Проект Велимира

Константин КЕДРОВ
-
ЧЕЛИЩЕВ
ПРОЕКТ ВЕЛИМИРА
(Из литературного дневника)
Никто  толком  не  осознал, какой грандиозный  прорыв  совершился в  самом  начале
прошлого 20
-
го века, когда великий каббалист, преподаватель в политехническом ВУЗе, где
учился Эйнштейн,
провозгласил на основе своих физико
-
математических исследований, что
времени  нет  и  нет  пространства.  Есть  только  ТАЙМРАУМ  (время_пространство  или
пространство_время).  Даже  Эйнштейн  думал,  что  Герман  Минковский  просто  придумал
ловкую математическую ловушку
и не более.
Зато  молодой  поэт  Виктор  Хлебников  сразу  понял,  в  ч;м  дело.  Ещ;  в  первом
прозаическом отрывке под названием «Завещание» Хлебников сказал: «Пусть на его могиле
напишут:  «Он  связал пространство  и  время...».  Как не вспомнить  анекдот про  сержанта
Ива
нова,  который  вслед  за  Минковским  и  Эйнштейном  связал  пространство  и  время,
приказав его подчин;нным копать траншею ОТ ЗАБОРА И ДО ОБЕДА.
Идея  связать  пространство  и  время  возникла  в  сознании  студента  Казанского
университета чуть
-
чуть раньше того момента,
когда Герман Минковский прочт;т свой доклад
о пространственно
-
временном континууме: «Отныне время само по себе и пространство само
по себе становятся пустой фикцией, и только объединение их в некую новую субстанцию
сохраняет шанс быть реальностью».
Многие
до сих пор не поняли, что это означает. Даже Эйнштейн просто сч;л вначале
удобным воспользоваться графиком Минковского как неким математическим обобщением,
где в пространстве вместо точек возникают некие отрезки, сливающиеся в линию мировых
событий. И лишь
в конце жизни Эйнштейн в письме к сыну ч;рным по белому написал, что
«прошлое, будущее, настоящее» с точки зрения физики есть простая иллюзия человеческого
восприятия.  Ведь  график  Минковского  покончил  с  иллюзией  времени  и  пространства
Ньютона.  Теперь  пере
д  нами  их  единство,  названное  Бахтиным  термином  «хронотоп».
Хронотоп Хлебникова означал, во
-
первых, что во времени можно свободно перемещаться из
настоящего в прошлое или будущее, поскольку на линии мировых событий Минковского
будущее и прошлое присутствую
т всегда здесь и сейчас.
Чтобы показать, как это выглядит, посмотрим на дуэль Пушкина с Дантесом в свете
открытий Хлебникова
-
Минковского
-
Бахтина
-
Эйнштейна.
* * *
Как маялся стилист высокий на диване
прилипая кровью
и как Дантес был далеко отсюда
Он с приближеньем смерти от
-
далялся
от выстрела
и пули раны
теперь он дальше всей вселенной
хотя «рука бойцов колоть устала»
и может быть гора кровавых тел
не может быть горою никогда
поскольку тело больше
чем гора любая
и нет в полях кровавая гора
а в
животе кровавая дыра
и залпы тысячи орудий
слились в протяжный вой Ивана Ильича
не хочу
-
у
-
у
-
у
-
у
-
у
-
у
-
у
(Читай одноим;нного Толстого
с тотемным знаком африканским ЛЬВА
откуда родом по отцовской ветви Пушкин
куда уехал не Дантес
-
охотник ГумиЛЕВ
стрелять во
ЛЬВА но не в Толстого
а в африканского
но рикошетом пули был сраж;н
в одноим;нном городе
где ныне
умирал от Пули Пушкин
а шкура ЛЬВА валялась под диваном
у ГумиЛЕВа до расстрела)
Итак, дано:
Дантес, ЛЕВ, ГумиЛЕВ, Толстой и Пушкин
Их связывает Африка и
пуля
Что общего меж Африкой и пулей?
Но в первый миг творенья
они ещ; не от
-
делились
друг от друга,
и более того: Дантес и Пушкин
в тот миг едва ли были различимы
поскольку весь объ;м вселенной
был менее игольного ушка
в которое пролез верблюд (богатый)
Т
ак соблюдая Правило верблюда
Дантес и Пушкин вновь соединились
посредством выстрела и рваной раны
Дорогой читатель
Тебя интересует чему равен ты?
Утешаю тебя ты ничему не равен
кроме той пули
которую так просто извлечь сегодня
о ч;м свидетельствует Вторая
мировая война
где большинство раненных в живот
вернулись в строй для нанесения другим
таких же ранений
Немцы были Дантесом
мы

Пушкиным
Мы победили
потому что согласно правилам справедливости
второй раз Пушкин убивает врага
в разбегающейся вселенной
всегда побеждает ДРУЖБА
Вот так далеко разбежались Дантес и Пушкин
растянулись на два фронта
А давно ли вся побежд;нная армия Бонапарта
сжалась в точку пули Дантеса
дабы в битве Кутузов

