Спасибо за праздник, который ты нам подарил!

Влад Кутыкин изначально был задуман создателем, чтобы удивлять и ошеломлять. Ошеломляла его внешность – огромный, двухметровый, он всегда возвышался над толпой и, казалось, что и над улицами, над городом, как в известной картине Петрова-Водкина. Он был заметен издали. Лицо Фернанделя – крупные черты, крупные губы и зубы, нос, добрые глаза, детская улыбка…

Ошеломляла фантазия. Ошеломлял масштаб всего, что он делал, и то, как это делал. Ему было тесно в любых общепринятых рамках, его неуемная фантазия всегда требовала большего, лучшего, необычного. Грандиозные, многолюдные зрелища, где была уйма всего – оригинального действа, спецэффектов, стихов и песен, красок и звуков, света и музыки, артистов и спортсменов, техники, костюмов, фейерверков, эмоций, и все было так лихо, мастерски закручено, так выстроено, отточено, так органично, что казалось: существует само по себе, без напрягов, без чьей-то, держащей это лихое действо в кулаке и не подчиняющейся чьей-либо, единой воле. Но подчинялось – его, Влада, режиссерской воле.
Ему тесны были обычные сцены и эстрады, он был хорош для праздников масштабов района, города, области. Он был человек-Праздник, человек-оркестр, человек-фейерверк.
На обложке книжки, выпущенной в 2006-м году Домом народного творчества к 60-тилетию Влада Кутыкина, – очень удачная фотография: огромный Влад в белом костюме на фоне Красной площади. Когда я принесла ее домой, муж восхищенно присвистнул: «О! Влад на рабочем месте!».
Это и впрямь было его рабочее место – Красная площадь. У кого-то кабинет, прилавок, станок, у Кутыкина – Красная площадь. Да что там – весь город! На городских праздниках буквально каждый уголок города был задействован – несколько десятков площадок, у каждой своя задача.
У Владислава Кутыкина была необычнейшая, штучная профессия – он был режиссером города, если быть точнее – режиссером городских праздников. Есть такая профессия – режиссер массовых зрелищ, я сама даже когда-то в юности изучала сей веселый предмет в родном «Кульке», то бишь, на режиссерском отделении нынешнего колледжа культуры. Первое образование всегда помогало мне в работе, прежде всего для того, чтобы искренно преклоняться перед людьми, которые гордо зовутся «работниками культуры». Перед их мужеством, трудоголизмом и подвижничеством. И делиться этим восхищением с людьми.
Режиссура Влада – это нечто сарьяновское: мощные мазки режиссерской «кисти» – и яркое «полотно», грандиозное действо готово. Марш-парады духовых оркестров, шествия Дедов Морозов, «Мисс Дюймовочка», «На балу у Золушки», «Созвездие молодых» (теперь этот праздник носит его имя), первый в Курске конкурс красоты, Проводы русской зимы» на Боевке, где вырастал целый снежный город с крепостями... А какой был в Рыльске эксклюзивный проект «Русская Америка», посвященный земляку Григорию Шелехову! А праздник встречи Олимпийского огня перед московской Олимпиадой в 1980 году!..
Вспоминает Василий Воробьев:
– Улица Энгельса. Людской коридор. На стадионе тем временем идет представление – «Курск салютует огню Олимпа». У входа указатели: «От Олимпа – 4470 километров», «До Москвы – 530 километров».  Пятьсот знаменосцев образуют пять олимпийских колец. Внутри каждого юные гимнасты выполняют упражнения. Перестроение – читаем: «СПОРТ», еще одно – «Москва-80». Праздник на стадионе получился на десятилетия, а может, на века. Режиссером этого чуда был Владислав Кутыкин. Помогал ему испанец, гимнаст Хосе Винсенте-Калинкин, которого вывезли в Советский Союз в лихие для Испании дни. Позже, в 1985 году, этот славный дуэт начал проводить в области свои малые олимпийские игры — сельские спортивно-культурные фестивали в районах области. А через пять лет с Красной площади Курска центральное телевидение вело прямую трансляцию курского этапа международного телемарафона «Шаги Победы», посвященного 50-летию Курской битвы. Его режиссером тоже был Кутыкин. 50-летие Курской битвы. Праздник на 5 городских площадках. Тогда и прозвенел «первый звоночек».
Виктор Буряков сравнивал эту эпопею только с Московской олимпиадой 80-го года:
–…Он ни в чем не повторялся. Ему, как альпинисту, надо было постоянно брать новую высоту.  А ведь тогда еще не было мобильников, но праздники с массой участников проходили четко и слаженно. Он находил общий язык и с капризными звездами эстрады, приезжающими в Курск на крупные мероприятия, и с самыми маленькими, неумелыми артистами, за несколько репетиций делая из них звезд.
Каждый фестиваль – это была ступенька. Я всегда боялся: вот как он сделал, допустим, в Конышевке,  ведь лучше сделать невозможно. Повторить можно, а сделать – нет. Куда он себя загоняет, на такую высоту?! А вот следующий фестиваль в Касторном, допустим, еще выше. А еще Рыльск, Поныри, Горшечное, Льгов…
Когда Кутыкин говорил: «Начали!» – можно уже было расслабиться и спокойно общаться с коллегами – проблем не будет. А Влад ходит по площади и «подкручивает тарелки».
Зоя Бабич:
Поныровцы и многочисленные гости района навсегда запомнили торжества, посвященные 45-летию Победы в Курской битве в 1988 году. У памятника Героям-саперам – музей под открытым небом. Всем запомнилось «Дерево памяти»: огромное сухое дерево – символ прерванной молодой жизни, загубленного войной человеческого рода. На его ветвях –  фотографии молодых солдат, погибших в боях. Владислав Васильевич сам ездил в лес, чтобы выбрать подходящее дерево.
…Он умел работать в команде, прислушивался, ценил креатив коллег. Творческий коллектив (заслуга Влада, что он сумел сплотить таких разных людей из разных учреждений культуры) собирался в кабинете Агнессы Вениаминовны Фроловой – подвальной келье в церкви на Горького за чаем или кофе. Обсуждали, сочиняли, спорили… Сценаристы, режиссеры, артисты театра, чтецы… Лев Мнушкин сочинил по этому поводу четверостишие, которое пришлось по душе Владу:
 «Обсуждали, сил уж не имея,
Песню, стих и танец –
8 русских, 2 еврея и 1 испанец…»

