83. Рейд Мамонтова

После успешного прорыва на север в июне 1919 года успехи донских казачьих дивизий выглядели менее убедительно, чем победы их коллег из Добровольческой армии. Как обычно, выход за пределы Донской области сильно уменьшил желание казаков продвигаться на север.

Между тем, без казачьей конницы глубокие прорывы советского фронта были невозможны. Одним из таких кавалерийских соединений был корпус, которым командовал генерал-майор Константин Константинович Мамантов, ставший более известным в качестве Мамонтова.

Несмотря на грозную доисторическую интерпретацию его фамилии, казачий генерал так и не смог овладеть Царицыном во время трех походов, предпринятых по приказу П.Н.Краснова.

Да и во время четвертого, успешного для белых штурма "красного Вердена" его корпус не играл решающей роли. Начиная с июля 1919 года генерал К.К.Мамонтов начал готовиться к новому заданию, заключавшемуся в рейде по тылам Южного фронта РККА.

По приказу деникинского командования для этой цели был сформирован сводный отряд, включавший 13-ю конную дивизию во главе с генералом Толкушкиным, 12-ю конную дивизию во главе с генералом Постовским, Сводную конную дивизию во главе с генералом Кучеровым и пеший отряд. Оценка общей численности отряда колеблется от 3 до 9 тысяч штыков и сабель при 12 орудиях

В начале августа 1919 года командующий Донской армией генерал Сидорин произвёл смотр мамонтовских частей, огласив приказ о предстоящем наступлении на Москву. На самом деле, никакого общего наступления в этот момент еще не предвиделось.

7 августа корпус Мамонтова начал выдвигаться к месту прорыва на реке Хопер. Для советского командования планы будущей атаки деникинцев на стыке 8-й и 9-й армий не были секретом.

Однако удар, обрушившийся утром 10 августа на части 40-й стрелковой дивизии застал ее полки врасплох. В течение первого же боя конница Мамонтова уничтожила 358-й стрелковый полк. Остальные полки 40-й стрелковой дивизии были отброшены.

В Южном фронте образовался прорыв шириной в 22 км. К вечеру 11 августа части Мамонтова продвинулись на 55 км и заняли села Костин-Отделец и Братки, где вынуждены были два дня ждать подхода отставших дивизий.

Чтобы остановить начавшееся наступление, командование фронта направило против казачьего корпуса 31-ю стрелковую дивизию, которая 14 августа заняла позиции вдоль реки Елань, однако телеграфная связь с этими частями была прервана.

Командующий Южным фронтом В.Н.Егорьев докладывал главкому РККА:

"Прорыв несомненно совершился. Силы, участвующие в нем, нащупаны только частью, тем не менее следует ожидать, что они с каждым днем будут увеличиваться.

Форма прорыва такова, что в направлении на Грязи в районе ст. Токаревка - дер. Зиновка находится, по сведениям Козловского ревкома, около 2 тысяч казаков при 4 орудиях, а в районе между ст. Терновка и Борисоглебском - три полка при 8 орудиях. Каковы силы в районе Каменка, о которой я вчера упоминал, не выяснено."

Конные разъезды, посланные К.К.Мамонтовым к Тамбову и Козлову, красных частей не обнаружили, что позволяло продолжать рейд. 15 августа казачий корпус разделился. 12-я конная дивизия во главе с генералом Постовским двинулась через Жердевку на Тамбов, а остальные дивизии - на Козлов.

Командование Южного фронта РККА направляло против прорвавшихся деникинцев новые части, которым приходилось решать свои задачи в условиях изоляции, без связи с соседями, поскольку телеграфные линии портились конницей Мамонтова.

Казаки разрушали железнодорожные станции, захватывали военное имущество и распускали по домам мобилизованных красноармейцев. 16 августа белые взорвали железнодорожный мост между станциями Сабурово и Селезни, прервав сообщение между Тамбовом и Козловом. Главком РККА С.С.Каменев распорядился перебросить против Мамонтова 21-ю стрелковую дивизию с Восточного фронта.

В Козлове 17 августа начали готовиться к эвакуации штаба Южного фронта, поскольку для его обороны в городе имелись только полторы роты караульного батальона. Готовились к отражению нападения и в Тамбове, но местные власти считали, что белая конница находится далеко от города.

