Не надейтесь!

Ю. Шестопалов

Читал как-то статью на km.ru о том, что же такого ждать народу в России от нового старого правительства (ссылка в конце). (Ну, понятно, что ничего хорошего ждать не приходится, так как верхушка подгребла под себя эту страну не для того, чтобы кого-то ещё облагодетельствовать, кроме как самих себя.)
И одна женщина оставила очень интересный комментарий, который приведен ниже полностью: "Помню, раньше я тоже на кого-то надеялась - там на государство, доброго дядю или тетю, пока наконец не поняла, что кроме как на себя, мне особо не на кого рассчитывать в этой жизни. И стала усиленно заниматься собой любимой, и как не странно, это действительно дало результат, причем даже бОльший, чем я ожидала. Все эти дяди и тети мне в жизни бы столько не дали, тем более за просто так. И самое интересное, если я раньше наплевательски относилась к себе - фактически гробила себя, то сейчас я себя наоборот берегу. Я оказалась способна на такие вещи, что многие дяди и тети и мечтать о таком не могут, а я еще что-то от них ждала. Это я к чему веду. Если человеку уже надеяться не на кого в этой жизни, он обычно начинает обращаться внимание на собственные ресурсы. Только все не так просто на самом деле, и одних денег здесь совершенно не достаточно. Кроме времени, а на это потребуется не один год, нужна просто колоссальная сила воли. Вот именно она в моем случае и сыграла ключевую роль. Это все нужно пережить, вытерпеть, выстрадать, и лишь тогда будет результат. А вы хотите одними деньгами - не выйдет, можете даже не тратить деньги. Пока не пройдете семь кругов Ада в Рай точно не попадете...".
Это очень глубокий по смыслу комментарий, который совсем не просто понять и прочувствовать. Людям свойственно надеяться и верить, и потому они всегда готовы возложить надежду на кого-то на что-то. Хуже того, многие будут цепляться за надежду и продолжать надеяться на кого-то до последнего. Причин для такого поведения много. Часть кроется в нашей физиологии, эволюционно сформированной на повторение знакомых действий, часть в воспитании, воздействии окружающей среды. Понятно, правительства тоже всяким образом заинтересованы в том, чтобы народ им верил, и потому со школьной скамьи, так сказать (хотя на деле вообще с младенчества), всеми способами внушают своим подданным мысль об их, правительстве, мудрости, солнцеподобности и ответственности за народ, и своей способности все устроить как надо и о каждом позаботиться лучше, чем он сам может. И в итоге человек вырастает с мыслью, что кто-то другой, более умный, всегда знает, как надо сделать лучше, а сам себе человек отводит роль послушного исполнителя. А это заранее обреченная на поражение позиция. И говоря о поражении, я имею в виду жизненное поражение, когда жизнь в целом при такой жизненной философии будет обязательно прожита неполноценно, если не убого.
Пустые надежды могут проявляться самым различным образом, в самых разных комбинациях и оттенках. Например, на доктора, что он вас вылечит. Но прежде чем доверить свое здоровье кому-то, надо все выяснить - что за доктор, что за процедуры, что за болезнь, все разузнать о ней самому вначале, осмыслить, насколько применимо к вашему случаю и так далее. Да, это большая работа, но она того стоит и окупится в десятки раз. Можно надеяться, что продавец на рынке или в магазине вас не обманет. А можно самому сделать так, что точно не обманут, проследить за всем. Удобно это делать, не удобно - без разницы. Да, мне лично неудобно, но приходится преодолевать это неудобство, иначе об меня все кому не лень будут вытирать ноги. Жизнь такая пошла. Я в овощную лавку заходил, в России. Продавец, женщина из Азербайджана, такая приветливая, а весы густо заставлены зеленью так, что показаний их не видно. В школу ходить не надо, понятно для чего. Она мне взвесила  яблоки, назвала цену, и пи этом такая доброжелательная, что дальше некуда. Ну как при такой любезности можно сомневаться в её искренности и честности? Назвала цену. А я ей после этого говорю, что весы-то откройте, хочу посмотреть. Моментально от её доброжелательности и следа не осталось. Я сам отодвинул зелень и посмотрел вес. Думаю, не удивлю вас, если скажу, что вместо названных ею 350 рублей яблоки на самом деле стоили 270. Не люблю, когда меня обманывают. Эпизод мельчайший, но в нем отражается, как нас разводят на беспочвенную веру, и раз за разом, когда больше, когда меньше, сосут из нас наши ресурсы для своей пользы - наши деньги, наше здоровье, наше имущество, наше самочувствие, настроение, и вообще высасывают так из нас нашу жизнь - для себя. Перебьются. Но делать это непросто, совсем непросто, хочу сказать. И эта женщина очень правильно сказала, что для того, чтобы в конце концов научиться заботиться о себе (и говоря это я имею в виду и близких людей), надо приложить огромное количество усилий. Огромнейшее! В таких случаях нередко приходится резать по-живому. Но другого пути нет. Иначе будет вам хуже. А через вас - и вашим близким и знакомым. Такие вещи распространяются по цепочке, от этого никуда не уйдешь. Как там Бендер говорил в "Золотом Телёнке" во время борьбы за бессмертную душу Козлевича, "Наши требы поважнее". Не научившись заботиться о себе, не сможете позаботиться и о своих детях и других, близким вам людях. Всё просто.
Не думаю, что сумел донести свою мысль в полной мере. Сделать это сложно в данном случае. Мысль очень глубокая, повторюсь. И осознать её требует времени и усилий. Но жизнь со временем поможет. Она - лучший учитель.



Рецензии