Человек-lite 14 апреля 2018

ЧЕЛОВЕК-LITE — 14.04.2018

#КьосангРинпоче #ИоаннБогослов #ДжонМильтон #ВладимирСоловьёв #ДаниилАндреев #451поФаренгейту #Fahrenheit451 #Достоевский #ВеликийИнквизитор #НезнайканаЛуне #ГербертМаркузе #одномерныйчеловек #глобализм #евроатлантизм #Сопротивление #ЛуиАрагон #LouisAragon #creve-c;ur

Память Кьосанга Ринпоче

Эта проповедь будет крайне нетолерантной, нарочито заострённой, потому тем, чьи чувства она оскорбит, лучше не читать её. Впрочем, незабвенный ушедший учитель тоже не стеснялся называть вещи своими именами.

Иоанн Богослов, Джон Мильтон, Падмасамбхава, Владимир Соловьёв, Даниил Андреев — все они (и не только они) разными словами предсказывали явление Антихриста. Все они полагали, что это будет уникальная, исключительно талантливая личность, воплощённое зло, некий абсолютно гениальный тёмный пророк, посланный воплотиться в мире самим Сатаной. Что ж, всё может быть, ничто не невозможно. Но боюсь, если бы Сатана глянул на наш мир прямо сейчас, он бы сказал: «Зачем такой сложный план? Они, кажется, и без этого неплохо справляются».

Вовсе без демонического влияния, пожалуй, не обошлось. Хотя в сфере искусства десять Буниных не заменят одного Толстого, в области религии, точней, мистицизма десять (или сто) лжеучителей средних способностей с некоторым усилием вполне могут заменить одного гениального лжепророка. «Судите по плодам», как говорил отец христианства. А судя по плодам, замечаем, что эти силы, по крайней мере, применительно к нашим дням решили сменить план и вместо сатанинской деспотии строят сатанинскую демо(но)кратию, правители которой одновременно везде и нигде. Наивно думать, будто рычаги управления такой демократии будут даны людям: пастух ведь никогда не даст овцам пасти себя самостоятельно.

Впрочем, и это тоже увидено, и то тоже предсказано провидцами прошлого, например, Брэдбери в его бессмертной книге. Но прежде Брэдбери нужно внимательно и со всем тщанием перечесть «Легенду о Великом Инквизиторе» из «Братьев Карамазовых». В Северной Америке и в Западной Европе мы видим эту легенду почти осуществившейся. И вопрос вовсе не в том, имеется ли воплощённая фигура Великого Инквизитора. Зачем она, если его подручные и так справляются?

Подобно тому, как пастуху нужны послушные животные, порода которых выводится путём селекции, также и демонизму наших дней требуется особая порода человека: человек-lite, облегчённая человеческая версия.

Пожалуй, не будет большим преувеличением сказать, что такой человек усилиями масс-медиа и нового экономического уклада уже выведен.

Я жил некоторое время в Европе и наблюдал появление этих людей. В 1998 году их было не так много, в 2002 — больше, в 2007 — ощутимо больше. Сейчас они наблюдаются и в России. Что делать, подрастают новые поколения. В гениальной книге Николая Носова сам воздух острова дураков был отравлен так, что всякий его житель рано или поздно превращался в овцу. Кстати, наша советская детская культура была противоядием против того, чтобы превратиться в человека-lite, человека упрощённого. Но чтобы использовать любое противоядие, его нужно хотя бы открыть, а с того времени, как Человек-паук и иже с ними победили Николая Носова, особо надеяться на это не приходится. Впрочем, не будем пессимистами и лучше скажем: одержали временную тактическую победу. Сейчас как будто наблюдаются признаки того, что победа Человека-паука не окончательна. (Разумеется, всё это будет важно, лишь если мир и человеческая цивилизация сохранятся, а прямо на наших глазах не полетят под откос ядерной войны.)

Итак, каковы черты того, кто в итоге получился?

