Деньги, власть и время 21 марта 2018

ДЕНЬГИ, ВЛАСТЬ И ВРЕМЯ — 21.03.2018

#деньги #власть #время #Мара #мир

Деньги, власть и время являются, пожалуй, самыми серьёзными искушениями современного городского человека. В известной мере они похожи на те искушения, которыми Мара пытал (тогда ещё) Бодхисаттву в ночь Пробуждения, непосредственно перед самым Пробуждением.

Первым искушением Будды, как мы знаем, стали женщины, или дочери Мары. Конечно, вовсе не каждая женщина — дочь Мары, да и вовсе не в женщинах как таковых дело, а дело во влечении к ним. Для женщины аналогичным искушением является мужчина. При этом нет никаких особых сомнений в том, что деньги — дочери Мары. Кого же ещё?

А вообще эти две вещи связаны, ведь деньги непосредственно и нужны для «женской лукавой любви», как сказал о ней Пушкин. И речь идёт совсем не о прямой покупке этой «лукавой любви», хотя и такое тоже случается, а в том, что деньги создают у самого мужчины ощущение своей уверенности, силы, состоятельности, и это впечатление неосознанно проецируется вовне, неосознанно привлекает женщин. Женщинам не нравятся бесхребетные мальчики, которые не знают, чего они хотят в жизни. Это понятно. Проблема в другом. Мальчики всё время соревнуются. Меряются длиной: только во взрослом возрасте это длина, например, списка публикаций, или списка чинов и званий, или, самое простое, толщина кошелька. Общество активно и всеми доступными способами внушает любому мужчине мирянину мысль о том, что без денег он не состоятелен.

А почему, собственно, мы некритически воспринимаем эту мысль? Важны ведь не деньги сами по себе, а умение прожить жизнь так, чтобы этих денег хватало — или же чтобы хватало непосредственно материальных ресурсов, которые иногда можно получить без посредничества денег. С этой точки зрения так ли важно, много ли мы зарабатываем, если мы можем умерить наши потребности? А это почти всегда можно сделать, и притом без всякого вреда для себя.

«Но как же! — протестуют члены «секты свидетелей благополучия». — Ведь деньги обеспечивают лучшее качество жизни!» Кто нам внушил это, и отчего мы слепо верим этой брехне, не скажешь иначе? Всё так называемое «лучшее качество жизни» сводится к возможности съесть кусок торта вместо пирожного (что вовсе не обязательно окажется вкусней и даже полезней) или, например, возможность слетать в Южную Америку вместо Турции или Крыма. И это всерьёз называется лучшим качеством жизни? Деньги, потраченные на торты или Южную Америку, на любые путевые, гастрономические или сомнительно-любовные впечатления, улетают без следа, будто и не было их, и мы остаёмся с тем же, с чем были, с той лишь разницей, что усердно трудились для заработка и терпели всякие иные лишения, может быть, даже на мелкое преступление пошли для получения того, что развеялось как дым. Именно поэтому деньги, воспринятые как самосущее благо — дочери Мары, про которых мы помним, что они были опознаны Пробуждённым в качестве безобразных старух. Вот и нам неплохо бы продвигаться к этому простому, но столь сложному восприятию.

Власть. Власть есть третье искушение Будды. Похожее искушение, как мы знаем, имел и Христос в пустыне. Мара предлагает Будде властвовать над ним самим, над Марой. Именно об этом мы должны фундаментально и тщательно размышлять.

Какую природу вообще имеет власть? Существует власть духовного авторитета, нечто вроде власти Махатмы Ганди, власти Льва Толстого над своими последователями, власти Будды над учениками. Эта власть связана с доверием человеку и с верой в его идеи, она строится на любви, хотя и виды этой любви тоже могут быть различны, и слепое некритическое обожание не является из них лучшим. Существует также и внешняя власть, власть внешнего авторитета: вроде власти офицера над солдатами, руководителя предприятия над подчинёнными и так далее.

Первый вид власти не запретен никому, и обретается он с-и-л-о-й и в-е-л-и-ч-и-н-о-й л-и-ч-н-о-с-т-и. Идущий по пути нравственного усовершенствования обязательно рано или поздно получит эту власти, притом и вовсе не желая её. Если же мы как человек не представляем из себя ничего особенного, надо спросить себя: какой власти над умами и сердцами людей мы хотим? На каком основании её желаем? И не сошли ли мы часом с ума?

