Понтий Пилат и Ласточка в романе Михаила Булгакова

Последовательность упоминаний Ласточки в Библии и главе " Понтий Пилат" романа " Мастер и Маргарита"."

 1."и птичка находит себе жилье, и ласточка гнездо себе, где, положить птенцов своих у алтарей Твоих, Господи сил. Царь мой и Бог мой" (Пс 83:4)

" В это время в колоннаду стремительно влетела ласточка, сделала под золотым потолком круг, снизилась, чуть не задела острым крылом лица медной статуи в нише и скрылась за капителью колонны. Быть может, ей пришла мысль, вить там гнездо.
В течение ее полета в светлой теперь и легкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа по кличке Га-Ноцри, и состава преступления в нем не нашел."

Ласточка выбрала место для гнезда,Пилат решает спасти Иешуа. Это момент жизнеутверждения.

2 ." "Как воробей вспорхнет, как ласточка улетит, говорит Премудрый царь Израильский, так незаслуженное проклятие не сбудется" Притч 26:2

" Прокуратор удаляет Иешуа из Ершалаима и подвергает его заключению в Кесарии Стратоновой на Средиземном море, то есть именно там, где резиденция прокуратора.
Оставалось это продиктовать секретарю.
Крылья ласточки фыркнули над самой головой игемона, птица метнулась к чаше фонтана и вылетела на волю"

Ласточка, успокоенная, что "проклятие не сбудется" ,улетает.

3. "Как журавль, как ласточка издавал я звуки, тосковал как голубь.Уныло смотрели глаза мои к небу: Господи! душно, тесно мне; спаси меня. " (Ис 38:14 "

" – Молчать! – вскричал Пилат и бешеным взором проводил ласточку, опять впорхнувшую на балкон. – Ко мне! – крикнул Пилат.
И когда секретарь и конвой вернулись на свои места, Пилат объявил, что утверждает смертный приговор"

В Библии описывается тяжкая кончина царя Езекии и его предсмертный крик.
Пилат кричит в момент своей духовной смерти. Этим криком  он прогоняет ласточку, она пытлась вернуться, испуганная дурной переменой решения Пилата. Пилат кричит, заглушая свою совесть.Чуть позже Пилат говорит "убийце" Каифе --- "Тесно мне."

Данные цитаты опровергают странное предположение , которое есть в Сети -- якобы ласточка -- это Воланд.
Конечно Ласточка здесь символ доброй мысли, доброй вести, доброго помысла, жажду духовной пищи.Не случайно в христанской символике она обозначала Воскрешение. Возрожденческие художники избражали ее на христианских храмах.

Сборник "Любимые классики"


Рецензии