Выпрямление имен. Книга 2. Глава 5

Добродетель - это согласие с другими, с миром.



Выше говорилось, что землю в Малых Канышах и Тагашете поднимали в основном староверы, выходцы из Тамбовской и Пермской губерний. Так оно и было. Однако всяких старообрядцев не пересчитать. Какие же проживали в тех местах? В различных источниках говорится, что в Тагашете осели сторонники австрийского (белокриницкого) толка, которые , в свою очередь, делились на кирилловцев и иосифовцев. Деление это произошло уже при советской власти, определяя склонность верующих к тем или иным течениям. В Тагашете якобы жили  кирилловцы, а в М. Кнышах, где проживали Зайцевы, иосифовцы. Кто такие кирилловцы, я так и не понял, а насчет иосифовцов вычитал. К ним относились православные верующие, которые отказались принять соглашательскую с властями политику местоблюстителя патриарха митрополита Сергия в 1920-х годах.

Несомненно, Бахтины из деревни Брагино тоже придерживались австрийского толка, иначе бы брак деда Авдея Голдырева и Степаниды Бахтиной не состоялся. Не вышла бы замуж и Евдокия Голдырева за Григория Зайцева если бы у них были религиозные различия.
Перелистывая журнал «Церковь» № 26 от 27 июня 1910 года, обнаружил фотографию старообрядцев города Минусинска во главе с епископом Иоасафом томским ( дело в том, что все  церкви Красноярского края, в том числе и староверские,  входили в Томскую епархию). Указаны: Епископ Иоасаф, исправник города Минусинска Солонин, начетчик Д. Варакин, священники: Георгий Шарыпов, Даниил Быков, Максим Рыбин, Андрей Санников,  Арсений Шарыпов, диакон Яков Чучалин, председатель совета А. Квашнин, товарищ председателя Л. Труханов, строитель минусинской старообрядческого храма Я. Корнев, иподиакон Шарыпов, член совета Д. Спорышев, И. Труханов, И. Изместьев, церковный староста Т. Григорьев, И. Пуговкин,  А. Басов и  Н. Пешкин.

Фигура исправника в форме белого цвета и ремнем заметная. Но как ни искал я что-нибудь про него, ничего не отыскал. Разве, что это сообщение, имеющее отношение к Тунгусскому метеориту в 1908 году.
"...Пока население громадного региона пребывало в полном замешательстве и молилось, высокое чувство долга перед Государем императором проявил уездный исправник Савелий Солонин, направивший без промедления 2 июля рапорт на имя енисейского губернатора, в котором отметил "пролет с юга на север аэролита громадных размеров, производившего звуки наподобие орудийных выстрелов". В конце послания он уместно добавил, что "во вверенном его попечению крае смуты и недовольства порядками не отмечено".

Царское правительство уже на следующий год организовало полномасштабную экспедицию ученых на место происшествия, следы которой, однако, таинственным образом затерялись в дремучих буреломах... В 1911 году туда направляется новая экспедиция под руководством инженера Вячеслава Шишкова. Когда ученые из Омска прибыли на место, их взорам предстала потрясающая картина огромного вывала леса, настолько необычная и по-своему страшная, что путешественники не рискнули приблизиться к эпицентру взрыва "во избежание кары Божией".
В упомянутом журнале «Церковь» нашел снимок старообрядческого храма в деревне Казанско-Богородское (Тагашет) с припиской кто в нем отправлял службу - священник  отец Петр Зудов. Вот кто, оказывается, был у руля местной церкви староверов в Тагашете.

Случайно натолкнулся на автобиографию старообрядческого Минусинского и Урянхайского епископа белокринического толка Арсения (Антоний Романович Давыдов).   Пребывал он там с 1923 по 1933 года пока не был арестован и сослан в Нарым (село Ново-Ильинское). Подробнее о нем можно прочитать в статье «Нарымская голгофа". Наверняка, дед Авдей был знаком как с Петром Зудовым, так и с епископом Арсением. 
Узнал еще кое что:  «Обвинялся в активном участии  в Ишимском восстании 1920-1921 годах. В другом месте следственного дела написано, что «… сам участия в расстрелах не принимал, а приговоренных к расстрелу перед расстрелом благословлял.
В 1937 году был арестован во второй раз в Колпашево, где проживал на момент ареста. При обыске было изъято: кадило серебряное, крест металлический, дарохранительница металлическая, 2 фотографии, разной переписки 45 листов и 300 рублей денег. Расстрелян 3 октября 1937 года в селе Колпашево.

Петра Зудова в Интернете  обнаружить не удалось. Нашелся его сын - Зудов Агафон Петрович, родился в 1907 году в селе Казано-Богородца (так указано), Курагинского района Енисейской губернии. Русский, образование начальное,  неработающий, житель: Южно-Казахстанской (Чимкентской области,Чимкент) Арестован 28 декабря 1941 года, осужден 23 августа 1942 года, обвинение по ст. 58-10 УК РСФСР Приговор: 8 лет ИТЛ Реабилитирован 21 августа 1989 года
Решил узнать, как староверы вышли на Белую Криницу, стали приверженцами австрийского толка. Выяснилось, что иноки староверы Павел и Алимпий, которые искали поддержку, нашли себе архирея (австрийца). Им согласился стать священник из боснийского Сараево, грек,  отстраненный к этому времени от управления епархией. Он согласился возродить для староверов иерархию  и возглавить старообрядческую церковь. Звали его Амвросий (Паппа-Георгополи). Вот ведь как интересно! И здесь в нашей семейной истории обозначился греческий след.

