Беспокойство 29 апреля 2018

БЕСПОКОЙСТВО — 29.04.2018

#беспокойство #скандхи #четыреосновывнимательности #сатипаттхана #блохи #Атиша #генералЙен

Есть люди, которые все время беспокоятся. Причем беспокоятся эти люди о вещах за гранью их влияния.

Формы беспокойства таких людей различны. Если речь идет о женщине, эта женщина будет непрестанно причитать о том, «как бы чего не вышло» или о том, «ах, какое горе случилось». Ах, сын зарабатывает мало, ах, соседка по даче украла два куска шифера и не извинилась, ах, сноха недобро глядит, ах, внука поставили на учёт в полиции! Мы все наверняка наблюдали таких женщин. У пожилых женщин это беспокойство становится источником шуток для других, хотя ничего особенно смешного здесь нет, ведь нам не приходит в голову смеяться над чужими физическими недомоганиями? У молодых женщин это агрессивное беспокойство часто причиняет серьёзную досаду окружающим: впрочем, наполовину это — древний биологический механизм, обеспечивающий сохранение жизни детям, о которых женщина должна постоянно заботиться, и ровно на эту половину он и извинителен.

А если это мужчина, такой мужчина будет, к примеру, с серьезным и строгим видом ошеломлять вас сотней вопросов о вещах, которые вас должны волновать куда больше его (но при этом вас они не волнуют, а почему именно не волнуют? — спросит он, и вам, возможно, станет неловко). По каким предметам вы наняли репетитора вашему ребёнку? (Ни по каким.) Как, вы совсем не беспокоитесь о том, куда он поступит? (Куда бы он ни поступил, мы за своего ребёнка учиться не сможем.) Вас не тревожит, что ваша взрослая дочь может забеременеть от вот этого типа? (Как, любопытно, мы сможем это предотвратить: ходить за ней по пятам?) Что именно вы написали в письме, которое послали третьему лицу, а ему не показали? (Если бы ему хотели показать, уже бы и показали.) Как будет выходить из положения правительство, если по причине американских санкций перестанет развиваться наша промышленность? (А наш собеседник владеет алюминиевыми заводами или думает прикупить парочку?) Не боитесь ли вы того, что краска, которой вы красите, скажем, крыльцо, через три года отстанет? (Вы не боитесь, вы просто покрасите заново то, что собираетесь красить, а вот он за вас боится.) Откуда на стене потёк ржавчины? Не потому ли, что лист железа был некачественно покрашен, и краска сошла? (Лист был оцинкован, но это нашему беспокойному герою ни к чему, он в материалах и их свойствах не разбирается и никакого дельного совета он вам тоже не даст, ему бы поскорей сбросить беспокойство.) Что теперь делать с этим? (Да ничего не делать: покрасить этот участок и забыть о нём.)

На все эти вопросы есть лишь один ответ: зачем наш герой промышляет об этом? Беспокоиться ст;ит лишь о тех вещах, которые мы можем и хотим изменить. Впрочем, даже о том, что мы можем и хотим изменить, не надо волноваться: нужно взвешивать варианты, принимать решения, не откладывая их, продумывать последствия решений и встречать эти последствия со спокойным бесстрашием генерала Йена, пьющего свой горький чай. А обо всём, что за этими пределами, тревожиться и вовсе глупо, и мужчине, и женщине.

Иногда вам кажется, что беспокойство других людей о вашей жизни даже происходит из заботы о вас. Нет. Это просто волнение, порождённое некими «микроорганизмами», которое (которых) его носитель, утомлённый тяжестью постоянного несения этого волнения, силится перекинуть на вас. Известная логика в этом есть, ведь если одна собака скинет на другую половину своих блох, первой будет полегче. Впрочем, человек — производитель беспокойства вокруг себя такими категориями вовсе и не думает: он искренне считает, что его вопросы и реплики продиктованы заботой о других, чувством ответственности или, к примеру, патриотической установкой. 

