Жизнь с музыкой. Продолжение

     Как  уже  вскользь  было  отмечено  выше,  огромное  значение  для  восприятия музыки  имеет  качество  и  класс  аппаратуры,  на  которой  она  воспроизводится. Поскольку  как  бы  ни  был  хорош  источник,  если  его  воспроизводить  на  «мыльницах»,  то  «слышишь  звон,  да  не  знаешь,  где  он».  Хотя  подавляющее  большинство  это  удовлетворяет.  Распространение   Интернета  с  музыкальными  консервами  значительно  снизило  культуру  восприятия  звука,  так  как  на  выходе  получаем  ту  же  «мыльницу»  с  диапазоном  воспроизводимых  частот  примерно    100 – 10000 Гц,  то  есть  без  обертонов,  которыми  насыщен  звук  классического  симфонического  оркестра  (бедный  звук). Как  бы  сказал  в  этом  случае  д'Артаньян: «Люди  начали  мельчать» (А. Дюма.  «Виконт  де  Бражелон»  часть  I, глава  XIV).
      Кстати,  о  д'Артаньяне. Несколько  лет  назад,  прочитав  цитаты  из  трилогии  о  трёх  мушкетёрах  в Интернете,  обратил  внимание  на  убожество  этих  подборок. Не  исключаю,  что  это  делали  представители  живущего  сейчас  кнопочного  поколения (строка  из  песни «Нажми  на  кнопку – получишь  результат»).  И  если  они  не  получают  результата,  то  впадают  в  ступор. Весьма  хорошо  это  описано  в  сатирических  зарисовках  Михаила  Задорнова.  А  читать  внимательно,  вдумываясь  в  смысл,  им  некогда  и  лень.  Всего  несколько  слов: «Высокое  происхождение  при  простой  одежде».  Этими  словами  д'Артаньян  отметил  про  себя  сопровождение  короля  Англии  Карла  II  к  его  брату  Людовику XIV. Как  о  многом  это  говорит. Кнопочному  поколению  этого  не  понять.  Да  что  про  них  говорить.  Даже  люди,  имеющие  по  два  высших  образования,  говорят,  что  «Человек  из  хорошей  семьи  лучше,  чем  человек  из  семьи».  После  сих  слов  разговор  на  эту  тему  с  моей  стороны  сразу  же  обрывается.
     Теперь  больше  десяти  лет  никогда  не  говорю  об  этом  даже  в  кругу  близких  друзей.  Просто  иногда  вскользь  скажу: «Они  из  одной  песочницы»  или  что – нибудь  в  этом  роде.
     Не  так  просто  добиться  единства  содержания  и  формы.
Ведь  Баха  нет  смысла  слушать  на  бумбоксах - “громыхалка  для  гетто»  по-американски,  так  как  они  не  могут  полноценно  воспроизводить  нижние  регистры  органа.
     К  подбору  аппаратуры  подхожу  очень  тщательно.  Ведь  можно  при  подборе  комплекта  аппаратуры  истратить  в  два-три  раза  больше  средств  от  оптимума,  но  не  решить  поставленной  задачи.  Вопрос  иногда  спрашивают  совета – какой  коэффициент  демпфирования   усилителя.  Прежде  чем  поставить предпоследний  комплект  лет  двадцать  с  небольшим  назад  занимался  этим  почти  полтора  года.  Во  главу  угла  всегда  ставил  усилитель. Благодаря  опять-же  таки  Владимиру  Елбаеву  выбрал  Tecniks  900  интегральник  ( у  900-го  двухблочника звук  немного  жёстче)  c  транзисторами,  максимально  приближёнными  к  лампам.     Кстати  до  сих  пор  встречаю  заявки  желающих  его  купить.  Звук  его  в  сочетании  с  остальными  аппаратами  мне  очень  понравился.
     Так  я  перешёл  из  меломанов  в  аудиофилы.
Не  всегда  эксперименты  приводили  к  желаемому  результату.  Лет  пятнадцать  назад  при  создании  домашнего  кинотеатра  решил  оптимизировать  затраты  на  аппаратуру – совместить  звуковые  тракты  аудио  с  видео.  Взял  при  этом  Kenwood  8-тысячной  серии  с  практически  всеми  наворотами,  У  них  более  или  менее  приемлемый  звук  в  обоих  направлениях.  Результат  меня  разочаровал – в  тракте  кино  звук  меня  вполне  устроил,  а  аудиотракт  оказался  значительно  хуже  уже  имеющегося.  Теперь  тракты  кино  и  музыки  совершенно  раздельны,  и  это  считаю  правильным,  да  и  специалисты  говорят  о  том  же.   