Метрополией и духовным центром новой иерархии стало село Белая Криница, где в мужском монастыре с октября 1846 года обосновался опальный архиерей. В январе следующего года Амвросий единолично, что запрещено канонами, рукоположил второго старообрядческого епископа Кирила (Тимофеева), а за ним  и Аркадия (Дорофеева) — так появилась знаменитая Белокриницкая епархия. Название Белая Криница — (Белый колодец) связано с особенностями местной воды, в ней много известняка и она белая.
Амвросий, названный при крещении Андреем, был грек (а по другим сведениям - болгарин). Родился он в 1791 г. в небольшом селении Маистра, в пяти километрах от г. Эноса, тогда принадлежавшего Турецкой империи, а ныне присоединенного к Болгарии. Его отец, Георгий Попович, был священником греческой церкви. Двадцать одно поколение Поповичей были священниками. Андрей с детства начал готовиться к духовному служению, поступил в духовное училище, где прослушал курс богословских наук.

В 1811 г. он женился и вскоре был поставлен в священники. С женой он прожил всего три года. Она скончалась в 1814 г., оставив мужу сына Георгия. Через три года после смерти жены Андрей принял иночество; при пострижении он получил имя Амвросий. Один из митрополитов греческой Церкви Матфей приблизил его к себе. Амвросий быстро выдвинулся в своей служебной деятельности. Уже в 1823 г. его назначили настоятелем Троицкого монастыря, что на острове Халки, расположенном среди знаменитых Принцевых островов в северо-восточной части Мраморного моря. В то время патриарший престол в Константинополе занимал патриарх Константин. Историки отзываются о нем как о человеке «боголюбезном, мудрым мудростью божественною и человеческою». Он «сиял на патриаршем престоле, как дневное светило». Константин обратил внимание на игумена Троицкого монастыря и взял его к себе в патриархию на должность протосингела константинопольской церкви. «Здесь Амвросий, - пишет профессор Субботин, - стал уже на прямую дорогу к получению архиерейского сана».

Действительно, он вскоре занял кафедру босно-сараевского митрополита Вениамина, умершего в 1835 г. «Патриарший синод, - говорится в оставленой грамоте Амвросия, - предпочел его всем другим кандидатам, яко достойного восприятия архиерейского представительства и вручил ему пастырский жезл святейшия митрополии боснийския». Рукополагал митрополита Амвросия константинопольский патриарх Григорий в сослужении четырех архиереев.
Получив ставленую грамоту от 9 сентября 1835 г., митрополит Амвросий отправился в свой епархиальный город Босно-Сараев, находившийся под владычеством Турции. В новом своем положении митрополиту Амвросию суждено бы ло перенести ряд испытаний и страданий. Боснией управляли турки. Они бесцеремонно грабили славянский народ и издевались над его беспомощностью. Обыкновенно греческие архиереи сходились с турецкими властями и заодно с ними притесняли народ. «Но митрополит Амвросий, - свидетельствует проф. Субботин, - явился исключением среди боснийских владык-фанариотов. Человек добрый от природы, он не мог равнодушно смотреть на бедственное положение народа, стал на его сторону и по возможности старался облегчить его нужды.

Это было таким необыкновенным явлением, настолько противоречило издавна сложившемуся в народе понятию о греческих архиереях, что народ не признавал его, Амвросия, за грека: утвердился слух, что он природный славянин, а именно болгарин. Вот замечательные слова об Амвросии, занесенные в одну боснийскую летопись: «Этот владыка был святой человек, он много заботился о бедных. Он был родом болгарин, вовсе не был сребролюбив и радел только о том, чтобы народу было спокойно, чтобы народ не терпел неправды» (Субботин Н. И. «История Белокриницкой иерархии». М., 1874, с. 365).
Такой митрополит был неугоден турецкому правительству. По требованию последнего, патриарх Анфим II, боясь потерять патриарший престол, предписанием от 12 сентября 1840 г. отозвал митрополита Амвросия из Сараева в Константинополь. Турецкое насилие восторжествовало. С прискорбием и со слезами расставался Амвросий со своей паствой. Русский посланник в Константинополе Титов спрашивал патриарха Анфима, за что Амвросий удален с боснийской кафедры. Патриарх ответил, что отозвал его  только «уступая настоятельному желанию турецких властей Боснии, от которых возведены на Амвросия многие клеветы». Прибыв в Константинополь, митрополит Амвросий пополнил число безместных архиереев, получая от патриархии на свое содержание «приличную пенсию».
 