Человек прошлых времён был сложен, огромен, широк. Человек-lite узок, вот его первая и главная характеристика. В его сознание не вмещается то, что приносит ему душевный дискомфорт. Про любое такое нечто, что смутно тревожит, можно или притвориться, что его нет, или перетолковать его в терминах, которые уже известны и тщательно разжёваны мастерами публичной болтовни. Вот два способа ответа облегчённого человека о любом мешающем жить феномене: или «А, я это знаю, это …изм», или «Всё это сказки, такого не бывает на свете». Далай-лама? Это буддизм, теократия. Римский папа? Это христианство, теократия. Леонид Слуцкий? Это мизогиния. Рейс MH17? Россия, авторитарная диктатура. Скрипаль? Россия, авторитарная диктатура. Британия села в лужу, это не русские отравили Скрипаля? Нет, не может быть, потому что не может быть никогда. Монархия — не всегда зло, а толерантность не так уж хороша? Нет, не может быть, потому что не может быть никогда. Или, к примеру, в отечественном варианте: можно быть патриотом своей страны — и при этом не сталинистом? Нет, этого не может быть, потому что не может быть никогда. Буддизм в России, независимый от иностранных влияний, возможен? Нет, этого не может быть, потому что не может быть никогда.

Человек прошлого был часто готов умирать и убивать за свою веру (иногда истинную, иногда ложную). Вера и религия облегчённого человека — это потребление; смакование чего угодно как процесса потребления. И дурно ведь не потребление само по себе (большинство из нас каждый день ходит в магазин), а то, что ничего более возвышенного и сложного не предполагается. Если облегчённому человеку и попадается настоящая религия, он высасывает из неё всё то, что в состоянии переварить, и отбрасывает остальное (процентов девяносто) прочь как мусор. В его мире есть та или иная удобная вера, которая, конечно, при пристальном разглядывании оказывается суррогатом, поскольку задачу религии — делать человека фундаментально, принципиально лучше — она не выполняет. Только ведь она и не должна её выполнять, она совсем не для того инсталлируется в ум. Она принимается именно как суррогат, как фальш-панель, как способ убедить себя и окружающих, что «в плане духовности у меня всё нормально», как тонкий пластик, который закрывает зияющую чёрную дыру в стене ума. Самое большее, на что способна эрзац-вера — выполнять функции психотерапии. И, если не возлагать на неё никаких настоящих нагрузок, эта фальшь-панель вполне способна радовать глаз. Разумеется, только глаз облегчённого человека, так как человек прежней закалки рано или поздно почувствует фальшь, пластмассу и лёгкую тошноту. А человеку-lite  горя мало, он и не знает, что религия бывает другой, что за убеждения кто-то способен, к примеру, добровольно простоять тридцать лет на камне, полжизни прожить в пещере или сгореть на костре. Какой ещё костёр? Костёр — только в формате барбекю.

Человек прошлого был неуравновешен. Им играли бурные страсти. В борьбе со страстями он мог изнемочь, мог потерпеть поражение и превратиться в чудовище, мог победить их и стать святым. В облегчённом человеке никаких бурных страстей нет. Они неизящны, они разрушительны (для здоровья и своего психического комфорта, которые человек-lite ценит едва ли не больше всего на свете), они справедливо презираются всем «прогрессивным человечеством». Стоит кому-то из «питекантропов» обнаружить любые сильные чувства (в том числе такие, как патриотизм, преданность идее, праведный гнев, презрение к предателю, негодование по отношению к кощунству), как человек облегчённой формации морщит нос и говорит: фу, как некрасиво! Сколько эмоций! Где ваше позитивное мышление? Вам нужно быть более доброжелательным к окружающим!

Нельзя сказать, что облегчённому человеку вовсе неведома любовь. Нет, он её хорошо знает, просто любовь переживается им без всякой трагедии. Ведь он — свободная личность (как внушили ему его пастыри), и поэтому легко проживёт без «эмоционального рабства». Все эти прекрасные слова, увы, обычно просто маскировка того факта, что человек-lite живёт вовсе без семьи, по крайней мере, в долгосрочной перспективе.

