Туристы и мошенники

Уж сколько раз твердили миру... Но туристы, которые этот мир познают, по-прежнему наступают на те же грабли!

Кражи в отелях и в квартирах AIRBNB.

Кражи из гостиничных номеров случаются не часто, но все же имеют место, особенно в маленьких отелях. Туристы все чаще пользуются сервисом AIRBNB, который предоставляет квартиры в аренду по всему миру. Этот сервис устроен так, что турист, как правило, не встречается с хозяином, а просто получает SMS о том, где лежат ключи. Я и мои друзья три года пользовались одной и той же квартирой в Риме, и каждый раз ключи от двери были одни и те же. Наверняка и в других квартирах происходит то же самое, потому что накладно менять замки после каждого туриста. А это дает возможность мошенникам снять квартиру, сделать слепки с ключей, потом выехать, подождать пока в квартиру вселятся новые туристы, беспечно оставят все ценное дома и пойдут осматривать окрестности... 
Рекомендации - не оставлять драгоценности, деньги и документы в номере, или квартире, а положить их в сейф (если нет сейфа - носите на поясе в сумочке-кенгуру).

В последнее время очень распространено подслушивание и подглядывание за жильцами с помощью микрофонов и камер. Их устанавливают как хозяева (это противозаконно!), так и мошенники. Они снимают на один день дорогую квартиру, в которой будут жить богатые люди, и устанавливают камеры - в настенных часах, игрушках, датчиках дыма, картинах, вентиляционных люках, и т.д.
Пара туристов из Шотландии нашла скрытую камеру в настенных часах в квартире в Торонто. Мои друзья сняли дорогую квартиру на Гавайях, и нашли в ней сразу ТРИ камеры - напротив кровати, на балконе и в туалете!
Рекомендации - выключите свет в квартире, включите фонарик мобильного телефона и осмотрите места, где могуь быть установлены камеры. Они имеют линзы, которые будут отсвечивать в лучах фонарика. С микрофонами сложнее! Их обычно устанавливают у кровати и письменного стола, чтобы записывать личные разговоры и данные кредитных карт. Есть множество приложений для обнаружения скрытых микрофонов. Установите такое приложение и перемещайте телефон по комнате. Если обнаружите камеру, или микрофон, не трогайте их, а сразу вызывайте полицию! После того, как будет составлен акт, позвоните хозяину квартиры, отмените резервацию и потребуйте возврата денег. Можете даже подать на владельца квартиры в суд!

Кражи на ходу.

Мотоциклисты, водители электровелосипедов, скутеров, машин, воры на роликах  выхватывают у туристов сумки, камеры и телефоны.
Рекомендации - не носите сумку на плече, перекиньте ремень через грудь накрест. И не держите в руке дорогие телефоны, зачем он вам нужен на ходу?!

Кражи в метро.

Обычно это происходит при движении эскалатора вниз. К туристу обращается с каким-либо вопросом прилично одетый мужчина (девушка, старушка), стоящие на нижней ступеньке. Турист отвлекается буквально на минуту и этого вполне достаточно, чтобы стоящий сзади вор очистил его карманы или сумку.

Кражи в супермаркетах и парках аттракционов.

Перед посадкой в аттракционы, туристы должны обязательно положить сумки в ячейки. Раньше, в дверце торчали ключи, турист клал в ячейку сумку и забирал ключ с собой. Мошенник приходил заранее, снимал несколько ячеек, затем делал дубликаты ключей. После этого, мошенник и его сообщники внимательно следили, в какую ячейку  положат что-то ценное. В последнее время, ключи заменили на коды. Следите, чтобы когда вы набираете код, его никто не видел!

Чистая вода.

Во многих отелях есть таблички, информирующие гостей о том, что воду из-под крана употреблять нежелательно. Эти предупреждения делаются для того, чтобы туристы пользовались бутылочной водой из мини-бара в номере, стоимость которой оплачивается отдельно.
Рекомендации - в ближайшем магазине вода стоит в два раза дешевле, чем в отеле.

«Дружеские  розыгрыши».