Когда в Боснии славянский народ изнывал и бедствовал под тяжелым турецким игом, в России в это время терпел гонения и преследования русский народ от своего же русского правительства. В 1825 г. стал царствовать император Николай I. Он издал ряд указов, которые имели целью полностью уничтожить старообрядчество в России. Старообрядцам воспрещены были богослужения, у них отбирались, разорялись и уничтожались храмы и монастыри. Они были лишены гражданских прав. Их положение в России было хуже, чем положение славян в Турецкой империи. Особенно же преследовалось старообрядческое духовенство. Древлеправославных священников по всей России ловили, хватали» сажали в тюрьмы, ссылали и всячески преследовали. Епископов старообрядцы давно были лишены. Правительство делало последние усилия, чтобы окончательно уничтожить старообрядческое священство. Но этому случиться не дал Господь Бог.

Заботясь о сохранении в святой Церкви трехчинной иерархии, старообрядцы решили учредить за границей архиерейскую кафедру. Решение это обсуждалось во всех наиболее видных местах распространения старообрядчества. О нем говорили и советовались в Москве. Петербурге, на Иргизе, на Керженце, в поволжских городах, в Стародубье, на Ветке, в многочисленных старообрядческих монастырях и скитах. Пламенные надежды на успешное учреждение за пределами России епископской кафедры объединили всех старообрядцев. В Москве состоялся многолюдный собор, на котором и было принято решение учредить за границей архиерейскую кафедру.
Для указанной цели были посланы за границу два благочестивых инока, Павел и Алимпий, стяжавших себе бессмертную славу своими подвигами на ниве служения старообрядческой Церкви. Они отправились в Австрию, где старообрядцы жили свободно и даже пользовались некоторыми привилегиями. Там в Буковине находился бедный монастырь, тогда совсем еще неизвестный, носивший название Белокриницкого (рядом с селом Белая Криница). От имени этого монастыря российские посланники, иноки Павел и Алимпий, возбудили ходатайство перед австрийским правительством о разрешении иметь австрийским старообрядцам своего епископа. Много пришлось потратить времени, пока ходатайство это наконец было удовлетворено.
 
Получив для Белокриницкого монастыря право учредить архиерейскую кафедру, иноки Павел и Алимпий отправились на Восток с тем, чтобы, во-первых, отыскать там благочестивых епископов, если они еще сохранились, и, во-вторых, если таковых не обрящется, обратить в старообрядчество нескольких епископов (или хотя бы одного), принадлежавших к одной из восточных церквей, однако при том непременном условии, чтобы в ней было трехпогружательное крещение и сохранялась преемственная апостольская хиротония. Посланники русских старообрядцев «обтекли» весь Восток: побывали в Египте, Сирии, Палестине, Александрии, Иерусалиме, Константинополе и в других местах. Всюду они искали епископов, сохранивших древнее благочестие, но, к сожалению, не нашли.

Одновременно они присматривались к восточным церквам, главным образом к греческой, от которой некогда крестилась Русь святым крещением. Они весьма обстоятельно изучали ее богослужение и обычаи, особенно жизнь и поведение духовенства. Всюду они видели, что греки крестят в три погружения и считают за великую ересь обливание, поэтому латинян, как обливанцев, перекрещивают при присоединении к греческой церкви. Понравилось старообрядческим депутатам и греческое духовенство. По своей простоте, доступности, чинному служению оно более соответствовало духу старообрядчества. В сношениях с греками и вообще в деятельности на Востоке инокам Павлу и Алимпию активное содействие оказывал некрасовский казак-старообрядец Осип Семенович Гончаров, умевший свободно говорить по-турецки и имевший большие связи в Константинополе и других городах Турции.

В Константинополе старообрядческие иноки познакомились с митрополитом Амвросием. Они начали с ним беседовать о религии, о разных церковных вопросах и, главным образом, о старообрядчестве и его нуждах. Внимательно прислушивался к их голосу митрополит Амвросий. Благодать Божия коснулась его сердца. Он увидел, что старообрядцы невинно страдают в России. Иноки Павел и Алимпий начали убеждать его присоединиться к православной старообрядческой Церкви. Они изложили перед ним все основы старообрядчества, его историю, обычаи, обряды. Они не скрывали от него, что он должен будет в случае присоединения выполнить положенный при этом чин проклятия от ереси. Не скрывали они и того, что ему придется идти трудным и скорбным путем. Их призыв митрополит Амвросий воспринял как голос Божий, зовущий его на подвиг и спасение.
«Он, - говорил о нем инок Павел, - вняв звание свыше через убогий наш голос, решился оставить вся и самую приверженность своего отечества, воспринял твердое намерение пройти прискорбный и тесный путь по следам Христа Спасителя». Ведя с митрополитом Амвросием беседы, старообрядческие иноки присматривались к его служению. Он нередко участвовал в торжественных патриарших служениях, участвовал даже в рукоположении одного епископа.

Митрополит Амвросий, поручив себя воле Божией, отправился со старообрядческими послами в Австрию. Это было в конце мая 1846 г. 11 июля он был представлен австрийскому императору. В поданном императору прошении митрополит Амвросий заявил, что он присоединяется к старообрядческой Церкви потому, что «совершенно уверился, что все догматы и уставы греческой Церкви только у реченных старообрядцев в своей первой чистоте и точности содержатся... Я с твердостью решился принять избрание реченного старообрядческого общества в верховного пастыря, видя пред собою самое явное Божественное провидение, которое меня предназначило, дабы лишенное до сих пор священного архипастыря оное общество (числящееся, кроме австрийского царства, в соседственных державах до трех миллионов) руководить к вечному блаженства пути. Для того с искреннейшим желанием и, одушевлен будучи, с любовью и ревностию всю свою силу и жизнь за благосостояние такового общества готов пожертвовать».
 