И без обязанностей. Облегчённый человек не спешит на себя брать ответственность. О, конечно, он где-то работает, что-то делает. Но ответственность за мир? За страну? За будущее народа? За национальную церковь, сангху, умму? Да хотя бы за локальную общину? Да даже за семью и мировоззрение своих детей? Нет-нет: во-первых, об этом промышляют его пастыри, во-вторых, в лексиконе человека-lite и слов таких нет, как «страна» и «народ». Ведь давно нет, как ему внушили, никаких народов, суверенных государств, церквей, даже традиционной семьи: всё это — пережиток дремучего прошлого, первобытного расизма, сексизма, тирании, женоненавистнического фаллоцентризма и так далее, а ныне всё человечество, взявшись за руки, единым строем идёт прямиком в рай земной, где несть ни эллина, ни иудея. Или, как сказала об этом же прекрасный журналист Елена Кондратьева-Сальгеро, «все сколько-нибудь “держащие” человеческие структуры, ограничивающие свободу отдельных индивидуумов и целых конструкций — все эти скрепы, сваи, стержни, устои, каркасы и фундаменты — по всей видимости, должны исчезнуть одни за другими, предоставив возможность некоей бесформенной и безмозглой субстанции вольно шататься на семи ветрах и расползаться бессмыслицей по древу» [Елена Кондратьева Сальгеро. Из жизни беспозвоночных. // Взгляд. — 9 апреля 2018 г. — Режим доступа: https://vz.ru/opinions/2018/4/9/916673.html].

Кстати, человек-lite, как правило, терпеть не может все социальные системы, которые управляются не автоматами, а живыми людьми — и управляются, по его мнению, плохо, ведь люди всегда неудобны, пристрастны и шершавы, ведь с людьми, особенно старой формации, надо, о ужас, договариваться, приноравливаться и их вкусам, слабостям, взглядам на жизнь, а облегчённый человек этого страх как не любит. Когда страной правит, к примеру, абстрактный капитал или «невидимая рука рынка» (на самом деле — просто кукловоды, которые искусно дёргают за нитки, оставаясь в тени) — это облегчённый человек понимает и приветствует, ведь такие кукловоды невидимы и вполне вписываются в его облегчённое мировоззрение. Когда во главе страны (области, города, района) —личность, некто живой и самобытный с собственной позицией, это человека-lite раздражает, как раздражает его любой, кто непредсказуем и своей неординарностью намекает на то, что мир вовсе не одномерен, что всё устроено сложней, чем об этом говорят и пишут создатели медийной повестки. Итак, раздражает, но критикуя, облегчённый человек никогда не предложит себя на место управленца, никогда не скажет, что он готов и хочет делать лучше. Вот ещё, нашли дурака!

А человек-lite вовсе не дурак, он малый не промах. Он заботится о своём здоровье, как физическом, так и душевном. Он и про утреннюю пробежку не забудет, и иным недешёвым способом о теле промыслит. Он часто вегетарианец (впрочем, не обязательно, и не всякий вегетарианец — человек-lite), в любом случае он себе не враг. Итак, он маленький и компактный. Тонкий, лёгкий и звонкий. Гигиеничный и прогрессивный. Он похож на те жетоны из полупрозрачного зеленоватого пластика, которые раньше использовались в метро. От жетонов, как мы помним, отказались, сейчас информация записывается в магнитной полосе на цифровом уровне. Что же, всё дальше и дальше на пути ко всеобщей цифровизации и потенциальному полному отказу от тела.

Люди прошлых времён страдали одержанием, но что-то давно не слышно о случаях одержания. И то: ч-т-о здесь одерживать? Бедному бесу в облегчённом уме и развернуться-то негде. А если говорить серьёзно, то человек-lite не видит духовных глубин и всерьёз не воспринимает ни пробуждённых существ, ни каких-либо чертей. Он фундаментально не верит в них, так как они — угроза его эгоизму. Таким образом он как бы наглухо закрывает все двери и окна своего ума, что хорошо для его психического здоровья, но плохо для его религиозной жизни, ведь без искушения нет и простора для нравственного восхождения. В этот закрытый ум не проберётся никакой знатный бес, но и бодхисаттва туда тоже не войдёт. Стучите, не стучите, вам не откроют. Хозяин окуклился в своём самодовольстве. И наконец, как уже было сказано, мистическое сознание облегчённого человека плоское, как пластмассовый жетон. Какой смысл для разнообразных демонов его одерживать в индивидуальном порядке, какой им в этом интерес? Нет, думаю, что бесы занимаются «промышленной дойкой» человека-lite, за этим он и выведен. А чтобы заниматься дойкой кого-то, пробираться внутрь его вовсе не обязательно: доярка ведь не интересуется внутренним миром коровы. О том, как эта промышленная дойка работает применительно к сетевой порнографии, есть строки в романе Виктора Пелевина «Любовь к трём цукербринам». Увы, даже лучшее провозвестие оказывается не услышанным, и зачем его слышать, если можно просто забавляться?