Влад знал себе цену и никогда не «танцевал» перед звездами. На одном из межрайонных фестивалей  певец Днепров (шансон) вел себя весьма высокомерно, цеплялся к каждой мелочи, не был доволен аппаратурой,  повторял без конца о своей известности в Америке… В итоге терпение у взрывного Влада кончилось: «А если ты такой великий, то что здесь делаешь, в нашей глуши? Опыт передаешь?».
Ольга Макарова очень ценила его умение четко расставить акценты, держать  внимание зрителей от начала до конца действа, вписать  это  действо в место и одновременно связать воедино творческую и инженерно-техническую команды, а так же грамотно составить смену расходов (редкое умение для творческого человека!).
Размах  всего, что делал Кутыкин был всегда огромен. До 60-ти духовых оркестров во время марш-парадов,  около тысячи физкультурников во время спортивного праздника в  Рыльске, многочисленные  конницы в Дни города…  А на 50-летии Курской битвы одних приезжих звезд  до трехсот, а ветеранов со всего Советского Союза сколько! – вспоминает Виктор Буряков. Если кто-то противился его творческому замыслу, Влад  проявлял упорство. Не давало разрешения начальство на выход конницы  князя Игоря на Красную площадь. Мало ли что на уме тех лошадей –  народу тьма, да и «следы на асфальте… Влад уперся и – как всегда –  победил. Зрелище было эффектнейшее.  Юрий Михайлов часто вспоминает, как  в роли ведущего выезжал на коне  на площадь, а потом эффектно заехал к себе во двор  к вящему соседскому изумлению и еще как  дотренировался до того, что потом мог существовать только в горизонтальном положении.
    А уж конница на празднике четырехсотлетия Касторново! Там уже имелась своя группа наездников с местного конезавода, и Влад умело использовал их в своем сценарии: тут был и бой на лошадях, и погоня – и все так органично сочеталась с музыкой и стихами!..
На празднике в Рыльске  Владу потребовался корабль, на котором должен был «выплывать» Шелехов.  Местное руководство предлагало   в качестве замены грузовик. Негодованию Влада не было предела. Корабль сделали – придумали как он выдвигается из-за помоста, будто плывет. Потом корабль на колесах , на котором выплывал Нептун, повторили на празднике в Конышовке… От своих режиссерских замыслов Кутыкин не отступал. И всегда оказывался прав.
Василий Воробьев сказал об этом его качестве: «Если надо было для  постановки привезти космонавта, его бы привезли, будьте уверены».
Татьяна Быканова, ценя и любя Кутыкина, вспоминает: « У Владислава  Васильевича характер был очень сложным. Мог вспылить, но прийти и покаяться. Отходчивый. Добрый. Человек команды, хотя  несомненный лидер – ре-жис-сер! Для него не было  мелочей в работе. И у него всегда была очень высокая планка. С ним было легко и трудно работать. Вот именно так: сложно  и легко».
Перфекционист. Все делал на пределе физических и моральных сил, работал, не щадя себя, постоянно что-то придумывал, сочинял, записывал, работая по ночам.  Вот и не выдержало сердце тогда, в Сочи, куда он, полный новых замыслов, уехал отдыхать. Ему было только 47.
…В родительской семье Влада к театру, культуре отношение было трепетное. Отец, Василий Васильевич, находясь после войны в группе советских войск в Польше, в штабе Рокоссовского, был назначен маршалом на должность директора театра в Варшаве. Первой женой Василия Васильевича была мать великой певицы Галины Вишевской – Надежда.  В его генеалогии – старинный дворянский род графа Бибикова. Так что режиссер массовых празднеств Влад Кутыкин был по рождению графом. Интересный биографический факт – под стать ему самому!

