87. Группа Якира

Разрубленная плоть без помощи хирургов обычно не срастается, но Гражданская война допускала соединение частей, даже если их разделяло несколько сот километров. Деникинское наступление на Киев, разорвав пополам 12-ю армию, не смогло ее полностью уничтожить. 45-я, 47-я и 58-я стрелковые дивизии продолжали действовать между Винницей и Николаевом.

Их положение определялось директивой Главкома РККА С.С.Каменева от 18 августа 1919 года: "Оборона Одессы и Николаева необходима, а потому войска трех находящихся там дивизий нельзя отводить на север. Все три дивизии, оставляемые в Южной Украине, должны быть объединены в одну группу".

20 августа командование 12-й армии распорядилось объединить 45-ю, 47-ю и 58-ю стрелковые дивизии в Южную группу, указав:

"На группу возлагается сохранение южной Украины даже в том случае, если деникинцы и петлюровцы соединятся в районе Умань-Елисаветград. Войска должны принять все меры, чтобы объединить вокруг себя население для борьбы с противником".

Однако пока приказы дошли до подчиненных, худшее уже произошло. 18 августа деникинцы были в Елисаветграде, а 20 августа они уже встретились с петлюровскими частями. И хотя эти встречи не отличались радушием, 12-я армия оказалась разорванной на две половины. Вдобавок 23 августа деникинцы захватили Одессу.

Кроме основных угроз, неприятным соседством для Южной группы была махновская группировка, находившаяся в районе станции Помошная. Оставшимся на юге частям РККА предстояло выбрать между круговой обороной во враждебном окружении и партизанской войной.

Командующим Южной группой 12-й армии был назначен начдив 45-й стрелковой дивизии И.Э.Якир. Членами РВС группы стали Я.Б.Гамарник и В.П.Затонский. Сложнее было сформировать штаб.

Найти человека, знакомого с штабной работой в условиях окружения было непросто. В итоге начальником штаба Южной группы назначили бывшего командующего Черноморским флотом А.В.Немитца, случайно оказавшегося в Одессе.

Много лет спустя сухопутный адмирал вспоминал об этих днях:

"Я диктую машинистке Шурочке первый приказ по войскам Южной группы: "Товарищи красноармейцы! Мы окружены..." Далее описываю, какие части белых нас окружают, и сообщаю, что фронт уже ушел от Вапнярки на север на 480 верст.

Призываю войска осознать серьезность положения, повысить дисциплину и в полном боевом порядке пробиваться на соединение с частями Красной Армии. В комнату входит Якир и, пробежав глазами приказ, вырывает его из машинки:

- Не подпишу! Да так вы разложите мне все дивизии!

- Войска должны знать правду. Это поднимает сознание, чувство ответственности, дисциплину. Солдат должен понимать замысел полководца, тогда он храбр.

Спор ведется уже на высоких нотах. Отдыхающий в соседней комнате на диване член Реввоенсовета Южной группы Ян Гамарник просыпается и слушает нашу перепалку. В разгар спора он встает и, подойдя к столу, молча подписывает приказ."

Следующим этапом для командования Южной группы было определение маршрута, по которому красные дивизии могли пробиться на Коростень, где еще сражались бойцы 12-й армии. Самым коротким казался путь через станцию Вапнярку, откуда открывался путь на Винницу и Житомир. Однако короткий путь оказался трудноосуществимым.

Брошенные к Вапнярке части 45-й стрелковой дивизии в боях 26-27 августа не смогли вытеснить из этого района 3-ю петлюровскую дивизию и вынуждены были отойти.

Вместо наступления по короткому маршруту, командование Южной группы решило начать наступление на Умань. 30 августа части Южной группы, разбросанные между Бирзулой (Котовском) и Голтой (Первомайском) двинулись на Умань и Бершадь. Действовать им приходилось в полном окружении, без связи с командованием 12-й армии.

Несколько облегчила продвижение советских войск дезорганизация петлюровцев, потерпевших поражение от деникинцев в Киеве. 58-я стрелковая дивизия под командованием И.Ф.Федько двинулась на Умань двумя колоннами под командованием А.В.Мокроусова и Л.А.Маслова.

К этим частям присоединились остатки 47-й стрелковой дивизии под командованием Н.Д.Логофета. Уже 30 августа правая колонна во главе с А.В.Мокроусовым сходу овладела Голованевском.

Собственно штурма не было. А.В.Мокроусов просто въехал в Голованевск на автомобиле и, выдавая себя за деникинского полковника, потребовал от петлюровского коменданта сложить оружие. Пользуясь полученными данными, рота 58-й дивизии захватила штаб петлюровцев в селе Покатилово.

Этот успех облегчил наступление на Умань, к которой Южная группа подошла 1 сентября. В первые часы уманский гарнизон оказывал серьезное сопротивление, но услышав стрельбу со стороны Христиновки, куда прорвалась красная кавалерийская особая группа, петлюровцы начали поспешно отходить на северо-запад.

2 сентября 58-я стрелковая дивизия заняла Умань. В то же время командование Южной группы узнало о захвате Киева, что сразу осложнило предполагаемый поход. В Умани части Южной группы задержались на сутки, отдохнув и пополнив свои ряды за счет добровольцев.

3-4 сентября 133-я и 144-я бригады 45-й стрелковой дивизии вели бои с петлюровскими частями в районе станции Попелюха, которая несколько раз переходила из рук в руки и в конечном счете осталась за красными.

В это же время 58-я стрелковая дивизия отразила в районе Тального атаку небольшого отряда деникинцев, которые, скорее всего, недооценили численность противостоящих сил.

