Проект Велимира
-
ЧЕЛИЩЕВ
ПРОЕКТ ВЕЛИМИРА
(Из литературного дневника)
Никто толком не осознал, какой грандиозный прорыв совершился в самом начале
прошлого 20
-
го века, когда великий каббалист, преподаватель в политехническом ВУЗе, где
учился Эйнштейн,
провозгласил на основе своих физико
-
математических исследований, что
времени нет и нет пространства. Есть только ТАЙМРАУМ (время_пространство или
пространство_время). Даже Эйнштейн думал, что Герман Минковский просто придумал
ловкую математическую ловушку
и не более.
Зато молодой поэт Виктор Хлебников сразу понял, в ч;м дело. Ещ; в первом
прозаическом отрывке под названием «Завещание» Хлебников сказал: «Пусть на его могиле
напишут: «Он связал пространство и время...». Как не вспомнить анекдот про сержанта
Ива
нова, который вслед за Минковским и Эйнштейном связал пространство и время,
приказав его подчин;нным копать траншею ОТ ЗАБОРА И ДО ОБЕДА.
Идея связать пространство и время возникла в сознании студента Казанского
университета чуть
-
чуть раньше того момента,
когда Герман Минковский прочт;т свой доклад
о пространственно
-
временном континууме: «Отныне время само по себе и пространство само
по себе становятся пустой фикцией, и только объединение их в некую новую субстанцию
сохраняет шанс быть реальностью».
Многие
до сих пор не поняли, что это означает. Даже Эйнштейн просто сч;л вначале
удобным воспользоваться графиком Минковского как неким математическим обобщением,
где в пространстве вместо точек возникают некие отрезки, сливающиеся в линию мировых
событий. И лишь
в конце жизни Эйнштейн в письме к сыну ч;рным по белому написал, что
«прошлое, будущее, настоящее» с точки зрения физики есть простая иллюзия человеческого
восприятия. Ведь график Минковского покончил с иллюзией времени и пространства
Ньютона. Теперь пере
д нами их единство, названное Бахтиным термином «хронотоп».
Хронотоп Хлебникова означал, во
-
первых, что во времени можно свободно перемещаться из
настоящего в прошлое или будущее, поскольку на линии мировых событий Минковского
будущее и прошлое присутствую
т всегда здесь и сейчас.
Чтобы показать, как это выглядит, посмотрим на дуэль Пушкина с Дантесом в свете
открытий Хлебникова
-
Минковского
-
Бахтина
-
Эйнштейна.
* * *
Как маялся стилист высокий на диване
прилипая кровью
и как Дантес был далеко отсюда
Он с приближеньем смерти от
-
далялся
от выстрела
и пули раны
теперь он дальше всей вселенной
хотя «рука бойцов колоть устала»
и может быть гора кровавых тел
не может быть горою никогда
поскольку тело больше
чем гора любая
и нет в полях кровавая гора
а в
животе кровавая дыра
и залпы тысячи орудий
слились в протяжный вой Ивана Ильича
не хочу
-
у
-
у
-
у
-
у
-
у
-
у
-
у
(Читай одноим;нного Толстого
с тотемным знаком африканским ЛЬВА
откуда родом по отцовской ветви Пушкин
куда уехал не Дантес
-
охотник ГумиЛЕВ
стрелять во
ЛЬВА но не в Толстого
а в африканского
но рикошетом пули был сраж;н
в одноим;нном городе
где ныне
умирал от Пули Пушкин
а шкура ЛЬВА валялась под диваном
у ГумиЛЕВа до расстрела)
Итак, дано:
Дантес, ЛЕВ, ГумиЛЕВ, Толстой и Пушкин
Их связывает Африка и
пуля
Что общего меж Африкой и пулей?
Но в первый миг творенья
они ещ; не от
-
делились
друг от друга,
и более того: Дантес и Пушкин
в тот миг едва ли были различимы
поскольку весь объ;м вселенной
был менее игольного ушка
в которое пролез верблюд (богатый)
Т
ак соблюдая Правило верблюда
Дантес и Пушкин вновь соединились
посредством выстрела и рваной раны
Дорогой читатель
Тебя интересует чему равен ты?
Утешаю тебя ты ничему не равен
кроме той пули
которую так просто извлечь сегодня
о ч;м свидетельствует Вторая
мировая война
где большинство раненных в живот
вернулись в строй для нанесения другим
таких же ранений
Немцы были Дантесом
мы
–
Пушкиным
Мы победили
потому что согласно правилам справедливости
второй раз Пушкин убивает врага
в разбегающейся вселенной
всегда побеждает ДРУЖБА
Вот так далеко разбежались Дантес и Пушкин
растянулись на два фронта
А давно ли вся побежд;нная армия Бонапарта
сжалась в точку пули Дантеса
дабы в битве Кутузов
–
Наполеон
победила ДРУЖБА
Но если взять момент
когда до сотворенья
мира
ДАНТЕС и ПУШКИН были нераздельны
как ты и я сейчас
когда от пули рана неотличима
и опять же вместе
когда был ПУШКин ПУШКой а я тобой
К.