В школе Владислав играл в эстрадном оркестре на тромбоне и был, по его собственным словам, «отчаянным стилягой». Рано остался без родителей – ему еще не было тридцати. Рано женился. Окончил Высшие режиссерские курсы, уже будучи семейным человеком (жена, журналист Людмила Кутыкина – преданный и верный друг и соратник мужа). Познакомились подростками – ей 16, ему 17.
Довелось Кутыкину поработать и актером в Ставропольском театре. Внешность определила амплуа – он был ярким характерным актером. Там же, в Ставрополе, руководил СТЭМом в пединституте и народным молодежным театром-студией. Его «А зори здесь тихие» стали лауреатом зонального конкурса, а зрители уходили со спектакля потрясенные. Одноименный фильм на экраны тогда еще не вышел.
Из Ставрополя переехали в Курск. Работал худруком филармонии. Должность главного режиссера города ввели специально для Кутыкина. Думаю, что большая заслуга в том тогдашнего руководителя городской культуры Виктора Бурякова. Сам человек творческий он понимал, что всевозможная  бумажная рутина – не для Кутыкина («Я не клерк»). Одно дело сценарный лист, на котором все расписано дотошно и подробно, другое – отчеты, планы и справки. Так что его не сильно грузили административными обязанностями. Ценили креатив, работоспособность, увлеченность делом. Ведь Кутыкин просто фонтанировал идеями!
 Педагогический дар у него тоже, несомненно, был. Его любили студенты – в колледже культуры, СТЭМовцы из мединститута. Свидетельствую, писала когда-то о  СТЭМе меда,  не раз бывала на репетициях и даже ездила во время колхозной страды с ними по Дмитриевскому району с  «гастролями».
…Сын Денис, подросли внуки Дмитрий и Александра (они не застали деда, но очень гордятся им) – ребята творческие, занимаются во Дворце пионеров народными танцами. На доме, где жил Влад, – мемориальная доска, «Созвездие молодых» носит его имя, отмечают его юбилеи.  В Доме народного  творчества создали интересный документальный фильм о нем… Знал ли Влад, что его  будут так помнить?
На памятнике Кутыкину, под портретом: «Мы тебя любим»,  а с тыльной стороны: «Спасибо за праздник, который ты нам подарил».

(книга вторая "Курян моих прекрасные черты")


Рецензии
Исчерпывающе наглядный гимн творческому труду талантливого человека. Искренне жаль, что его жизнь так рано прервалась.

Виктор Антонов 2   26.12.2020 23:02     Заявить о нарушении