Объективно ли зло?

       Существует ли зло объективно, то есть вне человека?

       Мой знакомый недавно заявил мне:

       – На этом сайте я потерял половину здоровья.

       – Почему? – удивился я.

       – Я пишу оппонентам правду.

       – А они?

       – Отвечают мне тем же, – признался мой «объективный» приятель.

       – А ты или не читай, что они тебе пишут, или сам будь поаккуратнее в выражениях.

       – Не могу.

       – Тогда восхваляй их глупости, и они станут восхвалять твои. Для взаимного удовольствия и увеличения рейтингов.

       – Не могу, – глубоко вздохнул мой товарищ…

       Что означает это упрямое «не могу»? Кто заставляет нас? Разве справедливость есть зло?..

       Наличие объективного зла до сих пор научно не доказано. Точно так же, как присутствие Бога или внеземных цивилизаций. Самый спокойный выход из приведенного мною диалога – просто-напросто солгать. Но любая ложь является активной составляющей зла, ибо цель ее личная выгода – всякая, а не только и не столько безвозмездная.

       Но верно ли, что личная выгода – безусловное благо? Многие преуспевающие индивиды часто по-человечески несчастны, часто по-настоящему одиноки, еще чаще болеют, подрывая правдами и неправдами здоровье, редко живут долго.

       Люди возразят и приведут многообразные обратные примеры. Однако, если покопаться серьезно и дотошно, приводимые ими случаи успешных обманщиков и еще более успешных правдолюбцев, мало и плохо изучены…

       Традиционно к злу относят болезнь и социальную несправедливость. Но ведь человек может выздороветь и преодолеть нищету. Традиционно к злу причисляют безнравственность и нехватку ресурсов. Но безнравственность в ряде случаев исправляется воспитанием и взрослением, а нехватка ресурсов преодолевается их правильным распределением и новейшими научными открытиями. Смерть бывает и злом, и добром. А если когда-нибудь выяснится, что ее нет?

       Философы Гоббс и Спиноза полагали, что в природе нет ни зла, ни добра, что это всего-навсего плоды нашего воображения. А Кант и Лейбниц уверяли, что Предвечный Замысел подчинен свободной воле: именно она – источник неприятностей…

       В псалме № 115 царь Давид восклицает: «Я сказал в опрометчивости моей: всякий человек – ложь» (стих 2-й). Здесь главное слово «опрометчивость», то бишь поспешность, непродуманность суждения.

17.06.2018


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.