Занимательная Египтология. Часть 53

Каирский музей. Часть 13

Когда вы только вошли в музей, обязательно братите внимание на две древние лодки – ладьи, на которых тело фараона перевозили из мира живых в мир мертвых, за западный берег Нила.

Каждый раз, видя эти лодки, я удивляюсь, как они еще не развалились!  Это ведь дерево, и изготовлены они были очень-очень давно... Это лодки времен первых династий...

Ну вот и все – наша экскурсия по музею почти закончена. У нас осталась пара минут – найти выход, по пути пытаясь рассмотреть бесценные экспонаты.  Очень скоро все они переедут в новый Египетский музей.

Совершенно случайно я наткнулась на информацию об еще одном экспонате времени Древнего Царства  конца Второй, начала Третьей Династии. Это вторая половина 27 века до нашей эры.

Экспонат -  статуэтка Хетепдиефа. Эта статуэтка выполнена из красного гранита. Ее высота около 40 сантиметров.  Статуэтка родом из Мемфиса. Найдена она была в 1888 года. Хетепдиеф был погребальным жрецом первых трех царей Второй Династии. Этот человек похоронил фараонов – Хетенсехемви, Ранеба и Нинечера. Их имена вырезаны на плече фигурки со стороны спины. Сзади фигурку мне сфотографировать не удалось. Но,  надписи там есть, поверьте! *улыбка*.

В начале правления Третьей династии мастера начали изготовлять скульптуры для простых людей, началась развиваться так называемая частная скульптура.  Пока это были еще массивные, обобщенные формы. У фигурок делали очень большие головы, на которых различаются довольно понятные черты лица. Это был не просто каменный болванчик. По лицу видно, что это человек. И посмотрите, как тщательно проработаны волосы!

Именно эта фигурка Хетепдиефа  отличается интересной позой. Человек не сидит, а стоит на коленях.  И его руки сложены так же на коленях. По канонам древних египтян поза фигуры зависела от статуса и должности ее «владельца».   И именно такая поза жреца Хетепдиефа говорит о глубоком почтении к статусу мертвого фараона.

Две медные скульптуры нормально сфотографировать мне удалось в апреле 2018 года, в мое самое последнее посещение Египетского музея. Конечно, в декабре 2017 года я даже не подозревала, что так скоро опять окажусь в Каире. Только уже не с родителями, а с мужем и с друзьями.

Ну так вот – перед нами статуи фараонов Пепи Первого (высотой 171см)  и Меренры (высота 65см).

Уникальные они тем, что выполнены из меди! Найдены они были в городе Иераконполь, в самом конце 19 века. Относятся они ко времени правления Пятой Династии.

Скульптуры были спрятаны  в одном из подземных тайников храма Бога Гора, вместе с еще одной статуей царя Второй Династии Хасехема и фигурой львенка, выполненной из терракота, которую вообще датировали Древним Царством.
 
Находку можно назвать уникальной. Статуи выполнены путем чеканки по деревянной основе. Некоторые части фигур так до сих пор не найдены. Скорее всего,  они бесследно пропали в глубине веков. Самые важные из пропавших частей – это царская корона и урей. Ногти фигур на руках и ногах были покрыты золотыми пластинами, и глаза выполнены из обсидиана и известняка.

Перед тем, как убрать медные статуи в тайник, жрецы их разобрали,  и части статуй вложили одна в другую. Затем все опломбировали тонкой медной пластинкой,  с выгравированными титулами царя Пепи Первого.

Современные египтологи предположили, что между фигурками существует неразрывная связь. И если фараона Пепи Первого идентифицировали точно, то вторая фигурка остается загадкой.

Пишут, что это фигурка атлетического юноши в короткой юбке, украшенной атрибутами царских уреев. Честно – юбки на этой второй фигурке я не нашла.
Египтологи  предположили, что эта фигурка сына Пепи Первого – фараона Меренры. Он был объявлен наследником царя в год очередного юбилея правления.
А помещение его статуи внутрь отцовской – очевидно означало последовательность престолонаследия.

В тексте, который нашли на стене гробницы важного сановника тех времен, который служил первым трем царям Третьей династии,  было написано, что Пепи Первый пережил попытку убийства одной из его жен, которая хотела посадить на трон своего сына.

И поэтому, чтобы исключить дальнейшие беспорядки, царь решил назначить наследником именно Меренру. Это может объяснять связь двух статуй.
Однако, в последнее время египтологи высказывают предположение, что младшая статуя является изображением Пепи Первого в молодости.

Если пирамиду Хеопса видели все туристы, которые приезжают в Каир, то фигурку самого Хеопса, которая находится на 1 этаже музея,  мало кому показывают.  В мой шестой визит в этот музей – ее не показали. Хотя мы стояли в 1 метре от входа в этот зал.

Фигурка Хеопса стоит в зале, который посвящен матери этого фараона. Обо всем по порядку. Сначала сам Хеопс.

Статуэтка фараона Хеопса или Хуфу, выполнена из слоновой кости. Она малюсенькая. Ее высота всего 7, 5 см.  Она была найдена в 1903 году на раскопках в Абидосе.
Если бы не она, то лицо человека, построившего Великую Пирамиду,  навсегда бы затерлось где-то в глубине тысячелетий.

