Тёмные времена - рецензия на фильм

Тёмные времена (Darkest Hour)
Великобритания, 2017
 Режиссёр – Джо Райт
Сценарист - Энтони МакКартен
В главной роли – Гари Олдман
Жанр - историко-биографическая военная драма
________________________

Такое ощущение, что Джо Райт и Кристофер Нолан сговорились: в один год сняли два совершенно разных фильма про одно и то же событие, случившееся в начале II Мировой войны - в мае 1940 года, и обе картины стали номинантками премии «Оскар-2018».

Операция под кодовым наименованием «Динамо» представляла собой массовую эвакуацию взятых в окружение военнослужащих британской армии и союзных частей с пляжа у города Дюнкерк во Франции, в ходе которой было спасено 338 тысяч человек. Благодаря ей, удалось сохранить личный состав британской армии, но что самое примечательное – в операции в массовом порядке принимали участие гражданские, именно они, откликнувшись на призыв правительства, пришли на выручку английской армии и союзникам. На их долю приходится половина всех спасённых с французского побережья.

Когда смотришь фильм «Дюнкерк» Кристофера Нолана, который показывает сам ход операции «Динамо» - в воздухе, на суше и на море, возникает невольное ощущение, что бойцы союзных частей оказались брошены своим правительством на произвол судьбы. Однако, и для английского парламента это было нелёгкое время, тёмное – подавляющее большинство представителей обеих Палат считало, что эвакуировать армию не удастся, поэтому остаётся лишь одно – подписать мирный договор с Гитлером. Только один человек в парламенте считал подписание подобного соглашения ("с головой в пасти тигра") равным катастрофе. И благодаря ему была спасена британская армия. Этот человек – Уинстон Черчилль. Именно о Черчилле, вернее, о коротком периоде его жизни (май-июнь 1940-го) снял свою картину Джо Райт. Таким образом, это тоже фильм о Дюнкерке, но события показаны с другого ракурса. Обе картины дополняют друг друга.

В начале мая премьер-министр Невилл Чемберлен (Рональд Пикап) вынужден подать в отставку. На его место прочат лорда Галифакса (Стивен Диллэйн), но тот не решается занять ответственную должность в столь сложный политический и военный момент. Остаётся всего одна кандидатура, а именно - сэра Уинстона Черчилля (Гари Олдман), против которого в парламенте выступают практически все, даже представители его собственной партии. Никто не верит в него, ему до сих пор вменяют в вину провал на Дарданеллах. Однако, 10 мая 1940 года он становится премьер-министром Великобритании. И начинает – один против всех – гнуть свою линию: необходимость спасать английскую армию не путём мирных переговоров, а жертвуя четырьмя тысячами солдат гарнизона в Кале, которые должны хотя бы ненадолго оттянуть на себя силы немцев.

Олдман сыграл не привычного нам по хронике и учебникам истории Черчилля-бульдога. Несмотря на то, что перед каждым съёмками актёр проводил по три часа в кресле гримёра-визажиста, он внешне на него похож весьма приближённо. Сперва только по непременному атрибуту образа Черчилля – сигаре – и понимаешь, кого именно играет неузнаваемый под толстым слоем грима Олдман. Но к концу фильма безоговорочно веришь в харизму этого смешного вздорного стареющего джентльмена. Олдман отлично исполнил свою роль.

Его Черчилль взрывной, горячий, стремительно мыслящий, неуживчивый, ершистый, зажигательный, в какой-то момент становится потерянным, сомневающимся, чуть ли не сломленным. Это в политике. А дома он взбалмошный сумасброд, но порой вдруг выглядывает чудаковатый симпатяга. Приближённые, секретарша Элизабет (Лили Джеймс) и коллеги-парламентарии, да мало того, сам король Георг VI, о котором был снят знаменитый фильм «Король говорит!» (его роль исполняет Бен Мендельсон), побаиваются его, но Черчилль умеет собирать "войска английского языка" и с их помощью побеждать чужие идеи, захватывать сердца и устанавливать свои правила. Он не любит лгать. Сказать правду, пусть самую неприятную, ему проще. Он не станет обманывать обречённых на гибель солдат в Кале. Но в некоторых ситуациях, если очень надо, он может и соврать, скрепя сердце - чтобы не убить надежду в народе в эти тёмные времена.

Кстати, тёмные времена, как это всегда и бывает, наступают не только в жизни людей, но и в их сердцах, мыслях, так что образ получился не совсем однозначный. На экране много тёмных помещений, узких коридоров, закоулков, некоторые сцены снимаются даже в туалете.

Джо Райт снял стильный британский исторический фильм, наводнив его юмористическими и даже саркастическими сценами, что, в общем, опасно в режиссуре – стиль легко потерять, если режиссёру (а это случается и с самыми маститыми) откажет чувство меры. Но юмор, иногда совершенно площадной, вписался в картину абсолютно органично. Композиция выверена идеально. 9,5 из 11


Рецензии