Предварительные расчеты оказались ошибочными. 18 августа в 8.00 части Мамонтова ворвались в Тамбов, гарнизон которого частично разбежался, а частично сдался в плен. Белоказаков встречали сочувственно, пока речь шла о раздаче казенного имущества и роспуске по домам мобилизованных.

Однако покончив с очищением военных складов, бойцы Мамонтова переходили к такому же грабежу частного имущества, не останавливаясь перед разбоем и насилиями.

Закончив в положенные три дня разграбление города, белоказаки 21 августа покинули Тамбов. За день до этого части Мамонтова начали продвижение к Козлову, который, по-видимому, и должен был стать главной целью рейда.

Однако Полевой штаб РВСР по-прежнему отказывался верить, что главные силы казачьего корпуса были брошены не для общего прорыва фронта, а для глубокого рейда. В результате неправильной оценки обстановки движение частей Мамонтова к Козлову осталось нераскрытым.

Между тем, высланные в сторону станции Никифоровка заслоны были разбиты. 22 августа корпус Мамонтова занял Козлов. В течение короткого времени весь уезд был разорен, как территория вражеского государства.

Очевидец из Козлова вспоминал: "Из 300 семейств имущество только 10-ти уцелело, а все остальные разгромлены. Имеются также [те], которые спасли часть имущества, но большей частью пострадали совсем, оставались на зиму в костюмах Адама.

Я сам переживал 5-й погром, но такого не видел. Убитых 100—112 человек. Перед моим отъездом сюда [Имеется в виду: в Москву] мы похоронили 87 человек, а остальные разыскиваются."

23 августа Совет рабоче-крестьянской обороны РСФСР объявил о введении военного положения в Рязанской, Тульской, Орловской, Воронежской, Тамбовской и Пензенской губерниях.

После двух недель неопределенности командование РККА поняло, что имеет дело не с общим наступлением деникинцев, а с хорошо организованным рейдом конной группы. 23 августа РВСР принял решение об организации борьбы с корпусом К.К.Мамонтова. 24 августа части Мамонтова покинули окрестности Козлова.

25 августа командование Южного фронта издало приказ: "Постановлением Реввоенсовета Республики на члена Реввоенсовета Южфронта т. Лашевича возлагается командование всеми силами, выделяемыми как Реввоенсоветом Южфронта, так и местными военными и советскими учреждениями для ликвидации кавалерийского рейда белых."

М.М.Лашевич издал приказ, разосланный всем городским ревкомам: "Ни в коем случае город без боя не сдавать, под угрозой расстрела шкурников, паникеров и дезертиров. Ревкомам эвакуироваться последними и только в крайнем случае."

Вечером мамонтовцы подошли к городу Раненбург и попытались взять его сходу. После нескольких часов ожесточенных боев, когда город переходил из рук в руки, казаки вынуждены были отступить.

Убедившись в опасности дальнейшего продвижения к Москве, Мамонтов повернул на юг. 28 августа казаки без боя заняли Лебедянь, гарнизон которой бежал задолго до прихода белых.

В этот же день В.И.Ленин телеграфировал М.М.Лашевичу: "Крайне обеспокоен успехами Мамонтова. Он может разрушениями дорог и складов страшно повредить нам. Все ли меры принимаются? Достаточно ли энергично и быстро? Извещайте чаще."

Не имея крупных кавалерийских частей, советское командование постоянно опаздывало, не имея возможности даже установить точное местоположение дивизий Мамонтова. 31 августа около 18.00 мамонтовцы взяли Елец.

Здесь, как и в других городах, были разрушены мосты, склады, казармы и фабрики. После продолжительной остановки в Ельце мамонтовцы 4 сентября двинулись на Воронеж. 6 сентября 12 конная дивизия генерала Постовского после упорного боя захватила станцию Касторную, разрушив как обычно железнодорожные пути и склады.

Дальнейшее продолжение мамонтовского рейда начало беспокоить А.И.Деникина, который настаивал на скорейшем возвращении загулявшего корпуса.