Появится ли в уме человека-lite мысль о том, что он в том виде, как есть, недостаточен? Нет, конечно: с чего это он недостаточен? Он полноценен: это вы, с вашими атавизмами в виде чести, ответственности, высших стремлений, мыслей о горнем — переросток, мутант, кадавр и питекантроп. Появится ли в сознании облегчённого человека мысль об общении с дальними мирами, как духовными, как и физическими? Вопрос праздный. «Юра, извини, мы всё про…» — просвистели, скажем благозвучно.

Но вот вопрос совсем не праздный: как нам самим не стать облегчённым человеком? Он особенно актуален в устах того, кто молод, но не надо думать, что есть некая навеки данная резистентность и что тем, кто постарше, будто бы ничего не грозит. Следует получать хорошее, качественное образование и обновлять его. Следует заниматься самообразованием. Следует воспитывать и вовсю использовать свой ум. Следует заниматься духовной практикой своей религии, причём не в её облегчённом, а в самом трудном и неудобном её варианте, который только нам позволен и посилен. Следует впитывать в себя лучшие образцы прежней, необлегчённой культуры, особенно великой музыки и великой литературы, при этом нужно делать это крайне скромно: не похваляясь актом потребления и количеством прочитанного, а тщательно пытаясь расслышать и разглядеть в этих образцах осколки иных духовных порядков. Следует не стыдиться брать на себя ответственность за то, к чему мы неравнодушны, и не уклоняться от неё. Следует порой уметь идти на конфликт, а не повторять благодушную псевдомантру о том, что будто бы толерантность решает все проблемы. Следует быть отзывчивым к горю другого человека и не замыкаться в себе. Следует быть достаточно критичным, чтобы выделять в информационном мусоре вокруг нас любую пропаганду, любую попытку воздействия на нас с целью управления, и политическая пропаганда — только одна часть такого воздействия, возможно, даже самая малая его часть. Следует не верить ни одному клише мирской премудрости, ни одному «Это верно, потому что все так делают или говорят». Следует в известном смысле идти против течения. Следует стать внутри себя тайным бойцом Сопротивления, тем, кто готов противостоять пошлости этого мира.

Я хочу закончить стихотворением, актуальным в годы Сопротивления. Оно было написано около 1941 года, его автор Луи Арагон. Кстати, Луи Арагон был женат на  сестре Лилии Брик, возлюбленной Маяковского, вот так причудливо сплетается жизнь. Я выпустил несколько строф, они пока неактуальны. Я очень надеюсь на то, что они никогда не будут актуальны. Начинается это стихотворение как любовное — но очень скоро мы понимаем, что оно вовсе не любовное, что оно — гимн тайного бойца, не согласившегося со злом века сего и не желающего сотрудничать с ним.

Туда, куда течёт вода,
Из плена чашки убежав,
В ту, что рождает зелень трав, –
Не уходи.

Не уходи, куда огонь
Уходит, когда гаснет он.
Есть жар, и он – в моей груди.
Не уходи.

Не убегай, как кровь бежит
С руки, что мне кровоточит,
Ты кровь, и без тебя не жить –
Не уходи.

И в облака не уходи,
Но будь орлом, что буре друг,
Хоть в этой буре я умру –
Не уходи.

Не уходи к тому, кто враг,
Кто отнял землю, где ты жил.
Есть память слёз, ей дорожи,
Не уходи.

И в вечный праздник их утех,
В веселье, пляски, песни, смех,
К безумцам, что щедры на грех,
Не уходи.

Ne t’en vas pas o; se perd l’eau
M;prisant le bonheur des verres
Et l’univers des arbres verts
     Ne t’en vas pas

Ne t’en vas pas o; fuit le feu
Quand la paille ; peine defaille
Qu’elle est cendre pour qu’il s’en aille
     Ne t’en vas pas

Ne t’en vas pas comme le sang
Qui saute ; la main qui me blesse
Ma ch;re force et ma faiblesse
     Ne t’en vas pas

Ne t’en vas pas dans les nu;es
Mon bel aigle ami des orages
Je peux mourir de ton courage
     Ne t’en vas pas

Ne t’en vas pas chez l’ennemi
Qui t’a pris ta terre et tes armes
Crois en la m;moire des larmes
     Ne t’en vas pas

Ne t’en vas pas c’est f;lonie
Ces discours ces chansons ces f;tes
Hommes sachez ce que vous faites
     Ne t’en vas pas
8—10.04.2018


Рецензии