Человек состоит из пяти скандх. Иногда клетки нашего тела, самой «зримой» скандхи, как бы начинают жить самостоятельно и приобретают самостоятельную волю. Раковые клетки — самый известный пример такого бунта отдельных крошечных частиц нашего тела. Впрочем, не всегда такое своеволие обязательно плохо: сердце сокращается, диафрагма поднимается и опускается без нашей заботы об этом и не требует нашего внимания, а если бы требовала? Тогда половина из нас умерла бы во сне, забыв о том, что надо дышать. Или возьмём бактерии в нашем желудке, которые отвечают за расщепление разных веществ и наше пищеварение. Эти бактерии ведут борьбу за собственное существование, просто так совпало, что их симбиоз с нами им и нам взаимно выгоден. Эти бактерии очень бы удивились, скажи мы им, что единственная цель их жизни — обеспечивать наше пищеварение. Это, конечно, если допустить, что бактерии  вообще могут удивляться.

Пожалуй, другие наши дхармо-частицы, составляющие четыре оставшиеся скандхи, тоже могут приобретать известную самостоятельность, становиться некими микроорганизмами с простейшей самостоятельной волей к выживанию и размножению. (Винить их за это глупо: мы же не виним бактерии в зловредности, даже если от них получаем вздутие живота.) Так, собственно, и появляются «блохи беспокойства». Есть, пожалуй, масса других организмов такого рода, например, связанных с нездоровым ажиотажем, с гневом, с бесконтрольным половым влечением, с высокомерием и так далее.

Каким образом мы заражаем этими организмами окружающих? Посредством суетного поведения, а больше всего посредством речи. Впрочем, мы ответственны за наши мысли: вы наверняка могли наблюдать, что в компании взволнованных людей нам тоже становится не по себе.

Каким образом очищаться от этих излишних «друзей», хотя бы время от времени? Всеми хорошо известными способами: медитацией, молитвой, длительными затворами. Впрочем, некоторые люди даже во время затвора не могут перестать листать новости на своём телефоне, как будто мир за две недели может рухнуть. Если мир и рухнет за две недели, мы с этим ничего не способны сделать, а самой лучшей стратегией в этом случае будет молиться и медитировать, чем в затворе и полагается заниматься.

Каким образом не стать источником заражения для других? Очень просто: наблюдать «чувства в чувствах, мысли в мыслях, и кармические импульсы в кармических импульсах». Это и есть три из четырёх основ внимательности, или сатипаттханы (смрити-упастханы), одной из старейших буддийских медитаций, общей для двух главных ветвей буддизма. Только наблюдением мы и увидим, что наши микроорганизмы (которые зачем-то нужны в экономии нашего сознания) разбушевались. А наблюдая, нам стоит стараться тщательно отслеживать, какие слова выходят из нашего рта.

Каким образом защититься от чужого беспокойства? Да просто не обращать на него внимания. Это одновременно и легко и сложно. Легко — потому что не требует от нас никакой специальной реакции. Иногда ненужный вопрос потому и ненужный, что не требует никакого ответа. Сложно — потому что все и всегда нам внушают, что не разделять чужого беспокойства некрасиво, невежливо, негуманно. Несострадательно, так сказать. Но послушайте, неужели из сострадания мы будем кормить блох своего соседа? Соседу это всё равно не поможет, а что до жалости к самим блохам, мы ведь не достигли святости Атиши. (Когда же достигнем, бодхисаттва мудрости явится нам воочию и расскажет, что делать дальше, как и с самим Атишей это случилось.) Прыгнув на нас и не сумев зацепиться своими лапками за гладкую поверхность нашего равнодушия к бедам алюминиевой промышленности или ржавому потёку на стене, они свалятся на землю и вернутся к своему хозяину за неимением никого другого вокруг. А тот, почувствовав своё усилившееся беспокойство, возможно, назовёт нас равнодушным, циничным, жестоким или самовлюблённым человеком. И пусть называет сколько угодно. Разве мы можем это изменить? Так стоит ли об этом беспокоиться?


Рецензии