Самый смешной случай "развода" туристов (смешной для меня, потому что жертве было не до смеха!), я видел в Париже в 2005 году. У меня был всего один день – утром прилетел, вечером пересадка, поэтому, я из аэропорта поехал на Пляс Пигаль, о которой столько читал. Сел за столик уличного кафе и заказал кофе с круасаном.
За соседним столиком сидели четверо пожилых туристов, в одинаковых бейсболках с гербом Парижа, которые они приобрели в киоске сувениров, здесь же, на площади. У одного мужчины на спинке стула висел футляр с дорогим фотоаппаратом “Canon”. К мужчине, со спины подошел улыбчивый молодой человек в такой же бейсболке, и глядя на остальных туристов, приложил палец к губам – мол, «розыгрыш приятеля». Затем, осторожно снял со спинки стула фотоаппарат и тихонько удалился. Соседи мужчины еле сдерживали смех. Наконец, они не выдержали, засмеялись и сказали что-то соседу. Тот оглянулся... Ну, дальше понятно. Никакого розыгрыша «приятеля» не было, мошенник просто украл фотоаппарат. Кстати, он практически ничем не рисковал - даже если бы его задержали, он бы сказал, что ошибся, приняв мужчину за своего приятеля.

Услужливые "помощники".

Как правило, «помощники» ловят доверчивых туристов возле популярных туробъектов, к которым стоят большие очереди. Мой личный пример - Ватикан. Тысячи туристов, десятки групп, несколько входов, огромная очередь за билетами. В конце очереди стоят два старичка, явно американцы. К ним подходит мужчина в приличном костюме, с непонятной карточкой на кармане, и на ломаном английском предлагает купить им билеты и провести без очереди, через вход для инвалидов. Туристы с радостью соглашаются. Мошенник берет у них 120 евро и исчезает в толпе у кассы...
Еще случай. Я стоял в очереди за билетами в галерею Уффици в Флоренции. К очереди  подошли парень и девушка, по виду, студенты и стали объяснять на неплохом английском, что утром взяли билеты, но у них изменились планы, они должны срочно уехать, поэтому предлагают билеты за пол-цены. Китайские туристы купили у них билеты, пошли ко входу и были задержаны за попытку войти в галерею по фальшивым билетам...
Как правило, все туристы страдают синдромом «эйфории», им кажется, что все вокруг хотят им помочь. Мошенники – великие психологи и пользуются этим. Когда вы сами попросите прохожих помочь найти ресторан или улицу, шансы нарваться на мошенников небольшие.
Рекомендация - если вам навязывают помощь, предлагают дешевые товары, билеты без очереди или за полцены, будьте внимательны! Не замечайте докучающих вам людей, не смотрите им в глаза, и НИКОГДА не говорите с ними, просто пройдите мимо! 

Групповое фото.

Доброжелатель предлагает сделать групповое фото вашей компании. Пока вы будете позировать, человек с вашей камеро, или телефоном, может исчезнуть.
Рекомендации - никогда не давайте свой телефон или камеру тому, кто сам проявил инициативу. Если вам действительно нужно сделать общее фото, попросите об этом гида, или кого-то из вашей группы. А лучше купите складную палку для селфи.

Фотографии с животными и "ряжеными".

В Европе, на пляжах. площадях, возле входов в музеи, зоопарки и другие достопримечательности, туристов поджидают люди в костюмах древних эпох, с птицами, обезьянками и другими животными. Обычно, туристы сами подходят к ним и просят сфотографироваться. Но если вам без спросу надевают на шею змею, сажают на плечо страшную птицу и сфотографируют, у вас потребуют деньги за фото. Или к туристу подойдет "римский легионер", обнимет, а его сообщник вас сфотографирует. После этого, "легионер" потребует с туриста 10, а то 20 евро, причем покажет стоящую рядом стойку с расценками! 
Рекомендации - просто уходите с животными. Вас догонят, заберут животное и отстанут. С "ряжеными" сложнее. даже если вызовите полицию, она будет на стороне "ряженых", потому что теперь это узаконенный промысел - таблички с расценками утверждены в мэриях городов. Поэтому. старайтесь сразу отделаться от "ряженых".

Фальшивый полицейский.