28 октября 1846 г. было совершено торжественное присоединение митрополита Амвросия к старообрядческой церкви. «Митрополит Амвросий, - повествует соборное деяние о принятии его в старообрядчество, - стоя пред царскими дверьми, начал велегласно русским языком проклинать все ереси, поелику он имеет способность говорить по-славянски. По проклятии ересей принял себе во отца духовного нашего священноинока Иеронима, исповедавшись ему во святом алтаре, выполняя и прочее все, как есть законоположено во втором чине». Так было положено основание Белокриницкой иерархии.
Старообрядческая церковь ликовала, повсюду вознося Господу Богу горячие и слезные молитвы по случаю совершившегося события. Однако радость христиан-старообрядцев была омрачена новыми бедствиями. Русский царь Николай I, узнав об этом важном событии, потребовал от австрийского императора лишить митрополита Амвросия права священнодействовать и закрыть Белокриницкий монастырь, в противном случае грозил начать войну с Австрией. В декабре 1847 г. митрополит Амвросий неожиданно был вызван в Вену, столицу Австрии. Здесь правительство предложило ему либо отправиться в ссылку на вечное поселение, либо возвратиться к константинопольскому патриарху, причем ему было вручено послание патриарха, который призывал его вернуться в греческую церковь и обещал ему милостивое попечение и покровительство. Митрополит Амвросий решительно отказался принять это предложение. Он остался верным старообрядческой церкви. За это митрополит Амвросий был отправлен в ссылку в далекий немецкий город Цилли.

Находясь вдали от своей паствы, митрополит Амвросий не прерывал с ней духовного общения. Обиженный, оскорбленный, невинно осужденный, он терпеливо переносил свои страдания, не роптал, не гневался, а с покорностью перед Божьей волей нес до гроба доставшийся на его долю жизненный и пастырский крест. Он нередко писал письма в Белую Криницу. Он радовался, когда в церкви старообрядческой было «тихо и мирно», и скорбел, когда происходили в ней какие-либо смуты и разногласия. В каждом письме он посылает своей пастве «архипастырское прощение, мир и благословение». Каждый раз он напоминает ей, что «удален от нее ненавистью враждебников наших, но духом не разлучен от нее». В знак своего единства он посылает ей какую-либо вещь. В одном письме он пишет: «Посылаю при сем мою святительскую мантию, да будет она, якоже и жезл мой, восприемникам престола моего, начиная от господина Кирилла и прочим последующим, в знак чувственного моего благословения и в вечную незабвенную память. Итак, да будет благодать Господа Исуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа со всеми вами. Аминь».

Изредка кто-либо из духовных лиц добирался до места ссылки митрополита Амвросия. Тогда происходили здесь сцены, волнующие до глубины души. Амвросий, уже старец преклонных лет, плакал, как ребенок, от радости при этой встрече; рыдали и прибывшие к нему издалека гости. Посещения эти давали митрополиту Амвросию новые силы, он становился бодрее, крепче и спокойнее. Последними посетителями, уже во время его тяжелой болезни, были послы от старообрядческого собора - епископ Иустин и иеродиакон Ипполит. Они выехали из Цилли 18 октября 1863 г., а 30 октября Господь призвал к Себе праведную и многострадальную душу митрополита Амвросия. Перед кончиною своею он сам причастился Святых Таин. Тело его было похоронено в г. Триесте, а погребение по нему отслужено в Белокриницком монастыре митрополитом Кириллом.


«Не ищи, человече мудрости, ищи кротости: а еще обряши кротость,
то и одолевши мудрость; не тот мудр, кто много грамоте умеет;
тот мудр, кто много добра творит».


Как уже упоминалось, Зайцевы, Голдыревы и, наверняка Бахтины, стали староверами не в Сибири. Они туда пришли, возможно с Волги. Точно известно, что Зайцевы определенное время работали и проживали на Демидовском заводе в Камбарке Пермской (Вятской) губернии. Там же, в Пермской губернии я обнаружил село Голдыри, которое под названием «Голдыревское сельское поселение» находится до сих пор  недалеко от Кунгура. Почему бы Голдыревым и Зайцевым там не встретиться и не начать совместный путь в Сибирь? Начал искать материалы по Камбаровскому заводу Осинского уезда Пермской области, о котором упоминала Татьяна Галендарова в своих записях о Зайцевых.