Со времен этой  Пятой династии (2551- 2528 гг до нашей эры) осталось (или было найдено)  не так много памятников и находок. Была найдена стела и некоторые надписи о том, что в те времена велись разработки рудников в Нубийской пустыне. Добывался диорит и сердолик.  На Синае добывали медь, малахит и бирюзу.  Народ не любил фараона Хеопса.  Его называют Жестоким нечестивцем.  Упоминания об этом  даже есть во многих текстах времен Среднего царства.  Это был гордый и упрямый властитель, который резко отличался от своего доброго и мудрого отца - фараона Снофру.  Хеопса описывали в самых черных красках.  Его дурная слава была широко известна даже за пределами Египта.

Но, тем не менее – его сильная личность и авторитарное правление смогли построить самую большую пирамиду. Он смог организовать поступление немыслимого  количества людей и материалов на свою стройку. На строительство была потрачена огромная часть государственного достояния Египта.
 
Египтологи говорят, что ничтожный размер его статуи является посмертным воздаянием  его безрассудным амбициям. Но сейчас многие думают – как хорошо, что в невозможно далеком прошлом жил такой властный фараон. Потому что и сейчас мы можем видеть это чудо света – пирамиду Хеопса.

В руке Хеопс держит плеть,  на его голове надета корона Нижнего Египта. А на правой стороне троне есть малюсенькая надпись – Хнум хранит меня.

Сокровища из гробницы Царицы Хетепхерес находятся на 1 этаже.  В этом же зале стоит статуэтка фараона Хеопса, который был сыном царицы. Нам это все не показали, но я знала, куда идти, поэтому в свободное время мы заглянули в этот зал сами.

В шестой раз в музее мне уже было не так страшно, я не боялась в нем потеряться, уже довольно хорошо ориентируясь. Хотя были и удивления. Например, как мы в этот раз в апреле неожиданно нашли зал Эхнатона.

Почему так  важен  зал царицы Хетепхерес ? Потому чт,  это невозможно далекая Четвертая Династия. И, наверное, это единственные вещи царицы, которые дошли до нас.  А цариц в этой династии было не мало.

Царица  Хетепхерес была супругой первого фараона Четвертой династии – Снофру.
Ее первоначальная гробница была построена рядом с гробницей супруга. Но, после того, как ее гробница была частично ограблена, ее сын Хеопс перенес мумию и сокровища матери поближе к своей пирамиде на плато Гиза.

Захоронение было обнаружено американским археологом. Джорж Рейснер нашел множество роскошных, совершенно не поврежденных похоронных предметов. Однако алебастровый саркофаг был пуст.

Жаль, что зал царицы в музее очень небольшой и темный и в нем неудобно фотографировать. Все предметы находятся в больших стеклянных витринах с заляпанными стенками.

Начнем осмотрт древних сокровищ с кровати. Или с ложа.  Деревянная кровать с  подголовником – это погребальная кровать.  Подголовник хранился в специальном золотом ящике. Сам подголовник оббит золотом и серебром.

Интересно, что кровати в Древнем Египте не имели спинки возле головы. Там, где спинка - там ноги. Эта деревянная спинка крепилась при помощи деревянных шипов, оббитых медью.  Пазы тоже были выложены медью. Спинка в изножье кровати роскошно декорирована.

Длина кровати около 197 см, и ширина 97. Ножки сделаны в виде львиных лап и тонкими кожаными ремешками привязаны к кровати. Все брусья и ножки покрыты листовым золотом.

Тут же в этой витрине стоит еще роскошный деревянный с позолотой ящик для полога. Но мне его сфотографировать не удалось. Только  часть ящика попала в кадр.

Сам полог рассыпался от старости в пыль, однако сохранилась инкрустация. Довольно хорошо сохранилась и погребальная утварь из гробницы царицы.
В гробнице царицы  было найдено два роскошных деревянных кресла – дерево и золото. Самое красивое из них имело инкрустации с Богом Гором и Богиней Нейт. Оно было в очень плачевном состоянии. И даже не смотря на все усилия реставраторов,  его не удалось вернуть к жизни. Поэтому в музее мы видим только одно кресло.

А вот фото деревянных  носилок есть. Почему-то мне кажется, что я про них уже рассказывала? *улыбка*

Два посещения музея у меня слились в одно. *улыбка*.

Носилки большие. Длина сиденья почти метр и шесты такой же длины. Раскопки этой гробницы шли в 1925 году.

Такие носилки для цариц в Древнем Египте  использовали еще во времена Первой династии. Они были всегда роскошно декорированы. Но это единственный «живой» образец, который дошел до наших времен. Так что можно сказать, что это уникальный экспонат.

В этих носилках все соединения выполнены в виде деревянных шипов и кожаных ремешков.

В спинку кресла врезана полоса черного дерева с золотыми иероглифами. Египтологи легко прочли эту надпись – Мать Царя Верхнего и Нижнего Египта,  Дочь Бога Гора, разделившая дела Имат. Та, для кого было создано каждое слово. Дочь Бога, Хетепхерес.

Из этой надписи можно сделать вывод, что еще в глубокой древности цари и царицы Египта любили и присваивали себе весьма витиеватые имена.
Эта же надпись повторяется и на задней стороне спинки.
Каркас полностью покрыт золотом, его поверхность украшена рельефом с геометрическим орнаментом.


Рецензии