Стихи на уроках зоологии. Костистые рыбы

     В статье обосновывается целесообразность использования педагогом поэтических произведений о животных при обучении школьников зоологии. Приводятся методические рекомендации для учителя, стихотворные тексты, вопросы к ним для школьников, краткие ответы  на поставленные вопросы. Все имеющиеся в статье поэтические произведения написаны ее автором и опробованы им в личной педагогической практике.

           В настоящее время уже не вызывает сомнения, что методически грамотное использование художественных текстов на уроках и во внеклассной работе по биологии может быть весьма полезным в педагогическом отношении.  В одной из своих статей, опубликованных в журнале «Биология в школе», С.В. Суматохин справедливо указывает на то, что художественный стиль и язык словесного искусства литературы воздействуют на воображение и чувства читателя; характеризуются образностью, эмоциональностью. Знакомство школьников с произведениями художественной литературы, содержащими описания биологических объектов и явлений, способствует развитию у детей любви к живому, формированию  у них интереса к изучению природы [7]. Кроме того,  чтение и обсуждение художественных (в том числе поэтических) произведений на уроках и кружковых занятиях позволяют заметно активизировать познавательную деятельность школьников.
 
     На педагогическую эффективность использования поэтических произведений указывают и другие авторы, работающие в области методики обучения биологии. Г.Е. Окунева отмечает, что стихотворные тексты, посвященные биологической тематике, могут служить развитию аналитических способностей, творческого воображения, образной речи учащихся, выработке у них устойчивого внимания. Они помогают развитию образно-логического мышления и, воздействуя на эмоции детей, повышают интерес к изучаемому предмету, способствуя развитию мотивации [6].   Методика работы со стихотворными текстами при организации познавательной деятельности школьников  также была всесторонне  рассмотрена в  публикации Г.Е. Окуневой применительно к урокам анатомии человека. Этот материал, со ссылкой на данного автора, приводится в моей более ранней статье [3].

     При работе с поэтическими произведениями на уроках и при проведении внеклассных занятий могут быть использованы  иллюстрации из учебника, дополнительной литературы, а также фотографии, заимствованные педагогом из сети Интернет и представленные в виде компьютерной презентации.  Очень желательно также, чтобы к каждому стихотворению  учителем были заранее продуманы вопросы и задания для  школьников. Впрочем, как показывает моя личная практика, вопросы к тексту  стихотворения успешно составляют и сами учащиеся. Безусловно, это побуждает школьников к самостоятельной творческой деятельности. Важно понимать, что работа со стихотворными текстами может эффективно применяться  как при первоначальном восприятии школьниками  материала,  так и при его детальном изучении, закреплении и повторении знаний, организации взаимоконтроля и самоконтроля. В данном процессе учащимися эффективно усваиваются и отрабатываются  разнообразные приемы познавательной деятельности. Очевидно, что это способствует развитию  мышления у школьников.

     К сожалению, приходится констатировать,  что грамотных в биологическом отношении, занимательных по форме и интересных по своему содержанию поэтических текстов о животных  для  учащихся седьмых классов  по-прежнему очень мало. В этой связи автор данной статьи поставил перед собой вполне конкретную задачу -  создать  «энциклопедию» о животных в стихах для школьников названной выше возрастной группы.  Мною лично было написано около 150 стихотворений, посвященных представителям разных систематических групп беспозвоночных и позвоночных животных.

     В концепцию  написания большинства стихотворений  входили:
     1. Биологическая информация, подлежащая усвоению.
     2.  Интересная сюжетная линия.
     3. Философская идея.
     4. Эмоциональный посыл.

    Ниже приводятся примеры этих стихотворений, вопросы для их обсуждения с учащимися, краткие ответы на них.

 
             Налим

     Днем почти неуловим
     Обитатель дна налим.
     Он угрюм, совсем не трус,
     И один имеет ус!

Удивлен я сей "находке" -
Ус растет на "подбородке"!
У него большая пасть,
Чтобы вдруг, врасплох напасть,

     И тогда кровавый пир
     Взбудоражит водный мир!
     Жертву съест он целиком -
     Вмиг проглотит, а потом -

Ляжет снова он на дно
Длинный, тихий, как бревно,
И спокойно будет спать,
Чтоб голодным стать опять!

