Шведский для иммигрантов

День четвертый. Очень много впечатлений ! Я остановилась у моих друзей: Лаша (его имя по-русски мы произносим - Ларс), Светланы и ее сына Тимы. Меня встретили гостеприимно.
Эйбин - совсем небольшой городок, Света говорит, что это поселок - продолжение города Питео, его еще называют Северная Ривьера. Город имеет пляжную курортную зону, которую часто называют «Ривьера Норрботтен» или «Норрланд».
- Ты хочешь посмотреть школу, в которой мы с Тимой учимся? – с утра спрашивает Света. По приезду в Швецию, подав заявку через коммуну, они с сыном поступили в школу, где проходят курс изучения шведского языка для иммигрантов. По шведски это звучит - Svenska f;r invandrare (SFI).
Еще бы! Я даже подумать не могла, что это возможно!
- Нашу учительницу зовут Ванья, она преподает нам шведский, я спрошу ее: можно ли тебе присутствовать на уроках? Там есть интернет...
- Я тоже смогу воспользоваться? даже на уроке?
- Конечно. Кстати, она похожа не тебя... или ты на нее, - замечает Светка.
Ну и ну: и здесь я на кого-то похожа! Мне говорили, что похожа на прибалтийку… Удивительно, еще и на шведку!

После обеда, вернувшись из школы, Светка радуется: «Ура ! На следующий день мы едем в школу вместе!». С вечера она готовит тесто и начинку для пирожков, рано утром она испечет их, и предложит своим однокашникам на школьной переменке. Когда все пойдут в комнату отдыха пить чай или кофе.
Прошлым летом они с сыном приехали в Швецию, и им отчаянно не хватало карманных денег! Летом, ранней осенью выручал сбор лесной ягоды, которую они сдавали на перерабатывающий комбинат. А потом она придумала свой бизнес. Для экономии, чтобы не тратить деньги, стала печь пирожки себе и Тиме в школу. Кого-то угостила и … пошло! Пирожки реализует в 2-3 раза дешевле, чем это стоит в магазине или в кафешке. В Светиной группе учатся люди разных возрастов и из разных стран: России, Сербии, Азербайджана, Перу, Ирака, Ирана, Филиппин, Тайланда. Одна девочка приехала из Франции, она – музыкант, играет на виолончели и поет. Другой молодой человек влюбился в шведку и переехал из Нидерландов на север Швеции.

Деньги на проезд в школу туда-обратно выделяет Ларс (его машина не исправна), а Тима гоняет в школу на своем велосипеде… Он обожает своего «коня»!
Я еду в школу с большим интересом: не так много событий происходит в жизни маленького городка и тем более у меня здесь... И хочется посмотреть на человека, который очень похож на тебя внешне. В автобусе я зубрю вежливые слова по-шведски: « Здравствуйте, привет, до свидания! Доброе утро! Спасибо ! Всего хорошего!»
При встрече с Ваньей я успеваю только сказать: «Хэй!», остальное говорит за меня подруга. А я смотрю во все глаза на учительницу: так интересно увидеть себя со стороны! Вернее, глазами моей подруги. Не ожидала…
На мой взгляд, Ванья - симпатичная, современная, деловая, с короткой стрижкой, типа мальчишеской, такую я носила раньше. И телосложение у нее, скажем, тоже не хрупкое. Но у меня немного другая весовая категория, надо признаться честно.

Для меня было открытием: уроки велись только на шведском! Пожалуй, все ученики группы «семь пядей во лбу». Интересно, смогла бы я так быстро «въехать» в учебный процесс? Учительница очень приветливо мне улыбалась все два урока, а в конце подарила мне распечатку учебника шведского языка. Надо учить шведский!
Два события.

Вечером мы со Светой занялись стряпнёй: напекли корзиночек из песочного теста. Начинку сделали утром следующего дня: лесная ягода-черника, голубика, цукаты, а также крем из густого йогурта, украшенного сверху еще ягодками. Испекли еще торт наподобие «Наполеона», крем сварили и взбили сами. Почему наподобие? Не очень получились коржи торта - рассыпались, Светка очень расстроилась, даже заплакала. Я попыталась ее поддержать: «Моя мама называла этот торт «Стёпка-расстрепка»!

Угощение было приготовлено для однокашников в честь юбилея Светланы.
Утром мы пошли на променад с Икси – собакой Ларса. Она уже привыкла гулять со мной и утром, и вечером и слушалась меня практически идеально. Как я уже писала, влажный теплый климат середины июня способствовал буйному цветению полевых цветов! Это было так прекрасно, я очень люблю то, что создано самой природой. Я набрала, вернее, скомпоновала пышный букет изумительных полевых цветов для своей подруги. Надеюсь, что она будет очень рада, а подарок я отдам ей вечером, когда мы вернемся из школы. В школе на переменке мы накрыли стол белоснежной скатертью и поставили праздничное угощение: пирожные, «Наполеон», соки, чай, кофе. Всем было приятно, говорили много тостов и теплых слов в адрес моей подруги.