Кедров, 1980
В книге «Неравнодушная природа» и статье «Вертикальный монтаж» Сергей
Эйзенштейн открывает тайну контрапункта пространства
-
времени. Каждому зримому
(пространственному) событию на экране соответствует контрапунктное слуховое или звуковое
событие во времени.
Пример
–
древнекитайская притча. Мудрец созерцает рябь на
поверхности пруда. «Что ты делаешь?»
–
спрашивают его ученики.
–
«Я созерцаю радость
рыбок». Самих рыбок не видно, видна рябь от их подводной игры. Так музыка должна быть
рябью того, что видим, а т
о, что видим, должно передавать рябь звучанию. Сергей
Эйзенштейн назвал это «вертикальный монтаж», или «4
-
е измерение в искусстве».
Это своего рода эквивалент открытия Германа Минковского в геометрии и физике. На
графике Минковского линия мировых событий
–
это рябь пространства на поверхности
времени и времени на поверхности пространства. Они контрапунктны. Подъ;му в
пространстве соответствует провал во времени.
Так, Велимир Хлебников говорит: «Стоит Бешту, как А и У, начертанные иглой
фонографа». А
–
греб
ень волны, У
–
вогутая поверхность ряби.
Вот зримое воплощение контрапункта:
Бобэоби пелись губы
–
втянутая воронка У в глУбь мира.
Пиээо пелись брови
–
расходящиеся от О круги в ширину на пОверхности ряби.
Лиэээй пелся облик
–
И в облИке связует,
стягивает воедИно глубину У и шИрИну И.
Осталось связать вс; это мировой цепью
–
Гзи
-
гзи
-
гзэо пелась цепь.
И вот перед нами мировой лик
–
автопортрет поэта
-
вселенной или вселенной
-
поэта:
Так на холсте каких
-
то соответствий
Вне протяжения жило лицо.
Первое измерение в движении да;т линию на плоскости. Таковы плоские фрески и
барельефы Древнего Египта. Над плоскостью листа и любой поверхности мы парим
изначально. А вот как воспарить над объ;мом? Ведь пространство физическое тр;хмерно.
Богословы объясня
т, почему. Догма о Троице напрашивается. Напрашивается и связь его с
тр;хиспостасным прошло
-
будуще
-
настоящим и с тр;хмерным объ;мом пространства.
Однако математики имеют дело с эн
-
мерным миром. А физики и космологи от
пятимерной модели Калуццы пришли к оди
ннадцатимерной модели мира. Выход в 4
-
е
измерение
–
это 4
-
я координата пространства
-
времени Г.
Минковского. Хлебников это понял
сразу. И сразу решил, что «узор точек заполнит эн
-
мерную протяж;нность».
Пять чувств
–
это пять точек в четыр;хмерном континуум
е. Они разрознены: слух,
зрение, осязание, обоняние, вкус. Как только время перестанет быть отдельной от
пространства иллюзией, «узор василька соль;тся с кукованием кукушки». Проще говоря,
звуку будет соответствовать цвет, как у Рембо, Скрябина, Римского
-
К
орсакова. О своем
звукозрении Хлебников рассказал в Зв;здной Азбуке «Зангези»:
эМ
–
синий вс; заполняющий объ;м
–
масса,
Пэ
–
белый разлетающийся объ;м
–
порох, пух, пыл,
эС
–
расходящийся из одной точки
–
свет, сияние,
Зэ
–
отраженье и преломленье
–
зигзи
ца (молния), зеркало, зрачок,
Вэ
–
вращение вокруг точки
–
«вэо вэо
–
цвет чер;мух.
В принципе это может быть и по
-
другому. Важно соответствие цвета звуку, контрапункт
Сергея Эйзенштейна. Таким образом, законы времени
–
«Доски судьбы» Хлебникова
–
это
конт
рапункт четыр;хмерного континуума. Или вибрация мирового звука, запечатл;нная, как
волны, на граммофонной пластинке. Впадины
–
317, буруны
–
365. Универсальная модель АУ
–
УА. Мир как эхо крика младенца.
Скачок от двухмерности к тр;хмерному объ;му
–
перспе
ктива эпохи Возрождения. Она
заполнена фресками Микеланджело и Леонардо. Озвучена объ;мными мессами от Баха до
Свидетельство о публикации №218061800181