Моряк с Пожарского

                М О Р Я К       С      «П О Ж А Р С К О Г О».


«На  просторе  волны  пляшут,
норовят  лизнуть  бушлаты,
С  моряками  вместе  -пашут-
Салажата, салажата!»

Матрос – первогодок – Мишка  Баранов, призванный  служить  на  флот  из  глухой  российской  деревни, где  и  речки – то  даже  не  было, попал  сразу  на  большой  корабль – броненосный  батарейный  фрегат  «Князь  Пожарский»  Балтийского  флота. Широко  раскрытыми  глазами  и  с  нескрываемым  страхом  смотрел  он  на  стоящий  в  бухте  корабль, а  когда  ступил  на  его  палубу, то  и  вовсе  потерял  дар  речи.

«Не  робей, -желторотый-! – обратился  к  нему  плечистый  и  смуглый  высокий  моряк, - много  лет  назад  я  был  таким же, как  и  ты, когда  впервые  пришёл  на  эту  посудину. Так  и  ты  обвыкнешь, если  будешь  стараться!»

Позднее  Мишка  узнал  от  сослуживцев  об  этом, пользующемся  на  корабле  большим  авторитетом, старом  «морском  волке», боцмане  Георгие  Евдокимовиче  Рыба.  Необычная  фамилия  полностью  соответствовала  обладателю  ею – на  корабле  он  действительно  чувствовал  себя, как  рыба  в  воде, будучи  на  палубе  полноправным  хозяином. Цыган  Георгий  пришёл  на  флот  волонтёром, попал  на  фрегат  «Князь  Пожарский»  и  уже  не  расставался  с  ним, ходил  в  походы, воспитывал  и  обучал  молодых  матросов  и  кадетов  премудростям  морской  науки.

В  боцманской  команде, куда  определили  Мишку, первым  делом, которое  он  должен  был  хорошо  освоить – научиться  прочно  и  шустро  бегать  по  зыбкой  палубе, иными  словами, встать  на  «морские  ноги», чтобы  во  время  сильной  качки  или  шторма  не  вылететь  за  борт. За  свою  медлительность  и  нерасторопность  он  нередко  получал  от  боцмана  «подбадривающие»  удары  «линька» - смолёной  верёвки  с  узелком  «кнопом». Труднее  было  с  ориентированием  и  постижением  парусно – такелажной  терминологии («Князь  Пожарский»  помимо  паровой  машины  нёс  парусное  вооружение  с  большой  площадью).
Как – то  поначалу  по  указке  боцмана  Мишка  был  отправлен  на  «клотик  пить  чай», и  бедняге  безуспешно  пришлось  обегать  весь  корабль, снести  насмешки  команды, узнав, наконец, что  клотиком  зовётся  самая  крайняя  оконечность  мачты  и  ни  о  каком  чае  на  ней  не  может  быть  и  речи.
Тяжело  постигал  Мишка  название  и  назначение  частей  рангоута, часто  заблуждался  среди  такелажа: брасов, топетантов, горденей, гитовов, шкотов  и  других  бесчисленных  частей, но  этому  необходимо  было  учиться. Самым  настоящим  испытанием  являлось  акробатическое  карабканье  по  снастям, когда  нередко  захватывало  дух  от  большой  высоты  при  работе  с  парусами.

Постепенно  Мишка  буквально  врастал  в  морскую  профессию  боцмана, креп  и  мужал, брал  пример  с  наставника  Рыба. Теперь  он  мог  правильно  выполнять  самые  разные  работы – тянуть, двигать, поднимать, выбирать  слабину, вращать  шпиль.

В  короткие  часы  отдыха, после  ужина, свободные  от  вахт  матросы  собирались  на  баке  вокруг  боцмана, чтобы  послушать  его  рассказы, от  которых  веяло  романтикой  былых  морских  походов, о  морских  приметах  и  суевериях. Из  этих  разговоров  черпал  и  пополнял  свои  знания  о  морской  жизни  Мишка  Баранов, а  после, в  своём  кубрике, он  аккуратно  помещал  в  заведённую  тетрадку  услышанное  на  баке. Вот  некоторые  из  его  записей:

«Чайки  летают  вокруг  корабля, как  им  угодно, но  всегда  их  поведение, независимо  от  высоты  полёта, предвещает  непогоду.
Скрип  гафеля  считается  верным  признаком  благоприятного  ветра.
Дрожание  фалиней, наоборот, предвещает  штиль.
Буруны, перекатывающиеся  через  палубу  с  определённым  характерным  звуком,  предсказывают  окончание  шторма……………………..»

Через  три  года  службы  Мишка  Баранов  из  робкого, неуклюжего  деревенского  парня  превратился  в  крепкого  коренастого  моряка  с  лицом, продубленным  ветром, морской  солью  и  солнцем, при  бакенбардах  и  усах.

«Князь  Пожарский» - корабль, на  котором  служили  Г. Рыба  и  М. Баранов, переквалифицировали  в  крейсер  1  ранга, а  затем, в  учебное  судно. К  великому  сожалению      всей  команды  он  был  передан  Свеаборгскому  порту, встав  на  стоянку, как  «Блокшив  №-1»  и  использовался  в  качестве  плавказармы  для  команд  миноносцев  2 – й  Минной  дивизии.

Отдавая  честь  своему  кораблю, прощаясь  с  ним, сошли  на  берег  боцман  Г. Рыба  и  матрос  М. Баранов. Георгий  Евдокимович  впоследствии  стал  старшим  боцманом  Свеаборгского  флотского  полуэкипажа, уволившись  в  чине  поручика, а  Мишка  Баранов  получил  назначение  боцманом  на  другой  корабль, где  дослужил  оставшиеся  годы, всегда  с  благодарностью  и  теплом  вспоминая  своего  учителя.

Примечания:  Гафель – наклонное  рангоутное  дерево, поднимаемое  на  мачте  и  упирающееся  в  неё  пяткой.
                Фалинь – трос  или  канат, которым  гребное  судно  привязывается  к  кораблю.
                Блокшив – судно, оставленное  в  гавани  и  используемое  для  помещений – склада, казармы  или  лазарета.

17  июня  2018  г.                Вячеслав  Прытков. 

               


Рецензии