Надо думать все началось со строительства Акинфием Демидовым чугунолитейного завода на реке Камбарка.  В 1760 году Берр-коллегия разрешила дополнительно построить две фабрики для переработки чугуна и пильную мельницу для распиловки леса. При заводе действовал госпиталь. Перед революцией в посёлке имелось три церкви: Успенская, Петропавловская и Свято-Троицкая, последняя принадлежала общине старообрядцев Белокриницкого согласия. В этом же уезде “австрийские” молитвенные здания стояли в деревнях Большеусинской волости: Жулановой (священники Евлампий Иванович Вяткин и Дорофей Пантелеймонович Жуланов), Малый Дубовик (Климент Маркович Окулов), Большой Дубовик (храм с 1897 года, до этого – моленная; иерей Евфимий Савельевич Новоселов). В 1907 г. была официально зарегистрирована Большедубровская община. Вскоре был выстроен Успенский храм, настоятелем в котором стал Онисифор
До 1923 года Камбарка, - центр Камбарской волости Осинского уезда Пермскогй губернии. В настоящее время входит в состав Удмуртии.

Узнаю, что Среднее Прикамье издавна считалось средоточием расколоверия. В Осинском уезде особенно "заражённым расколом" имелся 1-й благочиннический округ (15081 старообрядцев), который включал в себя 21 православный приход. Откуда они там появились? На этот счет есть такие пояснения: «После репрессий 1722 года, причиной которых стал «Тарский бунт», началось массовое бегство старообрядцев с Керженца на Урал и далее в Сибирь. С тех времен уральские раскольники получили прозвище «кержаки». На речке Кын до сих пор стоит крохотная деревушка Кержаковка". Уже  не помню, где мне встречались такие слова: «Сергий Радонежский жил по берегу реки Киржачи". Похоже, что  слово «киржач», родилось от «крыж" — крест.

Урал был привлекательным для раскольников. Священник Шайтанских заводов А. Топорков в книге «О Васильево-Шайтанском заводе» пишет: «Распространению раскола сильно способствовали заводские приказчики – приверженцы древнего благочестия. Они, по словам старожилов, помогали своим единомышленникам деньгами, скотом, вещами, угнетая в то же время православных». Сибирский историк П.А.Словцев отмечает, что в середине XVIII века треть населения Урала составляли раскольники, на Чусовой главным раскольничьим «регионом» были Веселые горки.
Мамин-Сибиряк очень высоко ценил «раскольничий  компонент» в истории Урала. По его мнению, колонизация Урала почти исключительно обязана раскольникам и почти все уральские частные заводы выстроены их руками. На казенных преобладало православное население, но все частные заводчики: Демидовы, Баташевы, Мосоловы и другие сочувствовали расколу, как основной рабочей силе.

Все управляющие Демидовских заводов, все приказчики и многие из мастеров были староверами. В XIX веке управляющие – староверы руководили заводами: Саранинским, Артинским, Сылвенским, Рождественским, Верхнейвинским, Каслинским, Кыштымским, Камбарским.
Именно в Камбарках, в населенном пункте Балаки, как значится в записях Татьяны Галендаровой,  проживали предки Зайцевых. Интересный момент. В старообрядческой хронологии прошла информация о том, что 7 августа 2009 года упокоился иерей Антоний Харитонович Зайцев, настоятель старообрядческой церкви в городе Алма-Ата. О нем сообщается: "Антон Зайцев родился 17 января 1915 г. в селе Балаки Вятской губернии, в старообрядческой крестьянской семье. С юности отличался тихим и кротким нравом, и большим усердием «ко святой церкви». В те годы, когда под давлением коммунистического режима народ отшатнулся от Церкви, Антон продолжал со всяческим усердием прибегать ко спасительной церковной ограде. В возрасте 22-х лет он пережил свой первый арест, и был осужден на десять лет по 58-й статье. Освободившись в 1947 году, спустя малое время он венчается. Через год епископ Донской и Кавказский Флавиан в Московском Покровском соборе поставляет его во диаконский чин. Новопоставленный диакон Антоний возвращается на родину, в с. Балаки, где мирно служит с иереем Даниилом Сухановым.

В том же 48-м году году он - уже как диакон - подвергается повторному аресту, и снова - осуждение на 10 лет. Господь вызволил из застенка на два года раньше, в 1956 году. Тогда же поселяется в далекой Алма-Ате. В тревожные хрущевские времена, в 1963 году его трудами удается зарегистрировать церковную общину в Алма-Ате, а затем мало-помалу благоустроить и саму моленную. Спустя восемь лет, в 1971-м году, в Москве его рукополагают в священнический сан и направляют в им же созданную общину.
Его жизнь, вся до последнего дня, была ярким примером подвижнического служения Святой Церкви. Пройдя ужасы сталинских и хрущевских лагерей, многие лишения, он все годы оставался истинным служителем Святой Церкви и добрым пастырем для своих овец.

Нужда заставляла его обслуживать огромный регион Восточной Сибири и Дальнего Востока, где на многие сотни километров не осталось старообрядческих храмов, и - пока оставалось здоровье - он старательно посещал страждущих и болящих, до последнего вздоха терпеливо нес свой крест. Мирское и священническое погребение о. Антония Зайцева совершили 9 августа в его родном храме иерей Вячеслав Зобнин (г. Миасс). Проститься со своим пастырем и настоятелем собрались его духовные чада и прихожане".
Читая эти строчки, возникло предположение о наличии возможных кровных связей иерея Зайцева с нашей родней Зайцевых. Старообрядцы, истоки и тех и других происходят из села Балаки. 

