ГОЙЯ

ГОЙЯ
1766 год. Рим.
    Франциско стоит посреди Сикстинской капеллы.. разглядывает фрески великого Микеланджело, и думает о вечности:
" Знал ли Буонаротти о том..какая слава его ждет после смерти?..знал. Он и при жизни был велик..интересовала его слава?...несомненно, это видно по его стихам. Мучился ли мыслью, что его жажда славы идет под руку с гордыней?..не сомневаюсь...так не от лукавого ли твой рогатый Моисей скульптор? Нужны ли мне все эти терзания-вечные спутники земного величия?...нужны! Не пахнет ли все это сделкой с Сатаной? Эх Микеланджело...если у тебя был контракт с падшим ангелом, иль с Богом...позволь хоть глазком взглянуть?"
Свиток появляется на потолке капеллы в руке дающей, падает в руку берущую, та не удерживает его, и роняет на голову Франциско., и рикошетом отлетает в его руки. Он разворачивает свиток...читает бегущую строку, постепенно проявляющуюся прямо у него на глазах:
"Тварь ли я дрожащая..или просто тварь?(нет лучше: или право имею?)....(строка вдруг исчезает..а заместо нее появляются такие слова--извини парень..это не тебе...но если мимо пробежит студент с топором..передай ему эти слова...сейчас..подожди..подумаю..что тебе-то сказать???..слушай..пока я здесь думаю, сядь на ступеньки и жди студента с топором..тощий такой...взъерошенный..только не уходи никуда..здесь зона уверенного доступа..."
--Чччегоо?
--Связь говорю хорошая..сиди и жди !
Франциско сел.
В капеллу забегает группа русских туристов во главе с всклокоченным гидом, с микрофоном наперевес...:
--Студента с топором не видели?--спросил у гида Франциско.
Гид отрицательно помотал головой.
--Может у тебя топор есть?
--Неа--говорит гид--у меня есть кое-что поубойнее-пятьдесят почемучек, крышу снесут кому угодно..похлеще топора...одолжить парочку?
              Франциско, неожиданно для себя кивнул. В то же мгновение ему выделили семейную пару из Урюпинска...и молодой художник  заговорил голосом Левитана:
--Тварь ли я дрожащая, или право имею?
--А причем здесь Родион Раскольников--изумленно спросила женщина.
--Ага(!)...значит мужика с топором зовут Родион!
--Вы по делу начинайте говорить--раздраженно проворчал муж женщины.
Франциско вновь разворачивает свиток..проникновенно читает с него:
--Уважаемые дамы и господа..приносим вам свои извинения..дело в том...что в Небесной канцелярии в отделе времени, временно случился временной сбой..придется повременить..уф..короче..если мимо промчится конница Чингизхана..соблюдайте спокойствие..просто встаньте вдоль стен капеллы..и берегите головы от сабельных ударов..они..кхм..малость болезненны...
--А если тиранозавр с потолка свалится?--усмехнулся муж.
Франциско вновь уставился в свиток в поисках подсказки:
--Тогда он переломает ноги..здесь высоко..
--Довольно уже!--возмутилась женьщина--рассказывайте про творчество Микеланджело...
--Это я могу--воодушевился Франциско..сворачивая свиток--бабник..жизнелюб..творил, подогреваемый низменными страстями, со страхом взирая на небеса..потому и ваял, писал на божественные темы... Его образы чисты и непорочны,но, будто в любой момент готовы пожурить незадачливого скульптора за его гордыню...
--Почему такой вывод?
---Я сам такой--пожал плечами Франциско--и здесь я пришел за советом к моему великому учителю..
--Эх ты--засмеялся муж--прямо Эль Греко какой-то...
--Почему Эль Греко?--обиделся Франциско--я Гойя.
--Тогда почему не глухой?--спросила дама.
--Так молод еще..посмотри на него--ответил ей муж.
--Я что..оглохну потом?--с испугом спросил Гойя.
--Нее--тебе это не грозит..какой из тебя Гойя? --заявил муж---Это так же возможно , как и нашествие орд Чингизхана на эту капеллу.
      Сзади мужика похлопал по плечу раскосый средневековый воин в богато украшенных доспехах..
--Слышь чувак..мужика с топором не видел?
--А ты то еще кто?--ошарашенно пролепетал мужчина.
--Бату-хан.
--А где Чингизхан?
--Умер 15 лет назад...садись...почтим его память..
--А гид наш кто?
--Гойя.
     Франциско подходит к скорбящему по деду Бату-хану, и спрашивает:
--Может твоя сабля вместо топора сгодится?
--Попробуй--Бату снимает пояс с саблей и протягивает его Гойе.
  Художник с интересом разглядывает оружие, и спрашивает:

--А если ее в космос забросить?
--Найдет себе орбиту, и будет вращаться вокруг земли—пожал плечами Бату-хан.

Франциско вытягивает оружие из ножен и кричит:
--Тварь я дрожащая..или право имею?
      В это момент с потолка падает тиранозавр, ломает ноги(как и было напророчено)..натыкается горлом на оголенную саблю..и говорит в конвульсиях:
--Не парься чувак..не заморачивайся всякой достоевщиной...просто твори..дабы было что вспомнить...
На следующее утро Гоя встал с кровати с просветленной головой, и долго не мог понять, приснился ли ему вчерашний день, или все случилось на самом деле, но в мозгу, как заклинание, светилась фраза: «Не парься чувак!».

Вечером того же дня Гойя делает попытку похищения из монастыря прекрасной Жозевины, но неудачно, по этой причине спешно покидает Рим...

Пэ. Эсс.: в 2018-м году, в одном из бункеров музея современного искусства в Барбате(Испания) повесили старую картину неизвестного автора(экспертиза показала, что ей более двухсот лет)....на ней была изображена Сикстинская капелла изнутри, посреди которой лежал Тиранозавр, окруженный толпой туристов в современной одежде; молодой парень, одетый по моде 18-го века....и Бату-хан.... В левом нижнем углу надпись: « в ожидании студента с топором».




Андрей Малажский (да ничего я не курил).


Рецензии