Голубые озёра 2018г

2018г.
Была весна, конец апреля, горящая соцпутёвка в «Голубые озёра», что в 50 км от Великих Луг, в руках, погода пасмурная, но без дождя. Заказала погоду до 13 мая и отчалила от Москвы.
В кассе говорили, что билетов вообще нет, но одна полка у туалета в купе осталась. Однако до Великих Луг так и остались пустыми верхние полки, а на нижнюю поселился молодой симпатичный мужчина с одним ноутбуком в руках. Немного поработав в ноутбуке, блаженно растянулся . Я, что для меня естественно, задала несколько вопросиков, так из любопытства. Мол куда едет без чемодана и даже сумки… Оказалось Валера ехал забрать в отремонтированную квартиру жену и дочку от мамы.
Под стук колёс мы быстро заснули, но только я окунулась в безмятежный сон, как громкий храп сначала напугал своей неожиданностью, а потом и разбудил. Только после ухода Валеры через 4 часа я вновь заснула уже до конца поездки и успела выспаться.
За окном дождь хлещет… Я посетовала на небеса, что не услышали просьбы, накинула рыбацкий плащ и вышла на перрон. К моему удивлению дождь прекратился и уже до самого конца отдыха, если и шёл, то только ночью.
В автобусе, который с осторожностью вёз свой престарелый груз, я наслаждалась первой травкой и даже цветочками вдоль дороги. Берёзы уже в зеленоватом облаке от лопнувших почек на фоне тёмных елей смотрелись красиво и нежно.
Санаторий встретил солнцем и улыбками персонала. Поселили на 1 этаж. Я и не возражала. В прошлый раз лифт частенько ломался. Да и вмещал свободно только двух старушек приятной полноты.
Соседкой оказалась 65 летняя верующая женщина. Споры наши не дошли до  личных оскорблений, поскольку у неё болели колени и вообще всё, а у меня опять защемился грыжей седалищный нерв.  Нам было не до ссор. Она умнее меня и вовремя уходила с палками гулять, укреплять мышцы. В общем, жили дружно, стараясь уступать друг другу. Нина через 2 недели заскучала по курочкам, кошечкам и собачкам, оставленным на даче, а я по своим цветочкам.
Она очень дисциплинированная и не пропускала ни одной процедуры, назначенные терапевтом. Я посещала только те, которые мне нравились, попробовав почти все назначенные и не назначенные.
В столовой собирался весь «бомонд». Меня порадовали своим внешним видом пенсионеры. Женщины одеты со вкусом и не уступали француженкам. Мужички поскромнее, но с горящими глазами. Даже еле передвигающие ноги старались флиртовать.
Заезды и отъезды были ежедневно и ежедневно менялись лица и пары.
Интернет был только в кафе, там-то я и наблюдала трагикомедии. Да не буду о них, все романы заканчивались  слезами разлуки или проклятьями, узнав, что партнёры не совсем свободны. Расставались и новые романчики возникали сами собой после первого же танцевального вечера.
В танцзале к 9 часам было уже много народу. Все переминались с ноги на ногу, стараясь попасть в ритм. Было и смешно, и грустно. После объявления белого танца мужички, ещё не оприходованные, срывались и убегали, боясь, что их пригласят. И не зря боялись. К ним наперегонки уже направлялись 3-4 «девушки». Я уходила тоже, посмотрев наряды вновь прибывших.  Духота выгоняла на свежий сосновый воздух.
Неожиданно трава и цветы будто проснулись и попёрли ввысь и ширь. Зазеленели молодыми блестящими листочками лиственные породы, и ели украсились новыми побегами с малюсенькими жёлтыми шишечками. Стояли, будто украшенные бусинками. А через неделю зацвёл пышным цветом яблоневый сад. Скамеечки не пустовали. Всем хотелось сфотографироваться на фоне склонённых цветущих веток.
Озеро манило своей чистотой и прохладой. На пляже уже загорали и прилично загорели и мужчины, и женщины. Немногие, но купались. Я удержалась с трудом. А когда меня облепили комары, я и вовсе отказалась от этой процедуры. Наслаждалась плаванием в бассейне. Он малюсенький.  Двум пловцам ещё можно разойтись, а остальные , держась за поручни барахтались у кромок. Удовольствия не хватало, и я забросила и бассейн, поменяв на блаженство в ванной с пузырьками с какой-то полезной водой. Воды мне хватало не на всю. Грудь и живот приходилось ополаскивать принудительно …  Залезала в ванну я вполне прилично, но вылезала еле-еле, постоянно поскальзываясь, на вроде бы не скользкой деревянной решётчатой доске. Жирным телом плюхалась в исходное положение, пока сумела перевернуться на колени, встать и вылезть. Было смешно…
По выходным перед ужином приходил баянист и начиналось веселье  с частушками, старыми любимыми песнями… приносили дополнительные скамейки и просто стояли и подпевали. Всегда находился тот, кто знал до конца песню. А остальные звонко и радостно подпевали припев.
