Софизм Воланда

 "Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?"

Рождение философии породило софистику , и не могло не породить ее, ибо разум критичен, он естественно замечает относительность сущего, зависимость от субъективного взгляда, отличие развития социума от законов природы ,игровое начало в словах наконец. Эта оторванность от природных процессов в область чистых умствований обрекает софистику на внесистемность, замкнутость, театральность, отсутствие результативности. хотя бесспорно софистический метод развивает мышление, речь и полезен на школьном уровне.
Удар по софистике нанес Сократ , высмеяв никуда не ведущее умение тарахтеть без умолку на любую тему , четко проведя различие между искусством и сноровкой , а также указав на коммерческую составляющую софистики, как школу политического театра потребного толпе.Эти мысли Сократа актуальны по прежнему.
Суть игровой софистической логики хорошо показан в анекдоте, где софист спращивает Всемогущего и одновременно Всесильного Бога, сможет ли тот создать камень, который сам не сможет держать. Бог естественно отвечает, что да. Софист говорит - давай. Бог создет такой камень и роняет его на софиста. Софист в ужасе кричит и просит освободить его. Бог естественно отвечает, что не может.... В анекдоте скрыт инфрафизический ужас непроцессуального умствования ....
Теперь о софизме Воланда. Любой софизм фиксирует момент вне контекста процесса. Как например фотография.Так Воланд вне процессуального мышления ставит шпагу и фиксирует тень , требуя ее равнозначности к свету. Однако в процессуальном смысле шпага не гасит свет, она его только затмевает.Идет процесс затмения. В софистическом смысле - тень действительно равная альтернатива. В процессуальном - она лишь затмение. Шпагу отменить можно. . Солнце нельзя. Причем нельзя создать шпагу без энергетических излучений. Источник тени абсолютно зависим от света. и сама тень - лишь его отсутствие.По сути - теней не существет. Воланд знает об этом , именно поэтому впервые в этот момент теряет бесстрастие, проявляя раздражение и ярость. Софисты вообще не любят вовлечения в процессы ...
Так есть притча о мальчике , который сказал Солнцу, что есть тьма. Солнце удивилось и попросило показать. Мальчик повел Солнце в подвал. .. Ну и где же тьма - спросило Солнце ?
Наиболее интересен аргумент Воланда, в котором он с издевкой и опять таки фотографически рисует мир без теней, пытаясь оправдать зло творческим разнообразием. Здесь мы выходим на проблему происхождения зла. Тень - затмевающе вторична и производна от света. Так есть свобода и есть ее отсутствие. В творческом ( Божественном ) принципе свободы скрыт пародоксальный смысл отказа от него. Мы можем выбрать рабство и не творчество. Думаю роман "Мастер и Маргарита" Булгакова именно об этом.


Рецензии