Как сообщалось в одной статье, «в 1886 году ряд населенных пунктов Ачинского и Минусинского округов были или полностью, или частично старообрядческими. В деревне Павловской Назаровской волости Ачинского округа из 681 жителя последователей Русской православной церкви было 16 человек. В деревне Мало-Кнышенской Идринской волости из 118 человек 117 были старообрядцами. В селе Верхнеусинском Усинского пограничного округа последователей Русской православной церкви было 62, а раскольников 497. В деревнях Куряты Сагайской волости и Быстрой Тесинской волости Минусинского округа проживали только старообрядцы. В деревнях Салбинской и Екатеринской Идринской волости соотношение между последователями Русской православной церкви и старообрядцами было, соответственно, 46 и 56, 174 и 132. 

Из документов видно, что в сельской местности старообрядцы занимались хлебопашеством и различными крестьянскими работами, а в городах, в частности, городе Минусинске, торговлей и ремеслами (так, из пяти старообрядцев, выбранных в Минусинскую городскую думу в 1882 г., трое занимались торговлей, один был кузнецом и еще один маслобойщиком).
Активно участвовали старообрядцы и в общественной жизни - избирались на должности сельских старост, сельских писарей, волостных судей, волостных заседателей по хозяйственной части и, как уже говорилось выше, гласными городских дум. При этом не только в населенных пунктах, где они составляли большинство. В деревне Белоярской Курагинской волости Минусинского уезда, где проживало 456 православных жителей и 197 старообрядцев,  в 1885 г. сельским старостой был избран раскольник Петр Степанович Веревкин, а в деревне Большеидринской Идринской волости того же уезда, где из 112 человек жителей раскольников  было только 8,  кандидатом в волостные старшины  стал  старовер Андрей Егорович Овчинников.

 Старообрядчество, как известно, делится на два направления - поповское и беспоповское.  Поповцы признавали таинство священства и церковную иерархию. Богослужение у них отправляли перекрещенные священники, переходившие к старообрядцам из официальной церкви. Основным течением поповского направления был Белокриницкий (Австрийский) толк или Белокриницкая (Австрийская) иерархия.
 После того, как в 1906 г. был подписан царский указ о порядке образования и действия старообрядческих общин, на территории Минусинского уезда были официально созданы три общины австрийцев – Минусинская старообрядческая община Покрова Пресвятой Богородицы (г. Минусинск, деревни Малая Минуса и Городок), Казанско-Богородская община (деревни Казанско-Богородская (Тагашет), Кныши, Малые Кныши, Паначева, Брагина, село Салбинское) и Николаевская община в Усинском пограничном округе (село Верхнеусинское, деревня Нижнеусинская, поселки Знаменский, Атамановский, Уюкский, Туранский).

 Представители другого течения поповского направления – беглопоповцы - проживали в деревне Белоярской Курагинской волости Минусинского округа. Беглопоповское направление изначально объединяло беглых священнослужителей, отвергнувших никоновские реформы и порвавших с официальной церковью. Основу общины, как правило, составляли лица, укрывшиеся от властей. Беглопоповцы не признавали за Белокриницкой иерархией главенство в старообрядчестве.
Выписал номера фондов Минусинского архива, в которых могут быть сведения о наших предках.

В перечисленных в фондах церквах обкормлялись жители Тагашета и Кнышей Что касается старообрядцев. По данным известного в Усинском округе миссионера Н. Путилова, о котором шла речь выше,  упоминаемые в его «Летописи Усинской миссии» (Сибирский Архив  1914 г. № 1-2 с.50), усинские раскольники делились на два согласия: Батюшкино и Федорово (по именам наставников).
     В докладе Минусинского окружного временного оргбюро Союза Безбожников г.Минусинска на 1 ноября 1928 года приводились следующие цифровые данные по количеству  религиозных организаций по округу:
1. старообрядцы, беспоповцы-поморцы, брачники 5966
2. евангельские христиане-баптисты  81192
3. старообрядцы-поповцы, приемлющие священство Белокриницкой иерархии  61223
4. магометане 2130
5. евреи 282
6. хлысты-новый Израель  122
7. старообрядцы-беспоповцы, стариковщина 162
8. евангельские христиане-адвентисты 7-го дня  111
9. лютеранские общины 52341
10. римско-католическая церковь  1337
11. беспоповцы-спасово согласие 159
12. евреи-субботники 138 
Планировал о раскольниках почитать труды А. Щапова, Ф. Кона, Н. Путилова, Н.Н. Стахеевой, А.А. Стороженко, но руки не дошли.

Встретился документ — обращение №197 «О возвращении старообрядцам Белокриницкой иерархии г. Минусинска церкви» Ходатайствовали старообрядцы председателю Минусинского горсовета 21 марта 1937 года. Вот его текст:
«Согласно решения общего собрания за №1 от 19/III-1937 года настоящим церковный совет Покровской общины просит возвратить нам нашу церковь, расположенную по Краснопартизанской улице на предмет совершения церковного богослужения в ней, ремонт здания церковного и также дома-сторожки при церкви, после освобождения таковых, согласно технических правил община берет на свои средства. Разрешение настоящего вопроса просим не затягивать. Церковный Совет. Всего три подписи.
 Искал нынешние материалы по старообрядцам в Минусинске. Обнаружил наличие Покровской старообрядческой общины. Адрес 662807, Красноярский край, г Минусинск, ул Невского, д 137. Председатель общины Чуруксаев Василий Иванович. Контактные телефоны 2-58-47.

