коллегию адвокатов Британской империи.  Вернулся в Индию в 1891 году, но особого успеха на родине не добился, потому в 1893 году отправился работать в Южную Африку, там столкнулся с негативным отношением белого населения к цветному и вступил в борьбу за права индийцев. Основное средство  - ненасильственное  сопротивление  (сатьяграха).

Большое влияние на формирование мировоззрения Мохандаса Ганди оказала Бхагавадгита, а также идеи  американского писателя Генри Торо и  русского писателя Льва   Толстого, с Толстым Ганди состоял в переписке. Это всё противники насилия.

А как с помощью ненасилия можно победить насильника? В методах Махатмы Ганди – это бойкот британских товаров и учреждений, а также демонстративное нарушение ряда законов,  введённых колонизаторами в Индии. Особенно ярко выразился отказ от британских тканей, а чтобы восполнить нехватку тканей, было начато кустарное производство пряжи и ткани.   

Колонизаторы Северной Америки не остановились ни перед чем, чтобы установить своё господство, а начали это с уничтожения бизонов, основы кормовой базы индейцев. Общественное мнение не остановило их, но в тот момент не было на планете никого и ничего, чтобы реально защитить индейцев от уничтожения. А к моменту независимости Индии был не только мощный Советский Союз, но и была его победа с использованием оружия над фашизмом. Уже существовала мировая социалистическая система и разрушалась мировая колониальная система.

Символом бойкота британских тканей стала  традиционная индийская прялка –  чаркха.  Индийцы по призыву  Махатмы сами делают себе   одежду и обувь, пусть примитивную, но свою.  Вся страна не покупает английские товары. А  Махатма сам садится за прялку. Индийцы не нарушают законов, они просто не сотрудничают с властью. Они сжигают английские ткани, которые когда-то купили.

Как отреагировали на это англичане? Они подсмеивались над индийцами и их духовным лидером, а потом увидели, что их торговые компании несут гигантские убытки. В страну приезжает наследный принц Уэльский, само воплощение священной королевской власти, а индийцы не выходят встретить его, улицы города словно вымирают.

Основная идея сатьяграхи — воздействовать на благоразумие противника,  обращение к его совести, но для этого  нужно и самому быть готовым и отказаться от насилия (ахимса), какие бы обстоятельства ни возникли, и  переносить боль и страдания.

Превратить соперника в союзника и друга – вот цель сатьяграхи.  Считается, что обращение к совести воздействует больше,  чем угрозы и насилие. По мнению Ганди, насилие рано или поздно приведёт к увеличению насилия, только ненасилие  прерывает спираль зла и делает возможным превратить врага в единомышленника. Ганди считал сатьяграху не оружием слабых, а напротив, оружием сильнейших духом.

Велико было влияние Махатмы Ганди как среди индусов, так и среди мусульман Индии, он всемерно старался   примирить  их, понимая, что вражда не принесёт ничего хорошего ни тем, ни другим.  Колонизаторы из Британии думали по-другому. Они разделили  в 1947 году  бывшую колонию Британская Индия  на светскую республику Индия с преобладанием индуистского населения и мусульманский Пакистан.
 
 Враждующие группировки не примирились, наоборот, вспыхнула жестокая борьба между индуистами и мусульманами. Ганди горько разочаровался итогами 1947 года, он продолжал доказывать бессмысленность насилия, но  его не слушали и не слышали.

В январе 1948 года в отчаянной попытке остановить межнациональные распри Махатма Ганди объявил голодовку, не первую в своей жизни. Своё решение он обосновал тем, что смерть станет для него чудесным избавлением. «Лучше умереть, чем быть беспомощным свидетелем самоуничтожения Индии».

Самопожертвование  Ганди оказало воздействие на общество: лидеры религиозных групп согласились на компромисс: «Мы заверяем, что будем защищать жизнь, собственность и веру мусульман, и те инциденты на почве религиозной нетерпимости, которые имели место в Дели, больше не повторятся».