     Тут  уже  необходимо  определиться,  какой  звук  для  вас  является  приоритетным.  К  примеру,  если  мы  прослушаем  достаточно  известную  песню  группы  Shivaree  “Goodnight   Moon”  c  их  дебютного  альбома  1999  года  и  эту  же  песню  с  саундтрека  к  фильму “Kill  Bill v. 2”,  то  звук  саундтрека  вам  вряд  ли  понравится (правда,  это  моё  мнение).
     Теперь  Kenwood  8-тысячник  с  киношной  акустикой  MB  Quart,  но  подобранной  под  хорошие  их  фронта,  стоит  у  моего  старшего  сына.  Ставить  фронта  рядом  или  один  на  другой (в  этом  случае  высота  превышала  бы  два  метра) – хорошего  мало.  Я  уже  не  говорю  про  наводки.
      Прошло  около  десяти  лет,  и  этот  звук  уже  перестал  меня  удовлетворять – ухо  привыкло.  Тут  раздумья  и  поиски  длились  больше  двух  лет.  Пришёл  к  выводу  о  том,  что  необходим  естественный  звук,  а  его  может  дать  только  полностью  аналоговый  тракт  без  транзисторных  включений,  то  есть  качественный  проигрыватель  винила  с  ламповым  фонокорректором  или  аналоговый  кассетник  высокого  класса,  ламповый  усилитель,  качественная  акустика  с  английским  звуком (тут,  конечно,  у  каждого  свои  предпочтения – ведь  любой  аппарат  даёт  свой  индивидуальный  окрас  звука,  просто  у  аппаратов  с  английским  звуком  отличий  от  мониторного,  эталонного  меньше).  И,  если   слушать  компакт  диски,  то  желательно  иметь  в  проигрывателе  компакт-дисков  ламповый  усилитель  сигнала  после  цифро-аналогового  преобразователя.  Тут  надо  отметить  тот  факт,  что  ламповая  аппаратура,  имеющая  коэффициенты  искажений  в  десятки  ,  а  то  и  сотни  раз  большие,,  чем  транзисторная,  на  слух  звучит  значительно  лучше – ведь  наши  уши  не  идеальная  акустическая  система.
     При  этом  преследовал  задачу  иметь  аппаратуру  класса «доступный High End”,  но,  чтобы  она  мне  служила  до  деревянного  бушлата.
Со  временем  я  осуществил  свою  мечту,  но  это  уже  совершенно  другой  затратный  уровень.  Тем  не  менее,  результат  того  стоил.  Заменив  усилитель  думал,  что  улучшение  звука  будет  в  разы,  но  уже  первое  прослушивание  показало,  что  звук  по  качеству  стоит  на  другом,  совершенно  несравнимом  уровне. То  же  самое  отметили  и  сыновья. 
     Это  уже  уровень  пуриста. Когда  меня  называют  меломаном  говорю,  что  это  слово  звучит  в  моём  отношении,  как  оскорбление.   Меломан  это  просто  собиратель,  человек  без  цели.  Года  два  назад  выбрал  тему – победители   Grammy  в  самой  престижной  номинации  «  года».  Их  всего  пятьдесят  девять,  как  и  в  1959  году  был  самый  первый  победитель  в  этой  номинации.  Через  два–три года  рассчитываю  эту  тему  закрыть.
     Как  уже  отмечал,  огромное  значение  имеет  аппаратура,  на  которой  слушается  музыка.  Несколько  лет  назад  одному  знакомому,  достаточно  хорошо  разбирающемуся  в  музыке,  поставил  лонгплей  с  вообще  малоизвестной  композицией  с  солирующим  роялем  «Jerina”  из  альбома   югославского  музыканта  Деяна  Петковича  1981  года.  Она  длится  около  пяти  минут.  Вещь  произвела  на  него  большое  впечатление.  Я  и  сам  не  знаю  мотив  создания  этой  композиции – скорей  всего  она  была  посвящена  жителям  местечка  в  Сербии  с  одноимённым  названием,  расстрелянным  или  сожжённым  усташами  в  период  1941-45  годов. Сказал  название  композиции  и  альбома.  Нашёл  он  её  в  Интернете.  Говорит:  «Звук  как  небо  и  земля.  Если  бы  её  не  услышал  у  тебя,  вообще  бы  никогда  не  обратил  внимания».
Иногда  говорю  названия  альбомов,  а  некоторые,  покопавшись  в  Интернете,  говорят,  что  таких  там  нет.  На  что  слышат  ответ  о  том,  что  у  меня  это  есть  и  я  это  слушаю.
     В  завершении  хочу  рассказать  несколько  забавных  эпизодов  по  этой  теме, случившихся  со  мной,  в   следующей  части  рассказа.


Рецензии