     Так живет налим в реке,
     А сестрица - вдалеке,
     И зовут ее треска!
     Ночью снова ест тоска,

Что ее не помнит брат.
Но налим не виноват -
С каждым может так случиться -
Затянула "заграница"...

     Вспомнить предки лишь могли бы,
     Что он был морскою рыбой,
     А затем лишь начал век
     Коротать свой в устьях рек!

Но в реке налим наш вскоре
"Вспомнит" о холодном море.
Он студеной рад поре -
Нерестится в феврале!

                Обсуждение стихотворения с учащимися

     1. На кого может  охотиться налим, живущий  в реке?
     2. Есть ли ус на нижней части головного отдела у трески? Почему вы так думаете?
     3. Какие еще виды рыб, относящиеся к  отряду Трескообразные,  вам известны?
     4. Что такое «устье реки»?
     5. В чем заключается необычность процесса размножения налима?

                Краткие ответы на вопросы

     Основная пища налима – представители различных видов рыб. Часто охотится он и на молодь своего вида, являясь, таким образом,  каннибалом. Нападение на потенциальную добычу обычно осуществляется налимом вблизи дна водоема, «из засады».

     У трески тоже есть ус «на подбородке», т.к. это является характерным признаком Трескообразных.

     К Трескообразным, кроме названных уже налима и трески, относятся также  навага, пикша, путассу, минтай.

    Устьем реки, применительно к тексту стихотворения,  называется место впадения ее в море.

     Необычность процесса размножения налима заключается в том, что  его нерест начинается в зимнее время. Представители других видов наших речных рыб нерестятся весной или летом.

 
       Золотая рыбка

     Эта рыбка хороша!
     Я в восторге! Чуть дыша,
     У пруда давно стою
     И себя не узнаю!

Вечно я бегу, спешу,
Развлечений не прошу,
Но от этой красоты
Не уйдем ни я, ни ты!

     Бесподобные вуали
     Всех давно очаровали -
     Ведь такие плавники
     И прекрасны, и легки!

Восхищают форма, цвет -
Их в природе дикой нет!
Вы ответить мне могли бы,
Кто же предок этой рыбы?

     Может, яркая Жар-птица
     Стала вдруг в воде ютиться?
     Кто поверил на минутку?
     Нет, конечно, это шутка!

Может ты - от Солнца луч,
Что пробился между туч?
Нет, увы! Опять ошибка!
Кто твой предок, чудо-рыбка?!

     Не найдете вы ответа?
     И идей у вас уж нету?
     Вам "задачка" не далась?
     Предок у нее - карась!

Знаю точно: с давних пор
Человек ведет отбор,
Сохраняя только тех,
Кто сулит ему успех.

     Я уверен - вы смогли бы!
     Сотворите чудо-рыбу!

                Обсуждение стихотворения с учащимися

     1. К какому отряду относится золотая рыбка, являющаяся близким родственником карася? Назовите еще нескольких представителей этого отряда.
     2. Как вы думаете: какие проблемы возникли бы у золотой рыбки при ее жизни в природном водоеме, учитывая тот факт, что она обладает очень яркой окраской и длинными вуалевыми плавниками?
     3. Каким бы вы назвали отбор, который проводит человек в отношении золотых рыбок: искусственным или естественным?  Почему вы так думаете?
     4. В потомстве карасей иногда встречаются рыбки с несколько удлиненными плавниками и чуть более яркой, чем обычно, окраской. Как вы думаете: так проявляется наследственность или изменчивость? Почему?
     5. Новые признаки, возникшие у карасей  (удлиненные плавники, особенно яркая окраска, укороченное тело) могут сохраняться из поколения в поколение.  Как бы вы назвали это свойство  организма?

                Краткие ответы на вопросы

     Золотая рыбка относится к отряду Карпообразные. В эту же систематическую группу включены, например, плотва, лещ, сазан, линь, вобла и многие другие.  Золотая рыбка не могла бы выжить в дикой природе. Ведь ее окраска хорошо заметна даже с довольно большого расстояния; она не маскирует рыбу на фоне дна, воды или водных растений. Кроме того, толстое короткое тело и слишком длинные плавники мешают быстро плавать. Поэтому в природном водоеме именно золотая рыбка (например,  вуалехвост) раньше других была бы съедена щукой или другой хищной рыбой.
 