6 сентября части Южной группы обошли Бершадь и переправились через Южный Буг. 8—9 сентября петлюровская Запорожская дивизия пыталась остановить Южную группу в боях у станции Монастырище, но была отброшена на запад. Одновременно части 58-й стрелковой дивизии заняли район Тальное-Звенигородка.

11 сентября И.Э.Якиру удалось наладить связь с командованием 12-й армии с помощью небольшой полевой радиостанции. После двухнедельного молчания 45-я и 58-я стрелковые дивизии вновь заняли место на штабных картах.

Командующий 12-й армии С.А.Меженинов приказал Южной группе идти на Житомир для соединения с 44-й стрелковой дивизией. 12 сентября 58-я стрелковая дивизия двинулась на Белую Церковь. Одновременно части Якира овладели Сквирой.

В районе станций Попельня и Бровки 15 сентября Южная группа столкнулась с сильной группировкой, состоявшей из галицийских частей С.Петлюры и деникинских отрядов, выдвинувшихся со стороны Фастова. Судьбу боя за переход через железную дорогу Казатин-Фастов решила атака бригады Г.И.Котовского, ударившей в тыл петлюровцам. Станция Бровки была захвачена красными.

И.Э.Якир кратко подвел итоги этого боя: "Части Южной группы сломили упорное сопротивление противника на линии железной дороги Фастов - Казатин. Противник наголову разбит, отступает к Казатину и Житомиру. Частями 45-й дивизии целиком захвачен в плен Полтавский  полк противника, захвачено много пулеметов, десять орудий. Продвижение вперед продолжается".

16 сентября войска и обозы Южной группы в течение восемнадцати часов пересекли железную дорогу Казатин-Фастов. Сильно поредевший петлюровский Северный корпус под командованием Вольфа отступил к Казатину.

17 сентября 45-я и 44-я стрелковые соединились в районе Житомира. Одновременно 58-я стрелковая дивизия заняла Брусилов и Радомышль. 19 сентября после трехдневных боев 12-я армия овладела Житомиром. Правда, начальник штаба Южной группы А.В.Немитц в штурме города не участвовал. Его с заражением крови и очень высокой температурой отправили в Москву.

20 сентября во всех ротах, эскадронах и батареях Южной группы был зачитан приказ, в котором РВС поздравлял части 45-й, 58-й и 47-й стрелковых дивизий с окончанием похода. Приказ заканчивался словами: "Реввоенсовет Южной группы благодарит вас, товарищи, и зовет к новым славным боям, к новым победам!"

Кроме опытных бойцов, десятков орудий и пулеметов, Южная группа доставила 12-й армии 15 тысяч овец, 7 тысяч быков (из имения Фальцфейна "Аскания-Нова") и большое количество сахара и муки. Эти запасы были очень кстати.

По итогам похода Южной группы В.И.Ленин распорядился:

"1. Наградить славные 45 и 58 дивизии за геройский переход на соединение с частями 12-й армии почетными знаменами революции.

2. Выдать всей группе за этот переход, как комсоставу, так и всем красноармейцам, денежную награду в размере месячного оклада содержания."

И.Э.Якир, Я.Б.Гамарник, А.В.Немитц и И.Ф.Федько были награждены орденами Красного Знамени. Существенно усилившаяся в сентябре 1919 года 12-я армия теперь могла решать более серьезные задачи.


1. И.Э.Якир. Воспоминания о гражданской войне. М. 1957.

2. А.В.Немитц. Недавнее прошлое русского флота (по личным воспоминаниям). Гражданская война в России: Черноморский флот. М. ACT. 2002. 544 с.

3. Г.И.Котовский. Сборник воспоминаний. Кишинев, 1961.

4. Н.Д.Кондратьев. На линии огня. Эпизоды из жизни командарма И.Федько М. 1974.

5. История 45 Волынской Краснознаменной стрелковой дивизии. Киев. 1929.

6. Н.И.Супруненко. Очерки истории Гражданской войны и иностранной военной интервенции на Украине (1918-1920). М. Наука. 1966.

7. И.Л.Обертас. Командарм Федько. Воениздат. 1973.

8. Командарм Якир. Воспоминания друзей и соратников. М. Воениздат. 1963.

9. В.П.Затонский. Водоворот: Отступление южной группы. Этапы большого пути: Воспоминания о гражданской войне. М. 1962.

10. Ф.Зинько. Два адмирала. Вестник online. № 11 (348). 26 мая 2004 года.

11. П.М.Бабенко. И.Э.Якир. (Очерк боевого пути). М. 1964.

12. Н.И.Салехов. Ян Борисович Гамарник. М. Издательство политической литературы. 1964.

13. Г.К.Четаев. Военная деятельность И.Э.Якира во время гражданской войны. Вопросы исторической науки: материалы V Международной научной конференции (г. Казань, ноябрь 2017 г.). Казань. Бук. 2017. С. 31-34.

14. Д.Панков. Командарм 1 ранга И.Э.Якир. Военно-исторический журнал. М. 1976. №  7. С. 125–126.

15. В.В.Ульянов. Военная и общественно–политическая деятельность И.Э.Якира. Автореферат кандидатской диссертации. Кишинёв. Кишинёвский государственный университет. 1975. 34 с.

16. Я.С.Блудов. Революцией призванные. 2-е издание. Киев, 1978.

17. В.Волковинский. Иона Якир. Политика и время. 1991. № 3.

18. М.Н.Барсуков. Коммунист-бунтарь. М.-Л. 1926.

19. М.Н.Барсуков. Котовский. Харьков. 1930.

20. А.С.Есауленко. Легендарный комбриг. Кишинев. 1967.

21. Г.И.Котовский. Документы и материалы. Кишинев. 1956.


Рецензии