Не мой автор

Отзыв на книгу «Аквариум» Виктора Суворова

Этот не тот род книг, которые я читаю сам и пачками. У меня было двое гостей, и оба горячо посоветовали "Аквариум". Что делать, проверил его наличие на майбуке и через пару дней начал читать. Дочитав, продолжил считать, что не мой это род литературы.

Нет, мемуары я просто обожаю. Историческую документалистику читаю взахлеб. Хорошо написанную беллетристику изредка проглатываю с удовольствием. Но это не первое, не второе и не третье. И это основной минус книги в моих глазах.

Во-первых, сам автор говорит не раз, что заменил все или почти все реалии вымышленными или сходными деталями. Во-вторых, в интернете есть масса критики этого (и других) произведений Суворова, и одна из основных претензий к книге заключается как раз в том, что достоверность описанного под большим вопросом. В-третьих, герой вылеплен так, что вот не верю я ему, и все тут.

Т.е. с такими вводными данными читать книгу ради того, чтобы что-то узнать о работе советского ГРУ и вообще спецслужб, я бы точно не стал. Если читать не ради этого, то ради чего? Художественная составляющая в книге откровенно слаба. После акунинской фандорианы ну никак не увлекает и не впечатляет.

Вот и остается горькое послевкусие и сожаление о потерянных часах. Т.е. прочитал, точнее, дочитал книгу я исключительно ради того, чтобы если те мои друзья приедут ко мне снова, я мог сообщить им о выполнении их наказа. Ну, и мама в детстве меня приучила дочитывать книги, поэтому дочитываю и сейчас почти все (правда, многое дочитываю годами).

Нет, есть у книги в моих глазах и свои плюсы. Например, сейчас, выписывая в Брэйн цитаты, я удивился тому, что их насобиралось аж несколько десятков. Некоторые из них прямо во время чтения проскакивают, особо не зацепив, а смотрю на них сейчас – и запасливо тегирую/линкую ради их афористичности. Пригодятся в хозяйстве.

Также книгу можно использовать как иллюстрацию расчеловечивания (автор многажды выступает в книге апологетом животного образа жизни, жестокости и т.п.) и роботизации (фактически это длинный рассказ о разламывании и размалывании личности, превращающейся в винтик в бездушной системе).

Советую ли я кому-то прочитать эту книгу? Точно нет. Буду ли сам перечитывать? Точно нет. Буду ли читать другие книги автора? Скорее всего, нет. 6/10 (за афоризмы и поэтичное описание танков).


Рецензии