Мои знакомцы.
Нина.
Моя соседка по номеру была обычно с грустным выражением лица. Разговорившись о прошлом, она с грустью поведала, что ничего хорошего ей и не вспомнить. Мужа очень любила, хотя знала, что он не любил её, изменял, пил … Работа, дом, дети, хозяйство в деревне, оставшееся после родителей. Выручала церковь, куда она частенько заходила поплакать перед иконами, прося о терпении. С трудом, но отстаивала молебен …  исповедовалась, причащалась, просила у бога помощи, награды терпением …  Сын вырос и отпочковался, навещает  редко. Дочь с мужем и детьми живёт с ней в маленькой двушке, тоже с проблемами. Внучки бабушку любят и скучают. В разговоре с ними она нежна и весела …  Переехала жить в деревенский дом, чтобы дочери было свободнее с тремя детьми, завела огород, трёх кошек , скоро будут котята, две подобранные собаки, куры… дочь обещала приезжать кормить живность, но так и не собралась. Выручает соседка, а у Нины  душа вся изболелась. Потому и ходит грустная.  Даже слегла с температурой и страшным кашлем на 4 дня. Врач посоветовала обратиться к психологу. От него Нина пришла будто из церкви, улыбающаяся и просветлённая.
- Она мне посоветовала, что и ты, закрыть старую книгу, как прочитанную и жить на сегодняшней странице новой книги, а она и правда полна приятностей. Хотя конец и известен, но что ещё предстоит прочесть, интересно же. Не буду больше с палками ходить. Колени стали ещё больше болеть. А мышцы у меня всегда были сильными. Приеду, натренируюсь в огороде, да с живностью… 
Елена Максимовна
На себя сразу  обратила внимание женщина лет 85. Громкая, весёлая,  мурлыкающая себе под нос какую-нибудь песенку. Целыми днями выхаживала с палками по дорожкам санатория. Её светлый, яркий, всегда в блёстках наряд был виден издалека. Парик аккуратно причёсан, серьги, кольца, браслеты, бусы , как и одежда менялись ежедневно. Частенько она включала свой маленький плеер и старалась организовать хоровое пение. Не всем это нравилось и вскоре многие стали уходить с насиженных мест, молча, чтобы не обижать старушку. Потом она стала спрашивать разрешения, но всем хотелось слушать трели птиц больше, чем песни. За ней приехал внук, а может уже и правнук на машине, погрузил два огромных чемодана, и повёз домой.
Валера и Лариса.
Эта пара привлекла внимание всех отдыхающих. Моложавая женщина аккуратно возила в коляске мужчину, казалось намного старше её. Окружающие гадали кто она ему, дочь, сиделка, жена, но стеснялись спросить и  побеспокоить вопросами. И вот однажды Лариса, так звали женщину, попросила присмотреть за мужем, пока она принесёт ему воду из бювета. Так я узнала, что Лариса – жена.
Лариса напоила мужа и присела рядом.
- Сейчас немного отдохну и будем «ходить», ему надо ноги разрабатывать. Он молодец, уже почти «ходит».
Она подвинула к самым ногам мужа ходунки и помогла встать с кресла. Потом словами направляла, какую ногу надо продвигать и куда ставить. Через несколько шагов Валера уже сам потихонечку «доходил» до следующей скамейки. Потом отдых и так далее по аллеям до следующего приёма пищи. Погода тёплая, располагающая к прогулкам.
На следующий день она уже сама присела , увидев меня и разговорились…
- Восстанавливаетесь после аварии?
- Валера давно пережил аварию …  Кости ног срослись, сразу вышел на работу, не мог без работы и своих студентов. Он математик, преподавал в ВУЗе … Потом вновь заболел, диагностировали рак лёгкого, удалили правое лёгкое… Химиотерапию пережил, но потом обнаружили метастазы в мозге. Облучение и вновь химия… После неё - ремиссия, появилась надежда, даже пытался читать лекции, но скоро стало понятно, что мозг необратимо умирает. Вот уже 5 лет мы в таком состоянии. Деменция усиливается. Иногда «ругается» на меня, а потом опять где-то в своём мире, по ту сторону  бытия.
- При всём при этом вы так хорошо выглядите и совсем не вызываете чувство жалости.
- Меня просто убивают жалостливые взгляды. А вы всегда к нам с улыбкой… Я же на 15 лет моложе Валеры. У нас двое сыновей и дочка – медик, хорошо помогает мне .  У нас дружная семья. Одной бы мне не справиться. Сыновья нас возят на машине, куда нам надо. Дочка помогает по хозяйству и с лечением. Здесь я успеваю даже на свои процедуры ходить… Вчера он узнал вас и даже, мне показалось, что улыбнулся …   Я порадовалась …
- Я сегодня уезжаю, терпения вам и здоровья.
