Уткинский острог. Георгиевские камни и храм

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Есть на реке Чусовой красивые камни Георгиевские. Как белоснежный город, возвышаются они на правом берегу реки ниже Уткинской Слободы. На их вершине когда-то стояла часовня с иконой Георгия Победоносца от слободского храма. Часовню запечатлел в 1912 году пионер цветной фотографии С.М. Прокудин-Горский.
Часовни давно нет, но камни в память о ней зовутся Георгиевскими. Георгия Победоносца в народе называли Святым Егорием. Верили в его защиту ратные воины. Был святой Георгий покровителем охотников и рыбаков, всех путешественников - заметьте.

Интересно, что на снимках Прокудина-Горского есть и другой камень, расположенный выше Уткинской Слободы на правом берегу Чусовой. Ныне это камень Слободской, но в 1912 году Прокудин-Горский назвал его Верхний Георгиевский!
То, что ранее этот камень носил имя Георгиевского, подтверждают авторы путеводителя "По Чусовой. Спутник туриста" 1931 года во главе с А. Анфиногеновым:
"Справа в Чусовую впадает небольшая речка Усолка, ниже её на Чусовую надвинулись отроги камня Георгиевского с небольшими пещерами в толщах известняков".

Каким образом имя камня Георгиевского могло "гулять" вниз по реке, от одного камня к другому?
Название камней, очевидно, связано со слободской церковью, названной в честь св. Георгия Победоносца.
Чусовская слобода возникла в 1651 году, а первая деревянная церковь возникла в Уткинском остроге, только вот когда и где?

*** ПУСТЫЕ ПОРОЗЖИЕ МЕСТА ***
Когда верхотурский воевода Рафаил Всеволожский бил челом царю об основании новой слободы, думал ли он, с какими сложностями столкнётся эта затея?

"В нынешнем, государь, во 1650-м году декабря в 30 де(нь) били челом тебе, государю, царю и великому князю Алексею Михайловичю всея Русии, а мне, холопу твоему Рафку, да подьячему Алексею Маркову на Верхотурье в съезжей избе подали челобитную Соли Камской уезду с Обвы слободчики Сенька Васильев да Офонька Иванов Гилевы, а в челобитной их написано:
приискали де они в Верхотурском уезде верх Чюсовой реки вверх от Утки реки вверх по обе стороны Чюсовые реки пустые порозжие лесные дубровные места, и на розчисть под хлебную пахоту и под сенные покосы те места годны, а не владеет де тем местом нихто, лежит впусте".

*** УТКИНСКИЙ ОСТРОГ ***
Острог в конце XVII века Чусовской слободе требовался и по военным, и по таможенным соображениям.
Потому что не впусте это место было! Попытка отдать "тое пустые порозжие места от Утки реки вверх по обе стороны Чюсовые реки до тотарские пашни Тихонка Турсунбаева и со всякими угодьи" Сеньке и Офоньке  Гилёвым "на десять семей на розчисть" немедленно обернулась нападением.

О том слободчики Сенька Васильев да Офонька Иванов Гилёвы подали челобитную:
"в нынешнем де во 1651-м году в Петров пост приезжал де к ним вверх Чюсовые реки в новую слободу тот Мамайко з братом своим с Тихонком и с воровскою черемисою, человек с пятьдесят, з боем и з грабежем, и их Сеньку и Афоньку с того места из новые слободы розгоняли, и иных крестьян на пашнях переимали, и животы де их все розграбили".

Пришлось слободским звать помощь от Верхотурья:
"в тое новую слободу с Верхотурья послали для крестьянского береженья и новые селидьбы, стрелец Ивашко Лапин да пушкарь Гришка Констянтинов с арамашевскими беломесными козаками".

Почему "сылвенские тотаровя" Турсунбаевы "с воровскою черемисою" так отреагировали?
Русская слобода оказалась на месте северной ветки Казанской тропы. Турсунбаевым она была как ком в горле.
В работе "О локализации области Тахчеи в XVI веке" Гаяз Самигулов показал, что братья Турсунбаевы контролировали старинный торговый путь в Сибирь.

И русская слобода некстати оказалась прямо на их вотчинных землях. Транспортный коридор между Прикамьем и Сибирью, с выходом "в Бухарею" (Среднюю Азию) шёл по Уфе, Сылве и верховьям Чусовой на Исеть.
Учитывая это, в Чусовской слободе с 1659 года была устроена таможенная застава (по Г.Ф. Миллеру).

В 1662 году Чусовская Слобода на Утке пережила нападение башкир. Тогда в слободе было сожжено 32 двора (3 церковных и 29 крестьянских). После того, как башкиры были отбиты, слобода стала застраиваться заново. Набранных крестьян, в основном из Соликамского и Осинского уездов Прикамья, посадили на денежный оброк.

