Высокомерие 3 марта 2018

ВЫСОКОМЕРИЕ — 03.03.2018

Обрушимся со всей силой на высокомерие и гордыню.

Разумеется, слова пустотны. Концепты пусты от природы определяемого, и всякое слово значит только то, что мы в него вкладываем. И всё же есть большинство, которое закрепляет за словами и другими знаками известное значение, поэтому на относительном уровне и условным способом слова всё же связаны с реальностью. Оттого и нужно быть к ним внимательным.

У наших православных коллег есть хорошее слово — «гордыня». Это синоним высокомерия, но оттенки значения разные. Высокомерие в б-о-льшей мере описывает социальное поведение, наше демонстративное пренебрежение другим. Гордыня говорит про некое фундаментальное зло внутри нас.

Если некто скажет, что в буддизме никакой идеи фундаментального зла внутри нас нет, это будет, как минимум, неточностью. Разумеется, внутри нас есть это зло, подлинный Мара-внутри-нас, истинный корень сансары. В философском смысле этим корнем является фундаментальная склонность сознания не воспринимать пустотность вещей и наделять взаимозависимые феномены самосущим значением. В нравственном смысле этот корень — ум, заботящийся о себе.

Есть большое количество наставлений, которые разъясняют, каким именно образом эгоизм рождается из склонности воспринимать вещи как самосущие. Простыми словами: если вовне есть подлинный источник счастья — надо обрести этот источник, помешав прочим его захватить, ведь «источников» на всех не хватит (такова вульгарная мысль мира). Если это наше увечное сознание и есть подлинное «Я», нужно промышлять именно о нём (вторая вульгарная мысль мира). 

Отсюда и рождается высокомерие, отсюда и рождается гордыня. Мы должны понимать, насколько многолико это качество, насколько оно хитро, насколько оно изощрённо, коварно и стремится в наши дни избегать простых проявлений.

Легко определить гордыню по внешним признакам высокомерия, внешнего поведения, национального, социального, классового или языкового расизма. Мы все наблюдаем этим признаки, видим их каждый день: «Национальная идея России — хамство», «Меня окружает генетическое отребье», «Те, у кого нет миллиона, идут… [по известному адресу]», «Эти люди по-русски-то не умеют грамотно писать, а их называют героями России», и прочее. Большинство из нас легко вспомнит публичных персонажей — авторов всех этих изречений, или, как минимум, поводы, по которым они были произнесены. Знаете, как мы ни ругали Горбачёва, а всё же в идее гласности что-то есть. Теперь, по крайней мере, «дурь каждого видна», как сказал первый русский император. Утомительно лишь то, что в медийной повестке слишком много этой дури.

Но если не наблюдаем в человеке проявлений высокомерия, значит ли это, что он непременно избавился от омрачения гордыни, от нгагъял, от «Я — царь»? Нет, увы, не значит.

Есть люди, внешне почти смиренные или даже нарочито смиренные, а носят при этом тяготу несмирённой гордости внутри. Как это понять? Чужая душа  — потёмки…

А вот можно понять, можно.

Горделивый человек часто неприятен и не заботится об этом. Центр его мира — он сам. Так какое ему дело, что о нём подумают другие? Он искренне, искренне об этом не промышляет. Забывает думать. Горделивому человеку кажется, что его «должны полюбить и чёрненьким»: за деловые качества, за некие достижения в том, чем он занимается, за «возвышенный образ мыслей», наконец. Только, во-первых, горделивый человек часто переоценивает и свои качества, и свои достижения. Во-вторых, любовь не так устроена и не так она работает. Люди вообще никого не должны любить и ни к кому не должны относиться дружелюбно. Симпатия к человеку — дар свободный, если же человек угрюм, откуда возьмутся основания для симпатии?

В результате горделивый человек распространяет вокруг себя область отчуждения, и либо живёт в великолепном одиночестве, как лермонтовский демон, либо растравляет в себе обидну на «злобствующих людей», которые-де — генетическое отребье, страна хамов и пр.

Есть, впрочем, и другая разновидность горделивых людей: люди, внешне приятные и обходительные, но в своей приятности настолько сосредоточенные на себе, настолько глубоко равнодушные к вам, что их обходительность выходит пуще угрюмости.