- Спасибо. Терпения у меня хватит, здоровье бы не подвело. Удачи и вам…
Виктор.
Этого застенчивого мужчину я заприметила сразу. Он старался помочь мне и вроде пытался поухаживать. Поняв, что я не высказываю ответного интереса, переключил своё внимание на соседку по столу. Я часто видела их, гуляющих по аллеям, собирающим какие-то травки, шишечки с ёлок, играющих в настольный теннис. Потом Виктор проводил свою подружку и вновь начал общение со мной. Он не выглядел респектабельным, но всегда аккуратно одет и выбрит.
Уже скоро я узнала, что он женат и имеет уже взрослого сына, который такой же стеснительный и никак не может познакомиться с женщиной.
- А как же ты женился?
- Да меня женили. Я электриком работал в жэке. Сослуживица пригласила в гости, мол познакомлю с хорошей девушкой, а то так и останешься бобылём. Познакомился, даже ухаживал неуклюже, ну и поженились. Вскоре родился сын, ей дали квартиру от завода, двушку. Жили сначала с её родителями, сейчас втроём. Я люблю лес, рыбалку, грибы собирать, ягоды. Моя новая знакомая, что вы видели, оказалось живёт недалеко от нас и тоже любит ходить за грибами. Оставила телефон.
- Ой, смотри, жена голову оторвёт.
- Нет, она знает, что я её люблю и никуда не денусь. Вот купил домой подарки и себе кроссовки
Он мог допоздна гулять вдоль озера, и комары его не кусали. Я же старалась вечером уходить в номер и читать или смотреть телевизор. Погода способствовала размножению комаров. У меня на них аллергия. Один укус вызывал зуд во всём теле. Поэтому вечерами я никуда не выходила. Уже не увлекали ни танцы, ни фильмы в клубе, ни променат  вдоль озера.  В июле я не замечала комаров и наслаждалась прохладой озера, плавая и прыгая в прозрачной воде утром, днём и вечером в любую погоду.
Виктор подсаживался ко мне на скамейку в яблоневом саду, когда шёл с водопоя. Ему прописали пить полезную воду в бювете. Я попробовала, пронесло, не стала пить.
Он молча сидел в ожидании моих вопросов, чтобы начать разговор. Ему видимо приятно было то, что я интересуюсь его жизнью и он охотно , но почти односложно отвечал. Виктор уже на пенсии, но продолжает подрабатывать в ЖЭКе, когда дефицит в электриках, сантехниках, столярах и дворниках. Руки растут из правильного места и желание работать добавляли семейный доход. Сын, закончив институт работал на заводе инженером и не доставлял хлопот. Вот только сожалеет, что ещё не женат, а им так хочется внуков.
- Слушай, Виктор, вы ведь верующие. Пусть ищет невесту в церкви. Там много правильных девушек и в хоре, и в приходе…
- И правда. Я как-то и не думал об этом. Угощайтесь колбасой. Здесь купил, в магазине. Здесь она дешевле, чем в Москве и вкуснее, кажется. И он отрезал большой ломоть варёной колбасы, которая и правда напомнила тот давний вкус докторской.
- Она испортится до завтра.
- Нет. Я её правильно упакую в крапиву и фольгу.
- Я и забыла. Мы так сохраняли свежую рыбу, когда везли домой с рыбалки.
Мы ехали в одном вагоне до Москвы, но так больше и не поговорили. Мне помогла вытащить чемодан проводница, а Виктор с огромной сумкой и увешанный пакетами с подарками не годился в помощники. Его встречала, улыбаясь, жена, тоже неприметная внешне пожилая женщина. Было почти 7 утра, а она уже ждала у вагона. Они не целовались и не обнимались, но было видно по лицам, как они рады друг другу. Я порадовалась их тихому счастью.
 На перроне меня уже ждала моя неожиданная новая знакомая Марина. Мы с ней рядом сидели в автобусе, который вёз нас из санатория к перрону в Великих Луках. Разговорились, и оказалось, что мы живём на одной улице и дома напротив друг друга. 18 дней даже не встречались нигде и не здоровались, и только автобус свёл наши души неожиданной приятностью.  Я устраивалась в 1 вагоне, а она в 10. Договорились встретиться на перроне Рижского вокзала и поехать вместе на такси.

Артист
 Не знаю, как его зовут. Заинтересовал своей мимикой, танцами и дружелюбием ко всем. Сначала я подумала, что он просто пьяный, но вскоре поняла, почему его ласково все называли артистом. Он всем улыбался и артистично кланялся , даже пробегая по утрам и вечерам по дорожкам парка, снимал бейсболку и с широким жестом кланялся.