Каждый раз стрельцов и пушкарей не успеешь из Верхотурья вызвать. Как удержаться на этих "пустых порозжих лесных дубровных местах"?
И вот, в 1674 году в Чусовской слободе появился настоящий, Уткинский острог!
Хочется представить себе – а каким он был?
Выписка из рукописного памятника Мухлынина, бывшего Верхотурского градского головы, сделанная Василием Шишонко в 1884 году говорит:

В сём году, в "Чусовской слободе, около церкви и крестьянских дворов, поставлен острог рубленый Чусовскими, Краснопольскими, Арамашевскими и Невьянскими крестьянами. В вышину тот острог до двух печатных сажен, с двумя башнями рублеными-же четвероугольными, с проезжими воротами;
а в вышину те башни по 5 саженей печатных, а в них по два моста, а круг острогу 112 саженей;

а в остроге для обереженья от Калмыцких воровских людей и от татар,
Верхотурския присылки 180 и 181 гг. (посылки 1672-1673 годов – прим.авт.)
пищаль затинная и в ней 40 ядер железных, 18 мушкетов и 4 пуда 3 гривенки зелья…"

Остроги тогда разные бывали. Стоячими острогами называли те, у которых брёвна в тыну отвесно вкопаны. У косых острогов брёвна (тын) вкопаны с наклоном внутрь. По предназначению различали остроги тож: жилые - для постоянного поселения, стоялые остроги - временные укрепления для "воинских людей" (в отличие от городков и городов).

*** О  НОВИЗНЕ ***
Послы от России Избрант Идес и Адам Бранд были отправлены Петром I в Китай в 1692 году. Пробираться им пришлось и вверх по Чусовой, и по окольным воровским дорогам в Сибирь.
Петровы посланники оставили для нас свои впечатления об Уткинском остроге образца тех лет.

Адам Бранд пишет в записках: "16 мая 1692 года пошли мы вверх по небольшой и узкой реке Чусовой, держась левой её стороны".
"1 июня мы прибыли, наконец, в город Утка. Он достаточно хорошо укреплен деревянными стенами и орудиями, чтобы отразить небольшие нападения неприятеля, но сам он мал, в нем не более двадцати жилых домов, и все же он считается слободой, или местечком".

Избрант Идес добавляет:
"1 июня мы, благополучно прибыли в Уткинский острог. Это пограничное укрепление построено против башкирских и уфимских татар. Когда я был там, приехал туда один князек уфимских татар, живущих под покровительством русского царя. Он разыскивал свою жену, на которой недавно женился. Она без всякой причины убежала от него. He найдя её у крестьян, он легко утешился: "Я седьмой муж, которого она в своей жизни бросила". (Из чего следует, что она любила новизну)".

*** ИДЕЯ ***
Сейчас во многих городах Сибири реконструируются памятники зодчества – русские остроги, от которых пошла история целых городов. Бийск возник из Бикатунского острога, из одноимённых острогов возникли Иркутск, Красноярск и Чита. Удинский острог дал жизнь нынешнему Улан-Удэ. Умревинский острог в Мошковском районе Новосибирской области, современник Санкт-Петербурга, был одним из первых, от которых русские люди переселялись в южную Сибирь и Алтай. Даже у нас, в Арамили, реконструировали острог.

В верховьях Чусовой на вершине Кукушкина камня у деревни Каменки есть останки киношного острога к к/ф "Семён Дежнёв" – и только. Да и они скоро рухнут.
А ведь это классная идея – восстановить утерянную Георгиевскую часовню и Уткинский острог!

УТКИНСКИЙ ОСТРОГ. ГЕОРГИЕВСКИЕ КАМНИ И ХРАМ.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ

*** ГЕОРГИЕВСКИЙ ХРАМ ***
Полагаю, что вместе острогом была возведена и первая деревянная церковь – как без неё? В литературе упоминается её год постройки как 1690-ый. Однако полагаю, что церковь возвели с 1674 по 1680 год.
А.А. Дмитриев в выпуске "Пермской старины" (1898 год) приводит данные Верхотурской дозорной книги Льва Поскочина за 1680-1681 год:
"Чусовская Уткинская Слобода на реке Чусовой, в ней острог рубленой, в остроге церковь мученика Христова Георгия. У той церкви двор поп Сава Фёдоров", "пашни и сенных покосов у него нет, кормитца от мирских людей ругою". Примечания даны к 7189  = 1681 году.

Первая деревянная церковь Слободы в 1801 году сгорела "до основания". Об этом рассказывает книга "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии" 1902 года:
"Вместо нея, в 1802 г., прихожане опять хотели строить деревянную церковь, но на прошении об этом преосвященный Пермский Иустин положил резолюцию: "деревянной церкви по именному указу строить не позволяется. А о строении каменной, хотя и не высокой и не пространной, должно просить особливо".

"В июне 1806 года был заложен каменный храм во имя великомученика Георгия Победоносца, с приделом преподобным Зосиме и Савватию,  соловецким чудотворцам".
"Главный же храм был освящен только уже в 1831 г., по благословению преосвященнаго Пермскаго и Екатеринбургскаго Мелетия... В 1894 г., по просьбе прихожан, епархиальным начальством разрешено оба храма, для расширения, соединить аркой и в приделе престол убрать".