Что же до второго вида власти — он по-настоящему опасен. Он связан с необходимостью покорять себе людей, подчинять их своей воле. Далеко не всегда это подчинение совершается из служения идее блага. Умеющий сочетать идею служения общему благу с мудростью хоть и подчиняет себе людей, хоть и использует внешний авторитет, хоть и заставляет их делать не вполне так, как они хотят, но получает от людей прощение своему руководству, когда плод его действий в виде общего блага становится очевидным. Большое же число руководителей служение общему благу с мудростью не соединяют и оттого никакого прощения от людей не получают. Получают раздражение, неприязнь и иногда чистую ненависть. Поэтому-то светская власть, власть внешнего авторитета — власть над Марой, который покоряется лишь внешне и притворно, чтобы тем надёжнее сделать нас частью своего мира. Все эти дурные чувства других людей в отношении нас ведут нас к быстрому обретению плодов дурной кармы, к тому, что беспомощно барахтаемся в океане страдательного бытия. И неужели э-т-о-г-о мы всерьёз хотим? Неужели власть над другими — то самое, чего так наивно желаем?

Наконец, время. Мы знаем, что вторым искушением Будды было воинство Мары: бесчисленные полки солдат, которые всё шли, шли и никак не кончались. Это именно то, что происходит со временем и с мирскими делами, по крайней мере, в городе. Наше время устроено циклично. Малый цикл — день, средний — неделя, большой — год. В каждом из этих циклов нас поджидают солдаты Мары, то есть бесчисленные мирские дела. Мы успешно побеждаем их — и больше у нас времени, как правило, ни на что не остаётся. Боюсь, что это не совсем благое восприятие времени. Дело в том, что тех солдат, которых мы успешно побеждаем, мы же сами и создаём. От некоторых из этих солдат невозможно уклониться: например, если не будем ходить на работу каждый день, не заработаем денег, умрём с голоду. Но других солдат мы точно создаём своими руками без особенной необходимости. Мы мыслим время циклическим, и поэтому располагаем только одним циклом. Мы хотим заниматься спортом, поэтому записываемся на тренировку в фитнес-клуб, в спортзал или в бассейн. У нас есть только шестнадцать часов каждый день, за вычетом времени на сон, и в эти шестнадцать часов, уже без того заполненных, мы находим возможность втиснуть ещё и время посещения спортзала. Через какое-то время мотивация посещать тренировки угаснет, а нехватка времени останется. Если пропустим тренировку, времени как будто станет больше, но появятся угрызения совести, беспокойство. Скорее всего, это беспокойство съест всё высвободившееся время.

Но, как мы знаем, стоило Будде увидеть истинную природу войска Мары, все эти солдаты пали на землю, как осенние листья.

Время на самом деле вовсе не обязательно циклично. Оно именно таково, каким мы его видим. И, возможно, для нас будет полезным видеть время не в качестве волн, которые идут одна за другой, а в виде одного большого объёма, «куска жизни». У каждого из нас есть свой «кусок жизни»: он велик, но не бесконечен. И всё же он достаточно велик, чтобы оставить после себя нечто значительное: одно, два, три по-настоящему важных дела. Если мы начинаем глядеть на всё наше время как на «кусок жизни», мелкие дела перестают иметь значение. Это не означает, что надо перестать их выполнять. Это, скорее, означает, что мы не можем записывать эти дела в наш актив, как делает большинство людей. Мы чистим зубы, покупаем одежду, ходим на работу, раз в год едем в отпуск… браво, но это делают все. С точки зрения большого куска нашей жизни не будет столь важно, сколько раз мы побывали в Турции, сколько фильмов мы посмотрели, сколько музеев или чужих свадеб посетили, сколько денег мы заработали. Впрочем, если наша работа связана с действительным и подлинным благом людям, это нечто иное. Например, если мы лечим людей, количество людей, которых мы вылечили, вероятно, имеет значение. А вот если мы, к примеру, продаём кафельную плитку, которой люди украшают ванную комнату (без чего, положа руку на сердце, можно, в принципе, обойтись), это едва ли будет иметь очень большое значение в конце нашей жизни. И такая работа — совсем не обязательно дурное дело, просто не каждому в наше время выпадает счастье заниматься трудом, связанным с общим благом, да ещё и получать деньги да него. После нашей смерти никто не собирается нас судить, взвешивать ценность нашей жизни и направлять в ад за нашу легковесность. Никто,  кроме, пожалуй, нас самих, но неужели нам самим не хочется наделить эту жизнь смыслом? А это проще сделать тогда, когда думаем о том важном, что сделали и чего не устыдимся. Чтобы начать делать это важное, совсем не нужно ждать нового года или нового дня. Его можно начать делать прямо сегодня.

Итак, вот три искушения современного человека: деньгами, властью и временем. От того, как мы обращаемся с этими тремя, во многом зависит ценность нашей жизни и наша мера блага для других. А это, по сути, единственное, что имеет значение.


Рецензии