 Еще нашел несколько фондов минусинского архива:
- Старообрядческая община Минусинского уезда.ф.866, 40 д., 1907-1918 гг.
- Помощник уполномоченного по заготовке хлеба для армии в Енисейской и Иркутской губерниях  Министерства продовольствия, г.Красноярск. ф.902, 2 д., 1917 г.
Начальник работ по производству изысканий и постройке Усинской колесной дороги ф.883  19 д.  1912-1915 гг.
 На всякий случай  записал  данные по Кнышинской волости: с. Кныши, деревни: Сегиево-Мигнинская, Мало-Кнышинская, Козина Петро-Павловская, Казанско-Богородская, Никулина, Инишет и это все при речках: Кныш, Мигна, М. Кныш, Отроке, Тагашет, Ингишет.
Что же Голдыревы? Вышел на Фонд № р-684 «Исполнительный комитет Кишертского районного Советов депутатов трудящихся села Усть-Кишерть Кишертского района Пермской области.». В сведениях  о раскулачивании и выселении упоминаются семьи:
 
1. Голдырева Дмитрия Степановича из деревни Комарово.
2. Голдырева Дмитрия Александровича из деревни Голдыри.
3. Голдырева Николая Андреевича из деревни Голдыри.
4. Голдырева Егора Семеновича из д. Нагорный.
В списоке купцов и промышленников по г. Кунгуру  и Кунгурскому уезду за 1899 год ( справочник «Уральский торгово-промышленный Адрес-Календарь на 1899 год. Издание А.Л. Вершовой, г.Пермь.) указаны: «Голдыревъ Прокоф. Ос., Устъ-Кишертъ; Голдыревъ, Ник. Еф.. д. Голдырева;  Голдырева, Мар. Фед., д. Голдырева.  Голдырев Прокоф. Ос.» — вероятно Прокофий (Прокопий) Остапович или Осипович.  Не исключено, что есть связь с дедом Голдыревым Авдеем Прокопьевичем.

По данным Форума Уральской генеалогии Голдыревы обнаружились в Красноуфимской волости когда-то Пермской губернии. Я искал староверов, а вышел на однофамильцев родни по маминой линии. Жительница деревни Калиновка (Живодеровка) Мезенина Юлия с товарищами искала своих предков и их потомков Голдыревых. По ее, точнее церковно-метрическим,  данным, Голдыревы прибыли в Красноуфимск не позже 1839 года, потому как именно с этого времени появились отметки в метрических книгах. 
Так, прапрабабушка Мезениной - Вековшинина Наталия Ивановна, - урожденная Голдырева, пришла в Красноуфимский район из Пермского края с группой переселенцев из Усть -Кишертского и Юго-Осокинского районов. Кто разбирался не известно, но выяснили, что из  регионов: Свердловской, Иркутской, Новосибирской областей, Красноярского края, Башкирии и Алтайского края, в числе переселенцев в Красноуфимские земли Голдыревых не было,  если не считать одного человека из Орловской губернии.

Из ближайшей Кировской области Голдыревых было только трое. Исследователи решили, что это может свидетельствовать о том, что фамилия зародилась в Пермском крае (т.е. все Голдыревы имеют общего предка), и распространялись на юго - восток по мере заселения русскими этих земель.
В базе "Поколений Пермского края" Голдыревых Мезенина с товарищами нашли не очень много, но большинство из них опять таки из Усть - Кишерти и близлежащих деревень  Степановского прихода Осинского уезда. Как известно, в Балки Камбаровской волости, где одно время проживали Зайцевы, тоже входили в Осиновский уезд и мы к нему  возвратимся еще не раз.
В материалах розыска Юлии Мезениной сообщается: "К сожалению, сохранилось совсем мало ранних метричек Покровской церкви с. Усть - Кишерть. В 1784 и 1796 гг. Голдыревы не встречаются. Имеющиеся записи о Голдыревых: 1801 год 11 апреля в Покровском острожке у крестьянина Потапа Голдырева родилась дочь Ирина. 1805 год 24 августа дер. Шарашина у крестьянина Евдокима Голдырева родилась дочь Васса. Восприемница - той же деревни крестьянина Евдокима Голдырева жена Параскева Павлова дочь;  31 августа того села у крестьянина Потапа Голдырева родился сын Иван. Восприемник - крестьянин Яков Аксенов. 20 октября дер. Шарашина у крестьянина Ульяна Голдырева родилась дочь Екатерина. Восприемница - той же деревни крестьянина Никифора Голдырева жена Настасия. 15 декабря в дер. Седы у крестьянина Потапа Голдырева родился сын Евтихий. Восприемник - той же деревни крестьянин Петр Флоров. 30 января дер. Шарашина крестьянин. Отрок Перфилий Иванов сын Пешехонов той же деревни крестьянина Родиона Голдырева сочетался с  девкой Агафьей.

