Что есть покаяние?
"Грешен, батюшка, – слышим мы на исповеди, – страдаю чревоугодием". Это покаяние? Да, если при этом на лице человека отражается мучительная борьба с названной страстью, если в его глазах проглядывается боль, почти отчаяние, от собственного бессилия, если он, придя домой, предпринимает очередную попытку ограничить себя в угождении вкусовым рецепторам. Нет, это не покаяние, если после исповеди, придя домой, человек забывает о том, что полчаса назад он "грешил чревоугодием" и без зазрения совести накидывается на вкусное и сладкое. Настоящее, не фальшивое, покаяние неотделимо от боли и несовместимо с благодушием на лице во время произнесения "грешен, батюшка". Думается, Боженька во время исповеди внимает не столько нашим речам, сколько нашим болевым импульсам, которые считывает Его небесный энцефалограф. Есть боль – значит, есть покаяние. Нет боли – нет и покаяния, а лишь формальный ритуал под названием "перечисление грехов по списку".
Кто-то скажет: пусть хотя бы такое, формальное, покаяние, – хуже, когда человек вообще не способен к какой-либо самокритичности. Отвечу на это словами свт. Николая Сербского (1880-1956): "Какая польза вам от того, что каетесь, да постоянно возвращаетесь на старый путь? Как назовёте вы человека, который тонет и зовёт на помощь, а когда помощь приходит, не хватается за верёвку спасения? Так и я называю вас" [1].
В качестве наглядной иллюстрации вышесказанного приведу выдержку из жития преподобного Феодосия Кавказского (1841-1948): «К о. Феодосию приехали из Ростова семь женщин. Шесть из них о. Феодосий принял, исповедовал, причастил, а одну из них не принял, не исповедовал. Она потом так расплакалась, а он ей говорит: "Что плачешь? Езжай домой, отдай жене мужа, а детям отца. Покаешься перед Богом, приедешь – приму"» [2]. О. Феодосий потребовал от женщины не формального, а деятельного раскаяния, раскаяния, заверенного печатью поступка, сопряжённого с болью и отказом от приобретённого неправедным путём (т.е. от счастья с чужим мужем). Покаянию на исповеди должны были предшествовать реальные действия в сторону исправления ситуации. Простое словесное "каюсь, батюшка" здесь не имело силы. Преподобный Феодосий преподнёс урок всем нам, охотно сводящим исповедь к словесному лицемерию.
_____________________
[1] Святитель Николай Сербский. Моления на озере. Минск, изд. Свято-Елисаветинского монастыря, 2004. С. 40]
[2] Ильинская Анна. Старец Феодосий Кавказский в сонме подвижников Южной России. М.: изд. "Паломник", 2009. С. 167.
Свидетельство о публикации №218061600948