Как правило, туристы доверяют людям в полицейской форме. Мошенники с успехом пользуются этим. Самозванец, одетый в форму полицейского, подходит к туристам в общественных местах и требует предъявить паспорт. Затем объявляет, что виза недействительна и приказывает идти за ним. Как правило, он ведет туристов в малолюдное место, или в скверик. Туристы пугаются, идут за "полицейским", и там пытаются выкупить у него паспорт. Для мошенников это беспроигрышный вариант, потому что форма в которую они одеты, не настоящая, а "карнавальная", за ее ношение нет наказания. Ну, а туристы сами дали деньги, тут и вовсе наказывать не за что!
Рекомендации:
-не обязательно (и не рекомендуется!) носить с собой настоящий паспорт. Достаточно иметь ксерокопию паспорта, или его фотографию в телефоне, только сфотографируйте еще и страницу с визой.

«Рассеянная женщина» с покупками.

Схема построена на отвлечении внимания жертвы. Прилично одетая молодая девушка или старушка, держит в руках пакеты с покупками. Она случайно спотыкается рядом с туристом и пакеты падают на землю. Турист помогает ей собрать вещи, а подоспевшие на помощь "прохожие" (сообщники мошенницы), успевают обчистить карманы и сумки туриста и исчезнуть.

Водители такси.

1. Предложение дешевых товаров.
Во многих странах, водители такси, как правило, имеют знакомых владельцев магазинов сувениров, галерей, музеев, отелей, которые они навязчиво рекомендуют пассажирам-туристам. В этом нет ничего плохого, водители просто получают комиссионные за то, что привезут сюда туристов. Иное дело – если водители в сговоре с мошенниками. Тут возможны варианты, вплоть до ограбления. Особенно велик риск в странах Азии и Ближнего Востока.
2. "Обвоз по кругу". Однажды, я взял такси в аэропорту Берлина. До отеля было примерно 12 км. Я протянул водителю листок с картой, где был указан маршрут, километраж и примерная цена - 24 евро. Водитель оттолкнул мою руку и показал на счетчик, мол, оплатишь, как он покажет! Я не стал с ним спорить и даже не возражал, когда водитель поехал кружным путем. Когда такси подъехало к отелю, счетчик показал сумму, в два раза превышающую ту, что стояла на распечатке. Я забрал вещи и протянул водителю 30 евро –  реальную стоимость поездки, плюс «чаевые». Водитель стал что-то кричать по-немецки, но я повернул листок с картой и показал ему большое слово «POLICIA», которое заранее напечатал. Водитель тут же уехал...
Рекомендация - заранее распечатайте карту маршрута и покажите ее водителю такси при посадке. Как правило, водители не рискнут вас «разводить». Что касается Uber, там цена известна заранее.

Парковка.

Часто в городах, если туристы паркуются на улице, к ним подбегают подростки и начинают тереть стекла. Понятно, что потом они потребуют заплатить.
Рекомендации - откупиться от вымогателей, иначе они могут поцарапать машину или даже проколотб колеса. Смените место парковки, а еще лучше - паркуйтесь на платных стоянках. Дороже, но спокойнее!

"Повреждения" арендованного автомобиля и отказ возвратить залог.

Этим способом заработка грешат даже большие компании, сдающие автомобили в аренду. Америка не исключение. В 2018 году, мы с друзьями арендовали в штате Орегон машину на неделю. Мы туристы опытные, поэтому, при получении машины сфотографировали ее снаружи и внутри, и внесли все царапины и пятна в лист аренды, который тоже сфотографировали. При возврате машины, никаких замечаний не было. Но спустя две недели, пришел счет на 237 долларов, якобы, за вмятину на переднем бампере снизу (?!).  Мы отправили в компанию все фотографии и написали письмо, что если они будут продолжать требовать деньги, обратимся в суд. Больше компания нас не беспокоила.
Рекомендация - делайте, как мы!

Бесплатные сувениры.

Вы идете по улице, к вам подходит человек и дает «подарок» — розочку, открытку, магнитик. Если вы ответите ему хоть пару слов, «абориген» не отстанет, пока вы не заплатите пару долларов, или евро.
Рекомендация – никогда не принимайте подарки на улицах. 

Оптовые товары со скидкой.