В книге говорилось о часовнях и школах от Георгиевского храма:
"Вблизи с. Уткинскаго, на правом берегу Чусовой, построена деревянная часовня, в которую каждогодно 23 Апреля совершается крестный ход.
Есть деревянная же часовня, во имя Св. Иоанна Златоуста, и в д. Каменке.
При церкви есть два дома, в которых живут священники и псаломщик.
В д. Каменке, с Января 1901 г., в помещении от общества, существует школа грамоты".

Слава Тебе, Господи, этот прекрасный храм дошёл до наших дней и не перестаёт наполнять благостию окрестности Чусовой. Жаль, часовня не уцелела.

Где же была первая деревянная Георгиевская церковь?
Чусовая "разрезает" Слободу напополам, делая петлю от устья Усолки и камня Слободского и обратно до камней Собачьи Рёбра и Георгиевских.
За излучиной близ устья речки Утки, с левого берега от Маёвки уходит старая дорога к деревне Каменке.  Малая слободка, "посад", расположена там, на левом берегу Чусовой.
Конечно, первый храм был в Большой слободке, на правом берегу Чусовой.
Только где он был – спорят до сих пор.

*** ГЕОРГИЕВСКИЕ КАМНИ ***
Выскажу предположение – камень Слободской (Воробьёв) оттого и назывался раньше Верхним Георгиевским, что на нём стояла одна из двух башен Уткинского острога с деревянным храмом. На вершине этого камня сохранился старинный погост, а хоронить было принято в церковной ограде. Георгий Победоносец должен был защитить "ратных людей". Острог был небольшой и, скорее всего, церковь была близ одной из башен. Так же как и нынешняя, она была "на камне".

С военной точки зрения, чтобы укрепить поселение на узкой и длинной "косе" Большой слободки,
одна из башен должна была быть напротив устья реки Утки, другая – на другом конце, на высоком месте с хорошим обзором. Лучше, чем с камня Слободского (верхнего Георгиевского), верховья Чусовой у Слободы не разглядеть. Проезжие ворота принимали дорогу с Сибири, с берегов Исети - " в Русь".
А что же нижние камни Георгиевские, на которых была часовня?
С них был обзор вниз по Чусовой, в сторону камня Бобинского. Не исключаю, что там стояли караульные.

Попробуем серьёзно отнестись к версиям имени последней, отдельной скалы в нижних Георгиевских камнях, возникшим в XX веке.
В путеводителях 1931-1936 годов из них был выделен камень Часовой, который братья Постоноговы в 1980 году назвали Гуляй-камнем. Обе версии говорят о военном назначении камней, и вовсе не о сплавах!
Правда, в XVIII – XIX веках камушек-то назвали бы Караульным.
Возможно, он был таковым и при нападении пугачёвских войск Белобородова в 1774 году, и при сражениях гражданской войны в 1918-ом. Может, и видели местные жители на нём часового в казацкой шапке или в будённовке?

Гуляй-камень – вовсе редкий и непростой топоним, как кажется. С донского юга, с казаками и стрельцами прийти мог на Верхотурье и Реку Теснин.
Слово-то древнее и обозначало Гуляй-город, Гуляй-городок. Это был настоящий танк XV — XVIII веков,  передвижное полевое укрепление из прочных телег с большими щитами. При обороне из таких телег составляли временную крепость нужной формы. Деревянные щиты защищали и от стрел, и от лёгкого стрелкового оружия. Гуляй-городок мог противостоять коннице противника.

Фамилия Гуляев тогда появилась на Руси и на Дону. Ведь командовал в рати гуляй-городом "гулявый воевода". В истории Росиии "гуляй" впервые был применён либо при походе на Казань в 1530 году, либо при её взятии в 1552 году. Решающую роль гуляй-город сыграл в битве при Молодях  в 1572 году. Генрих Штаден сказал о нападении крымского хана в 1572 году:
"Если бы у русских не было гуляй-города, то крымский царь побил бы нас, взял бы в плен и связанными увёл бы всех в Крым, а Русская земля была бы его землёй". При обороне Москвы в 1591 году гуляй-городок защищал землю будущего Донского монастыря.

Вернёмся к обороне Уткинской Слободы. Защитникам её заранее было неизвестно, откуда двинется "воровская черемиса" с "сылвенскими тотаровя", откуда нагрянут башкиры. Нужно с верхнего Георгиевкого (Слободского) камня в оба глаза "зырить" вверх по Чусовой, и с нижних Георгиевских камней – вниз.

Почему бы тогда стрельцам не использовать было гуляй-городок? Милое дело!
Стоит он себе на нижних Георгиевских камнях, поскольку там острога уже нет. А в любой момент – по коням! – и принесётся средневековый танк на верхние Георгиевские камни, к устью Усолки. Пока бьётся об него конница, пока осыпает щиты град из свинца или стрел – у защитников Уткинского острога будет время приготовиться...


Рецензии