В этот день в школе было еще одно событие: праздник в честь окончания учебного года. Учителя принесли в класс мороженое в паках, разовую посуду и раздали всем напечатанные песенники. После того, как все полакомились мороженным, молодёжная группа музыкантов (и «наша» француженка в том числе) начали играть на гитарах, Мари на виолончели и петь песни. Ученики из всех групп – подпевать им. Мне понравилось, что у учителей такая четкая артикуляция звуков, что даже, если не знаешь языка, за ними произносишь слова на шведском правильно!

Вечером мы вернулись домой. Ларс подарил жене 5 роз и 550 крон, Тима подарил маме крем для лица и коробку шоколадных конфет, я – $20 (юбилейные гостинцы были вручены по приезду). Так что зря Света с утра расстраивалась и даже плакала, что ее никто не поздравил подарками. Я приготовила на ужин настоящий узбекский плов. Ларс испек бисквитный торт – изумительно мягкий и вкусный. Света сделала несколько летних салатов. Еще заранее мы обсудили с подругой, что будет стоять на столе. Мне все равно, сказала я подруге, что ты поставишь на стол: шампанское, коньяк или водку, которые я привезла в подарок. Хозяйка решила поставить на стол начатую ранее бутылку водки. У нас, русских, в качестве аперитива, водка - вполне естественный напиток, хоть и не слабо алкогольный… Сели за стол. Кстати, на ужин приехал приятель Ларса – Ханс, муж Светиной подруги Люды, которая на днях улетела домой в Красноярск. Мужики общаются между собой, что-то возбужденно обсуждают…
- Свет, мы не поставили рюмки, - говорю.
- Сейчас. Ларс, а рюмки?
Ларс приносит рюмки. Это крошечные сувенирные пивные кружечки. Если войдет туда чайная ложечка водки, то будет с верхом…
-Что, других нет? – просто удивляюсь…
- Наверное, нет…
Ну ладно. Мужики уже «клюют» салаты. Я понимаю: «нельзя со своим уставом в чужой монастырь», но, блин, юбилей-то русский! Мы привыкли так: выпить за здравие и закусить!
- Подруга, может, ты напомнишь мужу, чтобы он сказал тост?
- Неудобно. Вообще, они пьют после того, как покушают, - пытается вразумить меня Светка.

С чего она это взяла? Быть может, они просто никогда не пили вместе? Позже, уже дома я узнала такую скандинавскую традицию: В СКАНДИНАВСКИХ странах (ДАНИЯ, НОРВЕГИЯ и ШВЕЦИЯ) за столом принято чокаться. По традиции хозяин дома с бокалом в руках должен обратиться к каждому из сидящих за столом с фразой «Skoal» («сколь»). Тост за хозяйку и хозяина в конце трапезы считается неприличным. Шведы очень любят за столом соблюдать маленькие традиции. В образцовой семье хозяин дома в знак приветствия поднимает бокал и, обращаясь к каждому гостю, произносит «сколь». Каждый раз, когда звучат эти слова, все обмениваются взглядами, выпивают и снова смотрят в глаза друг другу.

Но у меня уже пошел русский кураж: «Пожалуйста, скажи, что я хочу сказать тост, переводи».
- Ларс подумает, что ты – алкоголик.
- Пусть подумает. Мне все равно. Я хочу сказать тост в твою честь, если здесь никто не может сказать это!

Скучно у них как-то. Все такие правильные. В моей голове проносится целая куча тостов, хотя я – абсолютный ноль, в смысле, не тамада, не очень веселый человек и совершенно не умею веселиться, даже рассказывать анекдоты. А тут целый кладезь: традиционный – юбилейный, потом второй – одна жжёт - другую ждет, и , если позволят третий тост - будьмо! Где-то я все это слышала и запомнила, как выяснилось.

В общем, Светка постучала вилочкой по сувенирной кружечке, привлекая внимание. Мужички наполнили бокалы, если можно так сказать. Короче, юбилей прошел в русском стиле. Правда со шведским привкусом. Три тоста прошли "на ура!" А Ларс меня зауважал с того дня, мне кажется, еще больше.

Продолжение - http://www.proza.ru/2018/06/18/1691


Рецензии
Ай да гостья! Вот что называется "знай наших"!
P.S. всё здорово, но будет ещё лучше, если исправить опечатку в 5 абзаце в слове "коржи".
с уважением,

Татьяна Кочегарова   28.02.2019 09:20     Заявить о нарушении