Как правило, так «разводят» туристов, приезжающих групповыми турами. Страна значения не имеет, это происходит и в Турции, и в Греции, и в Китае, даже в Америке!
Гиды привозят группы в определенные места, которые заранее рекламируют, как «самые дешевые». На самом деле, владельцы платят гидам комиссионные от сумм, потраченных туристами.
Как-то раз, в Милане, нас привезли на автобусе в район складов и завели в большое помещение. Владелец умильно улыбался и даже предложил вино и закуски. Пока  туристы носились по огромному складу, набирая товары в тележки, я прошелся вдоль стеллажей, изучая цены. Они показались мне высокими. Я записал несколько цен на обувь и одежду, вышел из здания и пошел в другой склад. Здесь все было на порядок дешевле!
«Разводкой» на покупки занимаются даже целые страны. Особенно отличается Сан-Марино, карликовое государство на территории Италии. В рекламных проспектах, наивных туристов завлекают сказками, что в Сан-Марино цены на 20 процентов ниже, чем в Италии. На самом деле, в любом итальянском торговом центре цены вдвое, а то и втрое ниже!
Пример - в Сан-Марино туристам дают выпить по крошечной рюмочке знаменитого ликера "Лимончелло", после чего уговаривают купить ликер, который "только здесь продается по супернизкой цене!". Многие покупают бутылку, а когда возвращаются в Италию, обнаруживают, что в любом супермаркете точно такой же ликер стоит на 3-6 евро дешевле...
Рекомендации: В Сан-Марино есть на что посмотреть и что фотографировать. Но делать покупки лучше в Италии!

«Пятно на одежде».

Такую аферу проворачивают карманники. Прохожий окликает туриста и показывает на пятно на его одежде. Как правило, это мороженое, которое непонятно как оказалось сзади на брюках, юбке, плаще. Доброжелатель (который сам же ранее испачкал одежду мороженым) "помогает" туристу очистить одежду, при этом очищая его карманы, или сумку.
Рекомендация – поблагодарить и отказаться, мол, сам почищу!

"Проблемы с кредитной картой".

Это очень распространенная схема мошенничества, особенно в США. Мошенники наугад звонят в номера отеля среди ночи, и когда человек отвечает, представляются сотрудниками отеля и сообщают, что с его кредитной картой возникли проблемы и просят еще раз уточнить её данные. Мошенники рассчитывают на то, что жертва спросонья скажет им всю требуемую информацию.
НИКОГДА персонал отеля не будет звонить постояльцу среди ночи, чтобы разбираться с кредитной картой!

Реклама доставки пиццы.

Постояльцам отелей часто подсовывают под дверь рекламы еды и развлечений. Многие из этих реклам действительно рассылаются владельцами "фастфуд" и пиццерий, но есть и фальшивые буклеты. Если турист закажет пиццу в такой "пиццерии" и сообщит по телефону данные своей кредитной карты, он лишится своих денег.
Рекомендации - если хотите заказать еду в номер, поищите пиццерию в Интернете.

Места скопления людей.

Нередко на улице можно натолкнуться на митинги, демонстрации, протесты, или просто группу людей, которые столпились, рассматривая уличного художника, или музыканта. Осторожно - митинги и демонстрации могут перерасти в стычки митингующих с полицией, а в толпах зевак всегда орудуют карманники.
Рекомендации - как бы ни было интересно, по возможности держитесь подальше от таких событий!

Обмен денег. 

Это очень популярный способ мошенничества в Европе и Азии. Возле банкоматов и просто на улицах, туристам предлагают обменять деньги по курсу, который выгоднее официального. Тут несколько вариантов развития событий – могут подсунуть «куклу», или фальшивые купюры, или дать меньше денег.
Рекомендации – лучше не связываться с уличными менялами! Но если вы решились на обмен, всегда берите у «обменщика» валюту вперед, внимательно рассмотрите купюры и пересчитайте их. И только после этого, отдавайте свои деньги.
У официальных пунктов обмена валют есть объявления на окне кассы. Выгодный курс пишут крупным шрифтом, а истинный курс указан мелким шрифтом, и, как правило, не указан процент за конвертацию. Нужно спросить кассира, сколько вы реально получите национальной валюты после обмена, и попросите написать итог на бумажке. В этом случае кассиру обменника будет сложнее вас обмануть. И, конечно, потребуйте квитанцию!

