Положение педагога высшей школы в Англии и России
Однажды я стала свидетелем и соучастником совершено невероятного, немыслимого события в жизнни института: диплом инженера был торжественно вручён новоиспеченному молодому специалисту,который кардинально отличался от всех других студентов нашего институтах: он был психически неполноценным - полным дебилом. Лицо этого юноши никогда не выржало никаких эмоций, он не понимал ,где сейчас находится и что с ним происходит. Но каждое утро его привозила к началу занятий легковая машина и увозила по их окончанию. Так длилось все пять лет его пребывания в стенах вуза- он без академических задолженностей переходил с курса на курс и , в заключение, стал молодым специалистом с высшим образованием.
Разгадка этого неправдоподобного процесса лежит полностью в духе того времени: отец этого студента занимал грозную и всесильную позицию в табеле о рангах советского общества- он была первым секретарем районного комитета партии и в этом именно районе располагался наш институт.
Отец этого юноши бесстыдно и нагло использовал свое положение и ректор института был вынужден пойти у него на поводу. Но у него и не было другого выхода- попробовал бы он ослушаться! Однако до прступления в институт этот психически больной ребенок « окончил» и среднюю школу. Как мы видим, этот ответственный партийный работник охватил своими щупальцами многочисленную группы бесправных людей ( к ним относятся и ректор, и директор школы, и учителя, и преподатели вуза. И я была в их числе).
Каждый из них совершал несомненное должностное преступление- принимал у дебила зачёт или экзамен; лабораторные работы или курсовые проекты. Но такова была обстановка- любой преподаватель, отказавшийся участвовать в этом преступном спектакле, рисковал потерять работу. Поэтому никто и никогда из них и не пробовал возразить против своего участия в этом надругатльстве над здравым смыслом.
Пишу эти горестные строки о бесправном пол ожении педагога высшей школы под ярмом всесильных партийных боссов в Союзе и вспоминаю роман английского писателя Чарльза Сноу « Наставники». В этой книге- будни преподавателей Кэмбриджа. В одной из сюжетных линий второго плана описана драма казначея Кэмбриджа, очень влиятельного человека, второго по значимости после ректора. Его сын учился в Кембридже, но, дойдя до третьего курса, был исключён- не смогл с трёх попыток сдать экзамен по одной из дисциплин. Ни у одного из педагогов, которые искренне сочуствовали казначею, сопереживали его горю, не возникло даже и мысли повлиять на экзаменатора. А сам экзаменатор был озабочен тлько тем, чтобы дать объективную оценку знаниям и для него не имело никакого значения высокое положение в университете отца этого студента. У экзаменатора не возникло никаких опасений о том, что исключение сына казначея из университета может отрицательно сказаться на его судьбе, что казначей станет ему за это как- то мстить.
В заключение приведу эпизод из жизни моей внучки,связанный с ее пребыванием в Оксфорде (Англия):
Моя внучка,тогда студентка одного из колледжей в США, по программе обмена студентами обучалась два летних месяца каникул в Оксфорде. За это время им предстояло прослушать два специальных курса для специальности « Финансовый аналитик». На вводной лекции по одному из этих курсов почтенный профессор сделал неожиданное заявление: он объявил, что его курс настолько сложный, чтоо ни один студент не получает у него на экзамене высшую оценку- пять баллов.
Однако моей внучке он этот балл все- же поставил. Этот факт говорит об исключительной порядочности и ответственном отношении профессора к высокому долгу преподавателя, который, в первую очередь, обязан быть безукоризненно объективен при оценке знаний студентов. Именно таким и проявил себя этот профессор, не следуя слепо произнесеному им на вводной лекции. Я считаю этот его поступок благородным и мужественным.
На фотографии вы видите Оксфорд
Автор текста Доба КАминская
Свидетельство о публикации №218061600403
Алена Москвитина 15.11.2019 21:49 Заявить о нарушении