 "Семья моей прапрабабушки, - сообщает Мезенина Юлия,  - нашлась по 8-й ревизии 1834 года в дер. Пихтари села Степановского Тихоновской волости Осинского уезда. Иван Савинов Голдырев - причислен по указу Пермской казённой палаты 7 июня 1827 года из мещан города Кунгура - 37 лет. Ивана дети: Иван - 16 лет,  Семион - 15, Давыд - 11".
 На запрос Юлия пришел ответ из Кунгурского архива. На мещан г. Кунгура за 1795 год имелась запись: Савин Леонтьевич сын Голдырев, 34 года. У него жена Агафья, 32 года, Евсеева дочь, взята в замужество из Кунгурского округа Спасо-Бардинской волости у крестьянина Евсея Свизева. Уних дети вновь рожденные после ревизии: сын Василий 5 лет, дочери девицы Парасковья 9 лет, Катерина 4 лет, Парасковья 6 мес.

В списке г. Кунгура о мещанах, обязанных ставить рекрутов натурою за 1821 год значится Голдырев Иван Савинов, 18 лет. По 7-й ревизии у него дети: Иван -3-х лет, Семен - 2-х лет,. У него мать Агафья, жена Мария, дочь Маремьяна, сестра Анна. Его брат Антон- 17 лет, по 7-й ревизии, отдан в рекруты в 1819 году. Так как по 3-й ревизии г. Кунгура Голдыревых там еще не было, значит они переселились туда после 1762 года, но до 1795 года, Вопрос - откуда они переселились в Кунгур? Предположительно решили, что их предки Голдыревы могли переселиться в Кунгур из с. Усть-Кишерти.
Скопировал сообщения, связанные с Голдыревыми, из других источников: Некто Ронин пишет Юлии: "Покровский острожек - это Усть-Кишерть, учитывая, что в словаре Поляковой только одна запись о Голдыревых и датирована она 1782 г., возможно они пришли после 60-х годов, можно еще посмотреть источник  за 1762 год. Сказки о помещичьих крестьянах князей Голицыных в Кунгурском уезде, в т.ч. Чусовского, Нижнего и Верхнего городков. Покровский острожек был казенным поселением и стоял на левом берегу Сылвы, на правом же стояло село Кишерть Строгановых, к этому времени оно было поделено между Голицыными и Шаховскими через дочерей Александра Строганова.

Может оттуда перешли Голдыревы, маловероятно конечно, но, например, все Ладейщиковы которые сейчас в Усть-Кишерти, предки их с того берега Сылвы, собственно и я в Усть-Кишерти родился, а предки у меня строгановские крестьяне".
По данным того же Ронина, на карте 1790 года, примерно между Усть-Кишертью и Моргуново, обозначен "лог Голдырев", впадает в р. Кишерть. На карте Стрельбицкого на этом месте деревня Голдырева.  По реке Усть-Кишерти находились: в 1647 - деревня Усть-Кишерть,  между 1679 и 1686 гг деревня стала селом Покровским, около 1708 - Покровский острожек.

В Словаре Е.Н.Поляковой говорится про крестьянин Покровского острожка Сидора Голдырева за 1782 год. Голдырь, происхождение и значение неясно. Не связано ли оно, предполагает Ронин,  с удмуртским словом гондыр 'медведь'?" Кроме Степановской волости в словаре упоминалась Сабарская.
Ронин еще писал Юлии, что  в 1784 и 1796 гг. Голдыревы не встречаются а записаны они как Долгиревы. Юлия просмотрела ранние оцифрованные метрички по Усть-Кишерти. В 1784 году в деревне Шарашиной нашлись: крестьянин Варфоломей Долгирев, того же острожку крестьянин Родион Долгирев, в 1796 году встречаются в деревне Шарашиной крестьяне Михаил, Андрей, Никифор, Антон Долгиревы и того же острожку -Потап Долгирев. А уже в 1801 году встречаются как Долгиревы (крестьяне деревни Шарашиной Сидор, Николай, Ульян, Михаил Долгиревы), так и Голдыревы (того острожку крестьянин Потап Голдырев, деревни Шарашины -Николай Голдырев). Причем Николай из дер. Шарашиной в части первой метрической книги при рождении у него ребенка записан Голдыревым, а в части третьей,  при смерти ребенка - Долгиревым. Получается, что где-то около 1801 года начался постепенный переход от фамилии Долгиревых к Голдыревым.

В заключении искателями в Красноуфимске  и их помощниками, делается вывод: ссылаясь на ОБД "Мемориал», можно проследить маршрут движения -расселения фамилии Долгиревы: Вологодская обл. -Костромская обл. - Кировская обл. - Мари АССР - Татария -Свердловск - Алтай -Сибирь. В этом списке нет Молотовской - Пермской области, т.к. на ее территории все Долгиревы стали Голдыревыми? Кем был этот первый Голдырев, давший новую фамилию всем Долгиревым и чьим именем (или прозвищем?) был назван лог, пока остается загадкой. По ревизии 1719 года нашелся  один Долгирев  в д. Заполье Мольской волости Тотемского уезда Вологодской губернии.
Вот такая история по Долгиревым-Голдыревым по Пермской губернии, Усть-Кишерти и Красноуфимску.


Рецензии