"Фальшивые деньги".

Эту аферу чаще всего устраивают в небольших кафе. Мои друзья столкнулись с этим в маленьком городке, по дороге в Гренобль. Они поели и попросили счет. Им принесли  коробочку со счетом 65 евро. Они положили сотенную купюру. Официант забрал коробочку и ушел, но через пару минут вернулся, сказал, что купюра фальшивая, и потребовал ее заменить. Друзья отказались. Тогда официант заявил, что вызовет полицию. На самом деле, официант сам же и подменил купюру, но доказать что-то в такой ситуации сложно. Как правило, испуганные туристы меняют банкноту. Увы, мои друзья сделали тоже самое...
Рекомендации - всегда имейте при себе мелкие купюры, чтобы хватило заплатить по счету. А если нужной суммы не оказалось, сфотографируйте крупную купюру при официанте и отдайте ее. Тогда наверняка обмана не будет, а если официант все же рискнет, вы можете смело обращаться в полицию.

Обсчет и обман в кафе и ресторанах.

В Италии любят включать в счет смену скатерти за столиком, наличие кондиционера или «услуги сервиса». Еще способ обмана - туристы садятся за столик, а там уже стоит какая-то закуска или горячий хлеб. Как правило, это не бесплатно. Даже если вы не будете есть, официант включит это в счет. Скажите официанту, чтобы он унес закуску, или ешьте.
Рекомендации: спросите у официанта сколько это стоит. Затем, при заказе еды, сфотографируйте страницы меню, на которых стоит название блюд и цена, чтобы сравнить с теми, которые потом укажут в счете. Если в счет будут включены блюда, которые вы не заказывали, можете смело отказаться от оплаты. А на требование официанта оплатить счет, скажите громко волшебную фразу: «ПОЛИЦИЯ!». В Европе огромные штрафы за мошенничество и вызов полиции обойдется владельцу кафе в заоблачную сумму!

Бесплатное угощение.

Этот способ обмана действует в барах в отношении девушек и женщин. К туристке подсаживается симпатичный мужчина и предлагает угостить ее выпивкой, ланчем, или даже ужином. Красавец выпивает и закусывает с девушкой, затем говорит «Пардон» и удаляется "в туалет"... Расплачиваться придется туристке!

«Чаевые».

