Навигацкая наука

Однажды в «Одноклассниках» кто-то выложил фото навигационной линейки НЛ-10 со скромным вопросом: «Что это?» Посыпались ответы:
- Наш деревянный персональный компьютер..
- Главный бортовой компутер
- Не... Это от него процессор...
- И у меня такая есть.
- Да.... Я сперва оную за логарифмическую чуть не принял - а потом..... Потом взгрустнулось что-то...
- А в правом унте удобно было носить... Душу как-то грела... 
-  НЛ-10, длина 270 мм.
- Похоже на логарифмическую линейку.
- Ну, суть-то у них одна: прицелиться, совместить, сосчитать... Исполнение, правда, немножко разное... Хорошая штука-то… Штурману можно и неграмотным с ней быть.. 
- А я все не могла понять, что это за линейка такая странная у деда!
Ну, а потом посыпались воспоминания, а также варианты расчёта на этой линейке разных величин. В том числе и неординарных. Типа: «Как точно разделить поллитру на троих?» Раз уж пошла такая «котовасия», я тоже решил «встрять»:
- Вот просмотрел все посты и как-то не удалось мне обнаружить информацию, как же на этой штуке цену водки определить. Поэтому, с вашего разрешения, я восполню этот пробел. Итак, сначала работаем с нижним изображением. На нижней части шкалы "Исправленная высота" находим число "0,5" (поллитра). Совмещаем его с цифрой -40 градусов на шкале "to+th". Переворачиваем линейку и на шкале "Расстояние" напротив красного треугольника считываем цену поллитры: 2,87. Это "старая" цена. Чтобы определить "новую", надо "поллитру" установить на +40 градусов. Тогда на обороте напротив треугольника мы увидим 3,62. Это новая цена. Ну а все последующие цены вам придётся вычислять на GPS...
Мне сразу же ответили:
- Пожалуй что так ... Только что получится?!
- Это Вы про GPS? Честно говоря, не знаю. А вот про НЛ-10 могу ещё добавить, что она до сих пор и независимо от GPS  пользуется популярностью у "борьбистов" на АХР, поскольку расчёт полей с её помощью резко упрощается.
Какое-то время народ обсуждал разные варианты расчётов. Но тут вдруг в разговор вмешалась дама. Судя по всему, очень далёкая от авиации. Но любознательная.
- Ой, как все заморочено...   а что это?  Объясните для  "особо одаренных"?
Вопрос адресовался почему-то мне. Не ответить, - не вежливо. Но разве тут можно что-то объяснить в двух словах?
- Но мадам! Вы переоцениваете мои возможности. Довольно проблематично в двух словах объяснить навигацкую науку. Я конечно попытаюсь довести Вам некоторые "азы", но не обессудьте, если это Вам покажется слишком скучным. Итак, перед Вами штурманская, или по-другому, навигационная линейка НЛ-10. Аналог логарифмической, но специализирована под штурманские потребности. Основная задача каждого штурмана (как и пилота), - не повторить "подвиг" матроса Железняка, то есть, не прилететь вместо Одессы в Херсон. А для этого весь полёт надо постоянно считать и считать. Определить направление и силу ветра на высоте, вычислить угол сноса и поправку в курс. А также угол и курс выхода, если уже снесло. Всё это можно сосчитать лишь через синусы-косинусы, тангенсы-котангенсы. Они-то и есть основа этой линейки. Кроме того, ветер влияет на путевую скорость (т.е. скорость относительно земли), а значит, если не считать и не пересчитывать, то топливо может закончиться задолго до Херсона. Линейка позволяет нам рассчитать и то, и другое. И скорость, и расход топлива. Кроме того, в ней ещё очень много функций. Например, она позволяет рассчитать и учесть поправку в высоту полёта в зависимости от температуры за бортом. Поскольку, если её не учитывать, то запросто можно оказаться на встречном эшелоне, и тогда уж Вам точно не видать ни Одессы, ни Херсона. Я Вам рассказал лишь малую часть её возможностей. На самом деле её возможности гораздо шире. В конце-концов её можно использовать, как простой калькулятор, то есть умножать и делить любые числа. Правда, в последние годы авиаторы всё реже вынимают её из портфелей, поскольку широкое распространение получили GPS (Global Position Sistem), или по-другому Спутниковые Авиационные Навигаторы. Они позволяют почти ничего не считать, а всё считывать прямо с экрана GPS. Благодаря этой системе авиаторы очень быстро теряют навыки работы с НЛ-10. Что опасно в случае возникновения конфликта, поскольку американцы способны одним щелчком тумблера переключить частоту GPS с обычной на военную, которую могут принимать только воздушные и морские суда США. И тогда Херсон замучается принимать заблудившихся. Вся надежда на ГЛОНАСС, который должен же когда-то заработать в полную силу...  Ну и как, не слишком я Вас утомил объяснениями?
- Интересно,  спасибо!  Все, теперь тоже иду в пилоты, почти все знаю, с Вашей помощью!   
Вот так с помощью «Одноклассников» в рядах желающих стать пилотами стало на одного человека больше…

 
2018


Рецензии
С этой линейкой вся трудовая жизнь прошла. Она вроде талисмана. Приятно, что интерес к ней проявляют иногда люди, далёкие от авиации.
Новых творческих успехов тебе
В. Безкрылов

Вячеслав Безкрылов   17.06.2018 18:27     Заявить о нарушении