Основы семантики поведения

Жизнь – это непрерывная последовательность взаимосвязанных процессов, реализующихся автоматически.

Материальным носителем жизни человека (индивида) является его организм.

Организм представляет собой единство физиологических и информационных процессов.

В информационном отношении организм делится на три области:
1. «Вне сознания» – носитель наследственной информации (программы) «геном»;
2. «Подсознание» или резервная (долговременная) память;
3. «Сознание» или оперативная (краткосрочная) память.

Подсознание и сознание являются носителями приобретаемой в течение жизни информации (далее «компетенции»). Геном представляет собой программную платформу, на основе которой формируются и развиваются (изменяются) подсознание и сознание.

Компетенции делятся на типы – «данные», «знания», «умения», «навыки».
Знания состоят из данных и правил получения одних данных из других.
Умения состоят из знаний и правил их применения на практике.
Навыки состоят из умений и правил их применения на практике.

Единственная разница между умениями и навыками состоит в том, что умения реализуются под контролем сознания, а навыки под контролем подсознания.

Внешняя (двигательная) активность человека называется «поведение».
Любой элементарный поведенческий акт здесь и далее будем называть «поступок».
Любой поступок с информационной точки зрения может быть описан при помощи ответов на следующий набор вопросов:
- «кто» (индивид / субъект);
- «что» (объект, в качестве которого может выступать любой контрагент или сам субъект);
- «когда» (обстоятельства времени);
- «где» (обстоятельства места);
- «как» (способ или образ действий);
-«зачем» (цель поступка);
- «почему» (причина поступка).
Информация обо всех поступках индивида хранится в его подсознании.

Совокупность правил, лежащих в основе знаний, умений и навыков, образует «интеллект» – программу, которая формируется и развивается (изменяется) в течение всей жизни индивида. Данные, накапливаемые через сознание и подсознание, формируют постоянно расширяющуюся базу, по отношению к которой интеллект выполняет функции СУБД – системы управления базой данных. При этом местом нахождения интеллекта и большей части базы данных индивида является его подсознание.

Программа «интеллект» управляет внутренней активностью индивида – психикой и его внешней активностью – поведением. При этом индивид контролирует работу программы двумя способами – переключением из одного автоматического режима в другой и / или блокировкой определенного направления активности с переходом в пассивное состояние. Вмешательство индивида в работу программы ничего не меняет в принципе: действие интеллекта в «ручном» режиме невозможно по причине непрерывности и автоматизма всех жизненных процессов.

База данных индивида постоянно (круглосуточно) расширяется: данные поступают через органы чувств и как результаты автоматической обработки поступлений при помощи интеллекта. При этом основная часть их попадает прямо в подсознание, минуя сознание индивида. Таким образом, «коллекция» образцов поведения индивида состоит не только из собственных поступков, но также из накопленных наблюдений (в большинстве своем, бессознательных) за поведением других субъектов – и не только людей.

База данных включает также информацию, которая прямо не отождествляется с понятием «поведение» (в комментариях не нуждается!), но является необходимой индивиду на уровне законов природы. Дело в том, что интеллект непрерывно обращается к внутренней базе данных для гарантированного обеспечения адекватной реакции индивида на смену наличных обстоятельств его жизни. А обеспечить реакцию индивида может только его внешняя активность – поведение. Автоматизмы поведения (умения / навыки), как мы знаем, существуют двух типов – установки (цели / ограничения) и стереотипы (модели). Для эффективной адаптации – переустройства жизни индивиду необходимо расширение его арсенала автоматизмов поведения.

Недостаточно только знать! Недостаточно только уметь! Знания и умения гарантированно реализуются на практике только при помощи навыков – автоматизмов, управляемых из подсознания программой «интеллект». Но как быть с взрослым – вполне сложившимся индивидом, интеллект которого явно не справляется со сложностями жизни? И при этом он – психически здоров и имеет образовательный / культурный уровень не ниже среднего для данных исторических условий? Известна ведь народная мудрость «ученого учить – только портить!» (в значении – напрасный труд. Большой толково-фразеологический словарь Михельсона М.И., 1904 г.)

К счастью существует такая форма научения (механизм социализации) как подражание – следование образцу. Оно (подражание) обладает целым рядом важных достоинств по сравнению с альтернативами:
1. является инстинктом – частью наследственной программы (генома);
2. представляет собой универсальный способ социального наследования опыта;
3. эффективно в любом возрасте индивида-реципиента;
4. пригодно для достижения самых разных целей – установления социальных контактов, проникновение в смысл деятельности, самоидентификации с образцом подражания, групповой интеграции, научения специальным навыкам (https://ru.wikipedia.org/wiki/Подражание).

Путем подражания можно освоить новые автоматизмы поведения. При этом подражание может происходить как на уровне самих воспроизводимых действий (умения), так и на уровне осознания смысла этих действий – преобразования умений в навыки с включением таковых в состав интеллекта (см. последнюю ссылку).