Но не всё зависит от лидеров. Есть всегда заинтересованные лица и структуры. Бомбейский миллионер Винайяк Саваркар объявил Ганди «коварным врагом» индусов, а его идею ненасилия - безнравственной. Он создал мобильную террористическую группу. Были профинансированы ежедневные протесты ортодоксальных индуистов, на  имя Ганди поступали оскорбительные письма. Натхурам Годзе -  шеф-редактор крайне правой газеты «Хинду раштра», ему было 37 лет, он происходил из ортодоксальной брахманской семьи, имел неполное школьное образование. В составе группы заговорщиков индуистских экстремистов 30 января 1948 года он выстрелил в Ганди во время молитвы. 

Как и предполагал Махатма Ганди, не было мира между двумя частями разъединённого народа, всегда находились внешние силы, чтобы стравить Индию и Пакистан, тем более, что  "яблоком раздора" между двумя странами выступает штат Джамму и Кашмир, формально принадлежащий Индии, но населенный мусульманами и фактически разделенный на три части: индийскую, пакистанскую и китайскую. Трижды  Индия и Пакистан воевали за него: в 1948, 1965 и 1971 годах, все три раза Пакистан терпел поражение, у него и армия хуже оснащена, и людских ресурсов меньше.

28 мая 2002 года руководство Пакистана объявило об очередном успешном испытании баллистической ракеты малой дальности, способной нести ядерный боезаряд. 30 мая Пакистан принял решение о переброске войск с афганской границы на  границу с Индией. В мире запахло новой войной. 30 мая - 1 июня - правительства США, Великобритании, Новой Зеландии и Австралии рекомендовали своим гражданам покинуть Индию и Пакистан. Многие опасались, что Пакистан в состоянии уравнять свои шансы и применить против Индии ядерное оружие, хотя было известно, что в Индии ядерных боеприпасов побольше.

К 3 июня 2002 года территорию Индии и Пакистана в спешном порядке стали покидать граждане США, Великобритании, Франции, Германии, Канады, Саудовской Аравии, Новой Зеландии и Австралии, сотрудники ООН.

И вот в этих напряженных условиях Президент РФ Владимир Путин и председатель КНР Цзян Цзэминь собирают в Алма-Ате первых руководителей  азиатских стран. Приехали главы 16 государств.  Индийский премьер Атал Бехари Ваджпаи категорически отверг возможность личной встречи с главой Пакистана Первезом Мушаррафом. Путин согласился с такой позицией и предложил заочные переговоры. Каждый остаётся в своём кабинете, техника даёт возможность договориться. Поговорили. Договорились. Угроза войны отступила.  А потом был 2015 год. 9 мая, 75 лет Великой Победы, и по Красной площади прошли представители этих двух стран, а главы делегаций были на трибуне  рядом. Сейчас обе страны вошли в ШОС (Шанха;йская организа;ция сотру;дничества).

В сети немало материалов о Махатме Ганди, перечисляются принципы его теории ненасилия, мы их назвали в начале этой статьи. А завершить хочу ярким высказыванием о нём:

«В этом маленьком, физически слабом человеке, было что-то твёрдое, как сталь, несокрушимое, как скала, что-то такое, с чем не могла совладать никакая физическая сила, как бы велика она ни была… Он обладал каким-то царственным величием, внушавшим окружающим невольное почтение… Он говорил всегда просто и по существу, без лишних слов. На слушателей действовала абсолютная искренность этого человека, сама его личность; казалось, в ней сокрыты неисчерпаемые источники внутренней силы… Обретя внутренний мир, он излучал его на окружающих и шёл по извилистым путям жизни неустрашимо, твёрдым шагом».

Это сказал Джавахарлал Неру,  один из самых видных политических деятелей мира, лидер левого крыла индийского национально-освободительного движения. 

Джавахарлал Неру под наставничеством Махатмы Ганди стал председателем  Индийского национального конгресса, а после обретения страной независимости 15 августа 1947 года первым премьер-министром Индии. Оставался на этом посту вплоть до 27 мая 1964 года, когда умер от сердечного приступа. Сердце не выдержало от сообщений, что началась война между Индией и Китаем. Джавахарлал Неру - отец Индиры Ганди и дед Раджива Ганди, которые были премьер-министрами Индии. Всё это личности яркие, сторонники ненасильственного развития. Видимо, эта теория слишком опасна для тех, кто верит только в силу, потому их убили. Сама их смерть стала (по Горькому) «призывом гордым к свободе, к свету».


Рецензии