В принципе, «чаевые» зависят от того, как вам понравилось обслуживание. Считается, что чаевые составляют 10-15% от суммы счета. Но именно "считается", вы не обязаны давать чаевые! Зная это, владельцы кафе и ресторанов стали включать в счет "service fee" - плату за обслуживание, которая составляет 15-20% процентов от общей суммы счета. Как правило, это заявляется, как обязательный платеж.
На самом деле, обязательным является только оплата счета, а на дополнительные платежи можете не обращать внимания. Если хозяин заведения начнетнастаивать на доплате, можете просто уйти, а если вас начнут хватать за руки, вызывайте полицию! Запомните – ни в одной стране нет такого закона, чтобы клиент обязательно платил «чаевые», или непонятные "сервисные". Если дело дойдет до полиции, составят протокол и суд будет на вашей стороне!
К сожалению, такое случается даже в Америке! Вот два моих личных примера. Мы вчетвером зашли пообедать в популярный в Лос-Анджелесе суши-ресторан «Hokkaido Seafood». Здесь фиксированная цена на посетителя, и «все включено» - сам берешь еду и несешь на стол, официант только приносит напитки по заказу и убирает посуду. В данном случае, напитков мы не заказывали, поэтому официантка потеряла к нам интерес и полтора часа не подходила к столу, так что нам пришлось складывать использованную посуду на пустующий соседний стол. При расчете, официантка принесла счет, в котором кроме стоимости ланча, был включен «Service Fee» - 15%. Я уплатил только стоимость ланча за четыерых. Прибежал менеджер и потребовал доплату. Я показал ему гору грязной посуды и сказал, что за такой сервис никакие «Fee» платить не буду. 
Второй случай был посерьезней. На свой юбилей, я заранее заказал в знаменитом итальянском ресторане Лос-Анджелеса отдельное помещение -  оранжерею с цветами. В назначенное время, 25 гостей пришли в ресторан, но нам сказали, что «Сад» занят. Я показал распечатку заказа и сказал, что если нас не посадят в оранжерею, мы подадим на ресторан в суд за то, что они сорвали нам юбилей. «Сад» мы получили. Но обслуживание было ужасным! Еду приходилось долго ждать, салфетки надо было вымаливать, посуда убиралась только после настойчивых напоминаний.
Я сфотографировал неубранную грязную посуду и записал на видео препирательства с официантом. Когда принесли счет, в него было включено 20% «Service Fee»! Но гости дружно решили, что за такое обслуживание чаевые вообще не оставим! Я уплатил ровно столько, сколько стоил банкет. Менеджер потребовал доплатить 20%. Он разговаривал с нами грубо, пытался вырвать айфон, на который я его записывал, наконец, пригрозил вызвать полицию. Я рассмеялся и сказал, что среди гостей банкета три адвоката, которые с удовольствием засудят ресторан на пару сотен тысяч долларов. Но менеджер оказался упрямым идиотом и вызвал полицию. Был составлен протокол об отказе от оплаты «Service Fee», который составил 185 долларов. После этого, мои друзья-адвокаты подали на ресторан в суд, потребовав сто тысяч долларов за испорченный банкет. Кроме того, они настаивали, чтобы менеджера-грубияна уволили без права работать в сфере обслуживания.
Суд мы выиграли. Сто тысяч долларов не получили, судья сказал, что за моральный ущерб будет достаточно 10 тысяч. Но требование уволить менеджера, удовлетворил! Когда я получил чек, пригласил тех же гостей в один из лучших ресторанов Лос-Анджелеса!
Рекомендации – платить «Service Fee», «чаевые» - это не обязанность, а ваш личный выбор!

Кража (пропажа) документов и кредиток.

Рекомендации:
-Заранее запишите адреса консульств и посольств Вашей страны в странах Вашего пребывания в качестве туриста, чтобы немедленно обратиться туда, если паспорт будет украден.
-даже вы просто потеряли паспорт, вызовите полицию и скажите, что документы у вас украли. Дело в том, что утеря документов - это ваша личная "заморочка" и при обращении в посольство у вас возникнет много проблем. Иное дело - кража! Полицейские составят протокол, который вы предъявите в посольстве и получите временный документ для выезда из страны пребывания.
-Всегда имейте с собой бумажные копии паспорта и фотографии документа и кредитных карт в мобильном телефоне. Кроме того, перед поездкой, отправьте эти фото себе на почту, или в "облако", чтобы в случае пропажи телефона восстановить фотографии. -Если у вас украли кредитные карты, немедленно звоните в банк и блокируйте карты.

Несколько советов по безопасности.

-Во время регистрации в отелях, не пользуйтесь помощью посторонних людей, особенно если они сами предлагают помошь.
-Заполняйте карту гостя не на стойке, а в стороне от посторонних глаз, и никогда не произносите вслух вашу фамилию, когда ее спрашивает клерк - лучше покажите ему паспорт или удостоверение личности.
-Дверные глазки в дверях гостиничных номеров работают в обоих направлениях. Есть камеры, которые можно приставить к глазку с внешней стороны двери, и увидеть, что происходит в номере. Поэтому, всегда заклеивайте дверной глазок изнутри скотчем или просто намажьте его мылом.
-На ночь, поставьте на ручку двери пластиковую бутылочку с водой. Если грабитель попытается открыть дверь, бутылочка упадет и разбудит вас. Кроме того, есть специальные девайсы, которые можно вешать на ручку двери. Едва кто-то коснется ее с другой стороны, раздается звук тревоги.
-Уходя из номера, всегда вешайте на ручку табличку "Не беспокоить!". Это покажет вору, что в номере кто-то есть. Но есть одна проблема - в этом случае, уборщики номера тоже пройдут мимо. Поэтому, уходя, предупредите уборщика, чтобы он после уборки снова повесил табличку на место.
Еще один способ - оставьте в номере включенный телевизор (негромко!). Невнятное бормотание телика за дверью покажет, что там кто-то есть.


Рецензии