Горделивый человек злопамятен. Он ведёт свои счёты с миром, и в этих счётах мир всегда оказывается ему должен. Но не только люди не обязаны нас любить, но и мир вокруг нас, при всей его жестокости (она есть), несправедливости (она есть), временами абсурдности, ровным счётом нам ничего не должен. Не надо судиться ни с миром, ни с Богом как всемогущим существом (которого всё равно нет в том нашем карикатурном виде, каким мы его помыслили). Иван Карамазов и Ипполит Достоевского, Сальери Пушкина — это всё бессмертные образы горделивых людей, пытающихся судиться с Богом и миром. Чем это сутяжничество кончилось, каждый и сам помнит, а позабыв, может перечитать. Да и с отдельными людьми без крайней нужды лучше не судиться. Кто нам сказал, что мы имеем право требовать для себя особой человеческой справедливости, если выдающиеся гении, аскеты и святые люди не получали никакой справедливости? С другой стороны, есть справедливость кармы, внутри бездушного и безошибочного механизма которой всё, что с нами происходит, — плод наших дел. На кого же жаловаться?

Горделивый человек невесел. Отсутствие веселья — это практически его нормальное состояние, так как он чрезмерно сам для себя значим. А его не ценят или не ублажают, так чему же веселиться? Улыбнуться веселью других хотя бы из простой вежливости горделивый человек забывает, потому что зачем вежливость? Вокруг же — генетическое отребье, а если не отребье, тот как минимум люди, несправедливо обидевшие художника. Зачем им вежливость? Не заслужили. Да и в принципе горделивый человек глубоко презирает все социальные смазки между людьми, считая себя выше их, при этом оказывается не выше, а ниже. Вот, некий учитель использует бранное слово, а горделивый человек повторяет, не замечая и не думая, что в устах ламы это бранное слово — средство воспитания, а у него, гордого человека, выходит как жалоба на несправедливый мир или на злых людей в нём, и потому выглядит просто комично. И, разумеется, комичен человек, который думает о себе как о генерале армии или министре иностранных дел (им мат в некоторых случаях по должности положен), а выглядит как нерадивый учащийся ПТУ.

Вообще, именно юмор часто спасает положение с нашими нравственными изъянами, но горделивый человек практически не способен к беззлобному юмору, а тем более к юмору над собой. Ведь он важен, как же над собой смеяться? В его личности есть огромный центр гравитации, какая уж над ним улыбка!

Горделивый человек не желает жить в простоте. Он не желает отбрасывать прошлое. Он не хочет сказать себе: «Раскаялся, забыл, начинаю новую жизнь». Он, когда не ведёт бухгалтерию обид с миром, предается самокопанию. Но что можно накопать в себе хорошего? Простите за скабрезность, но если ковырять в носу, наружу можно вытащить только козявку, а не смысл жизни. Мы, со всеми нашими изъянами, ценны не сами по себе, а потенциально, как тот или та, кем можем стать. Стать мы можем Пробуждённым на благо всем живым. Но одна из составляющих буддства — великая, большая простота. Это не простота деревенского дурачка. Это простота умения не отравлять ум по поводу вещей, которые мы всё равно не можем контролировать. Горделивый человек желает контролировать всё, промышлять обо всём: от того, чем в обед заняты подчинённые, до оценок в дневнике дочери, от нравственного облика учеников (обычных, не духовных) до их политической позиции. Ведь он значим! И даже не так: ведь он хороший, умный человек, значит, его контроль действительности будет благом! Ради всего святого, скажите ему уже кто-нибудь, что есть люди, которые и без него контролируют отдельные части действительности, просто не делают это в такой назойливой манере, и что в мире также есть гораздо больше частей, которым не нужен никакой контроль.

Последнее — не призыв избегать ответственности. Генерал, к примеру, обязан заботиться об армии и вникать в её нужды детально. А мы разве обязаны? Разве мы — генералы? Настоятель обязан думать о морали монахов. А мы — разве настоятели тем людям, с которыми едем в автобусе?

Взглянем внутрь себя. Есть ли в нас следы горделивого человека? Если есть, давайте лечить их. Чем мы будем их лечить? Приветливостью к окружающим. Отбрасыванием злопамятности и ожиданий справедливости от мира. Готовностью к улыбке над собой. Способностью забывать дурное в прошлом. Умением отказываться от контроля за тем, что хочется контролировать.


Рецензии