Применительно к взрослому индивиду с его проблемой эффективности интеллекта (а у кого такой проблемы нет?) возможны два разных подхода к «редактированию программы жизни» (аналогия редактированию генома):
А) индивидуальная работа по принципу «лечить болезнь»;
Б) системная работа по развитию интеллекта по всем направлениям по принципу «лечить больного». При этом из числа возможных индивидов-реципиентов, разумеется, следует исключить «совершенные личности», в развитии не нуждающиеся, которых по-видимому не так много. Дальнейшее повествование посвящается подходу (плану) Б.

Искусство частной жизни: программа-минимум.

Комментарии к заголовку:
- искусство в значении «мастерство»;
- частная жизнь в значении «суверенитет личности» (реализация «права собственности на самого себя»);
- программа-минимум подразумевает жизнь в пределах биологической нормы.
Норма (в медицине и биологии) есть биологический оптимум живой системы. Оптимум имеет подвижные границы и, тем не менее, он доступен для наблюдения, измерения и квалификации (http://sdamzavas.net/3-57075.html).

Всего существуют три сценария жизни любого индивида и соответствующие таковым ориентиры социализации:
- взрослость (сценарий «выживание»);
- зрелость (сценарий «развитие»);
- осознанность (сценарий «рефлексия»).

Научные основы дальнейших построений:
- естественная лаборатория жизни (народная мудрость, хранящая данные тысячелетних наблюдений);
- аксиоматический метод упорядочения данных.
Исходный пункт построений – качество жизни в норме (биологическая норма = оптимум).
Качество жизни состоит из свойств, где «свойство» – естественнонаучное понятие. К.ж. можно определить при помощи набора свойств.

Аксиомы качества жизни (набор свойств):
- «долгая» (1);
- «здоровая» (2);
- «успешная» (3);
- «полезная» (4);
- «счастливая» (5).

Полнота и непротиворечивость аксиом.
Полнота = предлагаемый набор свойств охватывает все три сценария жизни – выживание (1+2), развитие (3+4), рефлексию (5);
Непротиворечивость = любая другая комбинация свойств является противоречивой. Примеры:
«долгая + больная» (инвалид-долгожитель);
«здоровая + короткая» (воин в боевых условиях);
«успешная + бесполезная» (паразит / хищник в человеческом обличии);
«полезная + неуспешная» (трудолюбивый раб);
«счастливый (несчастный)» благодаря обстоятельствам = норма;
«счастливый (несчастный)» вопреки обстоятельствам = вне нормы.

Суверенитет личности (см. комментарий выше) предполагает взятие индивидом полной ответственности за свою судьбу, а как средство исполнения этой миссии – использование выигрышных стратегий поведения = программных модулей (автоматизмов поведения), входящих в состав интеллекта.

Таблица соответствий «свойства = стратегии».
Свойства:                Стратегии:
«долгая»                «осмотрительность»;
«здоровая»                «жизнеспособность»;
«успешная»                «прилежание»;
«полезная»                «созидательность»;
«счастливая»                «самодостаточность».
Следуя краткому стилю изложения, мы не приводим здесь обоснования выбора стратегий поведения, хотя, разумеется, они существуют. Мотивацию выбора отчасти раскрывают карты стратегий, приводимые ниже.

Стратегии поведения состоят из элементов, элементы – из деталей, детали – из нюансов, где нюансы – это конкретные автоматизмы поведения. Приводимые ниже карты стратегий дают общее представление об их составе.

Карты стратегий.

«Осмотрительность» = «профилактика» («диспансеризация» + «превентивная 
                медицина»)+ «безопасность» («стандарт личной
                безопасности» + «поведение в экстремальных условиях»).
               
«Жизнеспособность  = «гигиена» + «диета» + режим» + «физкультура» + «среда» +            
(образ жизни)»       «мотивация».   

«Прилежание» = «выносливость» + «стрессоустойчивость» + «целеустремленность»
               + «помехоустойчивость» + «гибкость мышления» + «терпеливость».

«Созидательность» = «нравственность» + «обучаемость» + «умелость».

«Самодостаточность» = «активность» + «ответственность» + «эффективность».

Предлагаемый набор выигрышных стратегий охватывает все без исключения стороны жизни любого индивида и в случае уверенного овладения им (на уровне автоматизмов поведения) гарантирует, что данный реципиент сделал всё от него зависящее для «себя любимого». При этом никто не сможет обвинить его в девиациях – отклонениях от норм подобающего поведения ни с позиций морали, ни с позиций права.

В наше меркантильное и «неидеологизированное» время любой читатель данного эссе может спросить «а где же деньги?». Предвидя вопрос, отметим: речь здесь идет не о профессиональных навыках для заработка денег, а об общих чертах личности в рамках формулы «посеешь поступок, пожнешь – привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». По существу речь у нас идет о системе воспитания индивидов с выдающимися (элитными) способностями.

Понятно, что продвижение системы даже только лишь как «пилотного» проекта потребует значительных усилий. Поэтому по нашему мнению начинать следует с популяризации – пропаганды предлагаемого подхода. Если иметь в виду прямое общение с некой группой слушателей, то для краткого введения в тему достаточно одного 4-6-часового занятия в интерактивном режиме. Просто же чтения или прослушивания записи этого или другого подобного текста по нашему мнению будет недостаточно для возбуждения подлинного интереса к теме и желания продолжить погружение в этот масштабный и непростой для уверенного освоения предмет.


Рецензии