   Отбор, который проводит человек с золотыми рыбками, называется искусственным. Он осуществляется в специально созданных для этого условиях. Естественный отбор происходит в дикой природе под действием ее сил.

    Новые признаки появляются у карасей и выведенных из них золотых рыбок в результате изменчивости. Их сохранение в ряду поколений определяется наследственностью.
 
           Пиранья

     Сегодня, ясным утром ранним,
     Плыву в реке, где есть пираньи...
     Зачем я в эту воду влез?
     Проспорил жизнь! Попутал бес!

Вот стая их ко мне подходит;
Опять вокруг, как волки, бродят,
Но вдруг "растаяли" они -
Мне подарили жизни дни!

    На берег вышел, счастлив я -
    Жизнь в безопасности моя!
    Имею чемпионский вид!
    Я для пираний ядовит?
    Убийцы в час рожденья дня
    Совсем не тронули  меня!

Прочел про них немало книг,
В которых истину постиг...
Иллюзии прошли, как сны -
Не все пираньи так хищны!
               
                Обсуждение стихотворения с учащимися

     1. На карте какого материка нужно искать реку, в которой плавал герой стихотворения?
     2. Почему многие рыбы, в том числе и пираньи, ведут стайный образ жизни?
     3. Что вам известно о пираньях их  различных источников информации?
     4. Для каких животных могут быть опасны пираньи?
     5. Почему пираньи не тронули литературного героя этого произведения?

                Краткие ответы на вопросы

     Пираньи живут в реках Южной Америки. Стайный образ жизни помогает им быстро одолеть даже крупную добычу. Кроме того, в стае  можно спрятаться от потенциального врага, легче найти нужного для размножения партнера.

     Пираньи славятся своей кровожадностью. Зубы у них острые как бритва. Стая пираний уничтожает самых различных животных (рыб, птиц; млекопитающих разных размеров,  включая самых крупных). Нередки случаи нападения на человека.
 
     Оказывается, существуют виды пираний, представители которых являются преимущественно растительноядными видами, поэтому их можно отнести к достаточно мирным рыбам. Вероятно, поэтому наш литературный герой остался в живых…
 
                Щука

     Замерла! "Висит" без звука
     В зарослях большая щука...
     Видно, очень голодна.
     Так охотится она.

Заприметила рыбешку,
Ближе подплыла немножко...
А затем - бросок вперед,
И схватила рыбку в рот!
Как ужасна эта пасть!
Как легко в нее попасть...

                Обсуждение стихотворения с учащимися

     1. Как удается щуке «висеть» в толще воды практически без движения?
     2. О чем «говорят» крупные размеры щуки из нашего стихотворения?
     3. Почему щука сразу же не бросается к замеченной рыбе, а сначала замирает или медленно подплывает ближе?
     4. Почему пойманной щукой рыбе трудно вырваться из ее челюстей?

                Краткие ответы на вопросы

     Щука, как и многие другие рыбы, обладает плавательным пузырем, содержащим в себе необходимое в данный момент  количество воздуха.  По существу, это «поплавок» больших или меньших размеров, позволяющий без дополнительных усилий находиться в том или ином слое воды.  Корректировка же положения в пространстве осуществляется плавниками.

    Крупные размеры «литературной героини»  - доказательство ее долгой жизни, а также – изобилия рыбы, которая могла служить кормом хищнице на протяжении многих лет.  Можно также предположить, что эта щука ранее истребила всех своих конкурентов, и поэтому благоденствует в данной части  водоема.

     Затаившаяся или медленно подкрадывающаяся к будущей жертве  щука малозаметна и поэтому может быть обнаружена в самый последний момент, когда уже будет поздно…
   Из челюстей щуки вырваться почти невозможно, т.к. их мускулатура очень мощна, а сами челюсти усеяны расположенными в несколько рядов и загнутыми назад зубами.

