Лето внутри Цоя и Науменко

«Лето» внутри Цоя и Науменко.

Долгожданный фильм Кирилла Серебренникова «Лето», который принёс Роме Зверю и Герману Осипову приз Каннского кинофестиваля за лучший саундтрек, вышел в прокат и даже идёт в Костроме. Фильм, допроизводство которого было завершено командой, глава которой оказался в заключении и не имел прямого доступа к руководству процессом. Не смотря на все неприятности, «Лето» получилось тёплым и оптимистичным.

Почему «Лето»? «Лето», как сообщает Википедия – это песня Майка Науменко, посвященная Виктору Цою. Завершается фильм песней группы «Кино» «Скоро кончится лето». Между этими песнями – знакомство этих музыкантов и небольшой жизнеобраз участников Ленинградского рок-клуба начала 80-х годов.
Этот фильм нельзя назвать биографическим. Скорее, это романтически-ностальгическое посвящение, как и песня «Лето», но центральный персонаж здесь не Виктор Цой, а, скорее, Майк Науменко, советский рок-музыкант, поэт и композитор, основатель группы «Зоопарк», так же, как и Цой, не доживший до старости и не увидевший своего сына повзрослевшим. Цой погиб в 1990 году, Майк пережил его на год. И оба героя стали легендами, мифами отечественного рока и символами поколения и в какой-то мере – эпохи.

Участник реальных событий, послуживший прототипом для одного из эпизодических персонажей киноленты, известный музыкальный критик Артемий Троицкий в своём отзыве, в целом – благосклонном, сравнил «Лето» Серебренникова с американским неомюзиклом Дэмьена Шазелла «Ла-ла ленд». Сравнение нельзя назвать точным – всё же «Лал-ла ленд» исключительно декоративный фильм, нарочито-театрализованный. В творении Серебренникова и Ко есть озорные фантазийно-клиповые музыкальные вставки, когда начинают петь пассажиры в троллейбусе или электричке, роднящие «Лето» с мюзиклом. Только здесь сразу же объясняется, что все эти номера – фантазии, которые в жизни не реализованы, хотя очень хотелось. Если искать параллели в кинематографе, то более близким окажется «Внутри Льюина Дэвиса» – фильм о фолк-музыкантах братьев Коэнов. В основе сюжета обоих кинолент –  воспоминания. Фильм о Цое и Науменко – фантазия, в основу которой легли воспоминания Натальи Науменко, жены Майка. И эта кинофантазия не более биографична, чем фильм «Хармс» Ивана Болотникова или «Довлатов» Алексея Германа-младшего.

Совершенно в неожиданном ракурсе предстаёт Рома Зверь (Роман Билык) в роли Майка. Образ Майка, тонкого интеллигента, оказывается удивительно привлекательным и благородным.        Его уникальные отношения с женой, нежные и дружеские, их абсолютная диалогичность, бесконфликтность, напоминают утопический рассказ Андрея Платонова «Фро». Отношения между людьми, которые созданы в фильме в целом, близки к идеальным, конфликты с внешним миром – эпизодичны (например, виртуозный эпизод с Александром Башировым) и легко забываются. Это миф о людях, которых любишь. Так в своих воспоминаниях пишет и Наталья Науменко – безусловно, не всё в их отношениях было безоблачно, но проблемы забываются и остаётся только хорошее. Вероятно, реальный Майк был очень хороший человек, равно как и сама Наталья. Роль жены Майка исполняет актриса Ирина Старшенбаум и весь фильм не оставляет ощущение, что это Чулпан Хаматова. Молодая актриса напоминает её своей простотой и безыскусственностью, ненавязчивым и в то же время чутким существованием в кадре, внимательным и понимающим взглядом. Роман Билык и Ирина Старшенбаум здесь составили прекрасный дуэт, между ними всегда чувствуется связь, молчаливый диалог, в котором есть и доверие, и переживание, и осмысление.
Образ Виктора Цоя здесь рассматривается в тесной связи с этой парой, усложняет, оттеняет их отношения. Цоя сыграл корейский артист Тео Ю, за которого говорил певец Денис Клявер, а пел Пётр Погодаев. Тео Ю удалось создать образ певца, хотя достаточно статичный, штрихами, очень корректно, без попыток сочинить нового Цоя, залезть в его переживания и мысли, как это принято в литературе из серии ЖЗЛ. «Лето» - это мир хороших людей, художников, само-званцев, т.е. тех, кого не зовут, но они сами приходят, и их приход привносит смысл.

Музыка здесь звучит и отечественная, и зарубежная, в записях самих Науменко и Цоя, а также в версиях современных музыкантов, в финальных титрах прописаны исполнители каждого номера и их немало. Также только в финальных титрах можно увидеть ряд знакомых имён, в том числе костромичи хорошо знают хореографа-постановщика – это Евгений Кулагин, руководитель компании современного танца «Диалог Данс».

Текст – Ирина Пекарская,
арт-обозреватель, член Союза театральных деятелей РФ
Опубликовано СМИ44  17.06.18


Рецензии