На танцах он был центром внимания. Его ужимки и «кривляния»  в сочетании с удивительной мимикой были очень музыкальны. Каждый такт отмечался либо движением, либо мимикой. Каждую партнёршу он так заводил, что она крутилась в его руках , подчиняясь только его желаниям. Смотреть было приятно и весело.
Но в одно утро увидела, как его бледного под руки ведут в корпус.  Скорая прибыла быстро… Так и останется он в моей памяти добрым артистом…
Бабушка на перроне.
До посадки в поезд было больше часа, и я разгадывала кроссворд. Рядом села старушка, опрятно одетая, в длинной юбке, тёплой кофте и в платке.  Стала показывать кукол, которые купила для внучек.
- У меня внуков много  и дочка младшая уже восьмого ждёт.
Я раскрыла рот.  Старушка не выглядела несчастной, даже наоборот. Эта ситуация её радовала.
- Как же вы все живёте ?
- Нам господь помогает. Дочке на детей платят. Получила материнский капитал, взяли ещё ссуду, строим дом в деревне. Я уже там живу. А там и корова, и куры, и кролики, и огород… Господь даёт силы, справляемся. В двушке десятерым и со мной тесновато.
- Да и государство  помогает.
 - Да, дождёшься от него. – вмешалась соседка.
- Я точно знаю, что детские садики, кружки в школе, учебники,  школьно- письменные принадлежности и питание для многодетных бесплатные. Выделяют деньги на форму.
- Да кто вам такую чушь сказал – опять встряла соседка.
- Так  я в школе работала и как раз этим и занималась, чтобы у таких семей всё было. А летом отправляли в лагеря или санатории и тоже бесплатно. Родителям с одним или двумя детьми обходилось всё очень дорого. Двухнедельная смена в лагере под Калугой стоила 32000руб.
- Дома им конечно тесновато. Все, как соберутся после занятий, старшему мешают к экзаменам готовиться. А так они тихие, богобоязненные. Старшие внуки ко мне на лето приедут помогать отцу на стройке и мне по хозяйству. Мы бабтисты, у нас строго.
- Куда ж дочь восьмого то положит? Неужели не знают, как уберечься от беременности?
- Что говоришь-то. Грех какой.  Зять убьёт, если узнает. Сколько Бог даст, столько и родит, воспитаем… У меня ещё силы есть. Бог поможет.
- Не на бога вы надеетесь, а на государство.
- А вот вырастут, где будут жить? Опять на государство понадеетесь? Хотя пушечное мясо государству нужно тоже – Вздохнула соседка.
- Мы на Бога надеемся.
- А у государства деньги берёте.  – Не успокаивалась соседка. Церковь –то ваша не шибко помогает наверно.
- Она даёт нам силы молиться… На всё воля божья…
Объявили посадку и мы разошлись все по своим вагонам.  Старушка  потащила огромный чемодан на колёсиках и сумку, не закрывающуюся от подарков наверное.  Мы вздохнули и пошли … Что-то не весело было на душе. Будущее этих детей тревожило. Хотя…
Марина
Марине уже за 80, но старушкой назвать язык не поворачивается. Ухоженная, с прекрасным вкусом в одежде и хорошей литературной речью в общении, она сразу расположила меня к себе. Говорили о литературе, фильмах … Она довольно начитанная натура, с хорошей памятью, в отличие от меня.  Я  не могла вспомнить  то автора, то название фильма… Всё же я её тоже удивила, рассказав о своём хобби. Она неожиданно заинтересовалась моим графоманством и уже на следующий день пришла за книжкой.
Марина пообещала вытащить меня на прогулки и в бассейн. В заботах о милой собачке, дачке и дочке, она не выглядела замотанной обязанностями. Улыбающиеся, отражающие интеллект и удачную жизнь глаза, отвлекали от сеточки морщин на лице, которые предательски указывали на возраст. Я сразу вспомнила грустные, тревожные глаза Нины. А ведь она на 20 лет моложе.
Через неделю, как и обещала, Марина вернула книгу, с кучей диферамбов в мой адрес.
- Вы знаете кого мне напоминаете? – Викторию Токареву, а ещё Гундареву и  Светлану Крючкову.
- Ну уж вы слишком.  Разве что по комплекции.
- Вашу книгу надо срочно показать какому-нибудь режиссёру. Это же уже готовый сценарий для исторического фильма.
- Я не тщеславна. Уже почти готова третья книженция,  да и две первых надо заказать в издательстве ещё экз. 4-5, раз интересуются знакомые, а у меня уже для себя ни одного не осталось. Вот лишние деньги появятся, закажу.
- Я очень хочу дружить с вами. – уже в дверях сказала Марина.
- Да я только за. Уже не осталось подруг…
- Я позвоню вам , когда приеду с дачи, осенью.
Мы расстались до осени, улыбаясь друг другу.


Рецензии