 
        Лосось

О камни бьет мои бока
Весьма жестокая река,
Но я упорно вверх плыву -
Упрямцем среди рыб слыву!

Меня инстинкт влечет вперед,
Свободы действий не дает,
И все короче жизни срок...
Как нужен мне реки исток!

Уж путь как будто недалек.
Я отложу икру в песок,
Остаток сил любви отдам,
И жизнь меня покинет там...

Еще прыжок, еще рывок -
И я у цели уж почти!
Но будто бы жестокий рок
Стоит стеною на пути...

Медведь, увы, меня ловчей!
Плывет по речке чешуя...
В ловушке мощных челюстей
Затрепетала жизнь моя...

                Обсуждение стихотворения с учащимися

     1. Что такое инстинкт?
     2. Почему лососю нужно отложить икру именно у истоков реки?
     3. Что позволяет лососю долгое время преодолевать быстрое течение реки?
     4. Какую биологическую роль играет гибель взрослых лососей после окончания периода размножения?
     5. Почему в строго определенный период времени из года в год медведи переключаются именно на ловлю лососей?

                Краткие ответы на вопросы

     Инстинкт – это строго определенная последовательность безусловных рефлексов, которая позволяет животному добиться того или иного важного для него жизненного результата. Инстинктивная деятельность самим животным не осознается и существенно им не корректируется.

     Вода у истоков реки особенно чиста, содержит большое количество кислорода. Возможно, нерестовые миграции взрослых рыб связаны и с какими-то малоизвестными нам причинами.

     Преодолевать быстрое течение реки лососю помогают мощная мускулатура, сравнительно активный обмен веществ, обтекаемая форма тела, удивительное упрямство при движении к неосознаваемой им цели.

     Погибшие после окончания периода размножения тела взрослых рыб разлагаются под действием бурно размножающихся бактерий. Ими, в свою очередь, питаются представители разных видов простейших (в частности – инфузорий). Их поедают стремительно размножающиеся в этих условиях мелкие ракообразные. В дальнейшем эти мелкие организмы будут служить пищей для мальков лосося. Таким образом, смерть взрослых особей после окончания икрометания «прокладывает дорогу» для юных потомков…

     В следующих статьях  мы познакомим учителей-биологов с другими  стихотворениями о животных, предназначенными для работы с учащимися седьмых классов. Как и в этой статье, педагогам-практикам будут предложены методические материалы, которые позволят  организовать эффективную мыслительную деятельность школьников  при обсуждении ими содержания стихотворений.

                ЛИТЕРАТУРА

     1. Брем А. Жизнь животных. – М.: Эксмо, 2003.
     2. Губин А.И. Мир животных. – М.: Издательство Мир книги, 2007.
     3. Кулев А.В. Стихотворные тексты на уроках зоологии. Простейшие, кишечнополостные, черви //  Электронное приложение к журналу Биология в школе. - 2017. - №8.
     4. МЕГАЭнциклопедия. Животные. Пер. с англ. – М.: Эксмо, 2010.
     5. Нидон. К., Петерман И., Шеффель П., Шайба Б. Растения и животные: Руководство для натуралиста. Пер. с нем. – М.: Мир, 1991.
     6. Окунева Г. Е.  Познай себя! Стихотворные тексты к урокам анатомии: Учебно-методическое пособие. – СПб.:  СПб АППО, 2006.
     7. Суматохин С.В. Чтение и понимание текста при обучении биологи // Биология в школе. – 2012. - № 6.
     8. Суматохин С.В. Виды чтения при обучении биологии  // Биология в школе. – 2012. - № 7.
     9. Хадорн Э., Вернер Р. Общая зоология: Пер. с нем. – М.: Мир, 1989.


               


Рецензии
Понравилось- и стихи и проза. В список литературы добавил бы Аксакова. Его заметки об ужении - пласт культуры, который грех не использовать наряду с учебниками. Успехов

Юрий Панов 2   17.06.2018 03:35     Заявить о нарушении
Юрий, добрый день! Благодарю за отзыв, совет и пожелание. Удачи Вам и отличного настроения, в том числе творческого! С уважением, Александр.

Александр Кулев   17.06.2018 11:28   Заявить о нарушении