Наполеон
победила ДРУЖБА
Но если взять момент
когда до сотворенья
мира
ДАНТЕС и ПУШКИН были нераздельны
как ты и я сейчас
когда от пули рана неотличима
и опять же вместе
когда был ПУШКин ПУШКой а я тобой
К.
Кедров, 1980
В  книге  «Неравнодушная  природа»  и  статье  «Вертикальный  монтаж»  Сергей
Эйзенштейн  открывает  тайну  контрапункта  пространства
-
времени.  Каждому  зримому
(пространственному) событию на экране соответствует контрапунктное слуховое или звуковое
событие  во  времени.
Пример

древнекитайская  притча.  Мудрец  созерцает  рябь  на
поверхности пруда. «Что ты делаешь?»

спрашивают его ученики.

«Я созерцаю радость
рыбок». Самих рыбок не видно, видна рябь от их подводной игры. Так музыка должна быть
рябью  того,  что  видим,  а  т
о,  что  видим,  должно  передавать  рябь  звучанию.  Сергей
Эйзенштейн назвал это «вертикальный монтаж», или «4
-
е измерение в искусстве».
Это своего рода эквивалент открытия Германа Минковского в геометрии и физике. На
графике  Минковского  линия  мировых  событий

это  рябь  пространства  на  поверхности
времени  и  времени  на  поверхности  пространства.  Они  контрапунктны.  Подъ;му  в
пространстве соответствует провал во времени.
Так,  Велимир  Хлебников  говорит:  «Стоит  Бешту,  как  А  и  У,  начертанные  иглой
фонографа». А

греб
ень волны, У

вогутая поверхность ряби.
Вот зримое воплощение контрапункта:
Бобэоби пелись губы

втянутая воронка У в глУбь мира.
Пиээо пелись брови

расходящиеся от О круги в ширину на пОверхности ряби.
Лиэээй пелся облик

И в облИке связует,
стягивает воедИно глубину У и шИрИну И.
Осталось связать вс; это мировой цепью

Гзи
-
гзи
-
гзэо пелась цепь.
И вот перед нами мировой лик

автопортрет поэта
-
вселенной или вселенной
-
поэта:
Так на холсте каких
-
то соответствий
Вне протяжения жило лицо.
Первое измерение в движении да;т линию на плоскости. Таковы плоские фрески и
барельефы  Древнего  Египта.  Над  плоскостью  листа  и  любой  поверхности  мы  парим
изначально. А вот как воспарить над объ;мом? Ведь пространство физическое тр;хмерно.
Богословы объясня
т, почему. Догма о Троице напрашивается. Напрашивается и связь его с
тр;хиспостасным прошло
-
будуще
-
настоящим и с тр;хмерным объ;мом пространства.
Однако  математики  имеют  дело  с  эн
-
мерным  миром.  А  физики  и  космологи  от
пятимерной  модели  Калуццы  пришли  к  оди
ннадцатимерной  модели  мира.  Выход  в  4
-
е
измерение

это 4
-
я координата пространства
-
времени Г.
Минковского. Хлебников это понял
сразу. И сразу решил, что «узор точек заполнит эн
-
мерную протяж;нность».
Пять чувств

это пять точек в четыр;хмерном континуум
е. Они разрознены: слух,
зрение,  осязание,  обоняние,  вкус.  Как  только  время  перестанет  быть  отдельной  от
пространства иллюзией, «узор василька соль;тся с кукованием кукушки». Проще говоря,
звуку  будет  соответствовать  цвет,  как  у  Рембо,  Скрябина,  Римского
-
К
орсакова.  О  своем
звукозрении Хлебников рассказал в Зв;здной Азбуке «Зангези»:
эМ

синий вс; заполняющий объ;м

масса,
Пэ

белый разлетающийся объ;м

порох, пух, пыл,
эС

расходящийся из одной точки

свет, сияние,
Зэ

отраженье и преломленье

зигзи
ца (молния), зеркало, зрачок,
Вэ

вращение вокруг точки

«вэо вэо

цвет чер;мух.
В принципе это может быть и по
-
другому. Важно соответствие цвета звуку, контрапункт
Сергея Эйзенштейна. Таким образом, законы времени

«Доски судьбы» Хлебникова

это
конт
рапункт четыр;хмерного континуума. Или вибрация мирового звука, запечатл;нная, как
волны, на граммофонной пластинке. Впадины

317, буруны

365. Универсальная модель АУ

УА. Мир как эхо крика младенца.
Скачок от двухмерности к тр;хмерному объ;му

перспе
ктива эпохи Возрождения. Она
заполнена фресками Микеланджело и Леонардо. Озвучена объ;мными мессами от Баха до


Рецензии