А тем временем, командование Южного фронта собирало войска для уничтожения частей К.К.Мамонтова. Была переброшена 21-я стрелковая дивизия. С царицынского направления был снят конный корпус под командованием С.М.Буденного.

А пока эти силы сосредотачивались на новых рубежах, мамонтовцы шли к Воронежу. 7 сентября казаками была занята Усмань. В этот же день красные заняли оставленные белыми Елец и Касторную. 8 сентября К.К.Мамонтов начал штурм Воронежа.

Втянувшись в многодневные бои, казаки оказались привязанными к одному пункту, к которому тут же начали стягивать части РККА. И хотя 11 сентября дивизиям Мамонтова удалось ворваться в Воронеж, уже на следующий день им пришлось оттуда отступить с большими потерями.

Дальнейшее движение мамонтовцев сводилось к поиску участка для соединения с основными силами А.И.Деникина. Избегая крупных столкновений с частями РККА, участники белого рейда маневрировали к югу от Воронежа.

19 сентября корпус К.К.Мамонтова пробился на соединение с частями корпуса, которым командовал А.Г.Шкуро, в районе Старого Оскола. Несмотря на серьезный ущерб, который нанес рейд Мамонтова прифронтовым железным дорогам и линиям связи, несмотря на эффектные захваты городов с показательными казнями и повальным грабежом, рейд К.К.Мамонтова не смог парализовать Южный фронт РККА.

Более того, проведя работу над ошибками, командование РККА ускорило формирование крупных кавалерийских соединений, появление которых подготовило будущий разгром армий А.И.Деникина. Опыт К.К.Мамонтова лишний раз показал, что завоевания могут выглядеть, как волна, сокрушающая берег, а могут напоминать удар шашкой по воде, от которого через некоторое время не останется никакого следа.


1. М.Рымшан. Рейд Мамонтова: август–сентябрь 1919 года. М. ГВИЗ. 1926.

2. М.Свечников. Рейды конницы и оборона железных дорог. М. ГИЗ. 1928. 174 с.

3. С.И.Мамонтов. Не судимы будем. Походы и кони. М. Военное издательство. 1999.

4. С.Ауский. Казаки. Особое сословие. М. ОЛМА-ПРЕСС. 2002. 448 с.

5. Книга погромов, 1918—1922. М. Институт славяноведения. Государственный архив Российской Федерации. РОССПЭН. 2007.

6. И.Калинин. Русская Вандея. М.-Л. Госиздат. 1926. С. 143-155.

7. И.Е.Филиппов. На удар—ударом: Очерк борьбы за Воронеж с Мамонтовым и Шкуро. 1919. Воронеж. 1934.

8. Р.В.Борисенко. Походы "белых" казаков на территорию Воронежской губернии в 1919 году. Вестник ВГУ. Серия: История. Политология. Социология. 2015. № 1.

9. E.-S.Landis. A Civil war episode: General Mamontov in Tambov, August 1919. Pittsburgh. 2002. 41 p. (The Carl Beck papers in Russian a. East Europ. studies, N 1601).

10. А.Н.Грищенко, А.В.Лазарев. Неизвестные страницы архивов: рейд генерала КК Мамонтова глазами его участников. Военная мысль. 2013. № 2. С. 65-78.

11. А.В.Венков. К.К.Мамантов - легенда "белого движения". Человек второго плана в истории. 2007. Вып. 4.

12. А.В.Посадский. Еще раз о рейде Мамонтова. Донские казаки в борьбе с большевиками: альманах. 2009.


Рецензии
1. Цель,видимо, - вызвать деморализацию и растерянность Центра , восстания в тылу.
2. Очень напоминает рейд Лисовского за 200 лет до этого.

Иванов Андрон   16.06.2018 14:22     Заявить о нарушении
Конечно, расчёт на разложение тыла был. Но главной задачей было разрушение железных дорог и линий связи. Это Мамонтов выполнил. Организацией восстаний он не занимался. Максимум, что Мамонтов смог - это сформировать ещё одну дивизию. А вот в грабежах гражданского имущества казаки преуспели, почти как лисовчики во времена Смуты.

Валерий Горелик   16.06.2018 17:32   Заявить о нарушении