Время Крошки Цахеса 27 января 2018
#ЭрнстТеодорАмадейГофман #КрошкаЦахес #Достоевский #СелоСтепанчиково #МихаилБулгаков #СобачьеСердце #ДианаШурыгина #однополыйбрак #Стоцко #Войцеховский #ЛГБТ
Сегодня о злобе дня.
Есть в мировой литературе три произведения, мистическим образом связанные между собой. Я обнаружил эту связь во сне, а проснувшись, удивлялся, как не увидел наяву, ведь она достаточно очевидна. Это «Крошка Цахес» Гофмана, «Село Степанчиково» Фёдора Михайловича Достоевского и «Собачье сердце» Булгакова. (С некоторой натяжкой добавим к ним и «Трёх сестёр» Чехова, хотя Наташа Прозорова лишена той почти мистической размерности, до которой вырастают Цахес, Фома и Шариков.) Хотя написанные в разное время, эти произведения говорят об одном и том же: о торжестве посредственности, которая, непонятным образом как, вдруг оказывается гораздо значимее окружающих людей: более умных, более благородных, более порядочных. Так происходит до вмешательства какого-то чуда: студент Бальтазар вырывает три золотых волоска с головы Цахеса, профессор Преображенский превращает Шарикова обратно в собаку, Егор Ильич даёт Фоме оплеуху, и каждый в итоге видит, что вундеркинд и гений оказался ничтожеством, и «человек грядущего» — обычный хам настоящего.
Нам всем не хватает этого чуда.
Пытаюсь посмотреть новости в серьёзном издании вроде «Взгляда», чтобы понять, что делается в стране и мире, и натыкаюсь на заголовок вроде «Диана Шурыгина высказалась о…» Уж не знаю о чём, не стал дочитывать. Какое, собственно, мне дело, о чём высказалась Диана Шурыгина? Разве в России мало умных людей? Не знал бы этой фамилии, пока тот же «Взгляд» не написал о ней, и ещё бы век не знал. О чём бы она ни высказалась, думаю, любой настоятель дацана, любой православный священник, имам любой мечети может сказать нечто более ценное о том, о чём высказалась Диана Шурыгина. Но их мы не слышим и не читаем в новостных заголовках. Разве это не власть крошки Цахеса и непосредственно не сам явленный во плоти крошка Цахес?
А свежее заявление Екатерины Гордон о том, что она снимает свою кандидатуру с выборов президента, разве по стилистике далеко ушло от «Диана Шурыгина высказалась о…»? Что же нам теперь, всем вместе в ноги ей бухнуться да возопить: не снимай, матушка-благодетельница, свою кандидатуру? Ведь тон заявления такой, будто именно это и ожидается.
А новогодние пляски Николая Баскова — разве не торжество крошки Цахеса? Если человек наделён голосом, это, увы, ещё совсем не гарантирует присутствия у него таланта, да и просто ума. Но, как известно из одной детской сказки, «те, у кого в голове солома, очень любят разговаривать», и пусть бы говорили, на здоровье, но любят ещё и определять повестку дня. Можно назвать ещё очень много одиозных фигур, на которые мы все смотрим, как Борменталь на Шарикова: кривимся, но терпим, и как от них избавиться, ума не приложим.
Почему вообще происходит так, откуда берётся власть крошки Цахеса? От деликатности и стыдливости (ну, или хотя бы от следования букве традиции) с одной стороны — и полного, совершенного бесстыдства с другой. При этом столкновении нормальный человек теряется и начинает думать: нет, не может ведь быть такого откровенной, беспримесной и невежественной наглости, что-то за этим должно стоять, некая жизненная позиция, или хотя бы некая витальность, то есть желание жить и самоутверждаться… Витальность — да, она есть. Только вот ум порядочного человека и сама его порядочность ничего не ст;ят, если он не может дать отпор этой наглой витальности.
В уме всякого крошки Цахеса есть простая мысль, что мир вращается вокруг него, что мир ему должен, что он — обиженная жертва обстоятельств, что он хорош и ничего плохого совершить не может, более того, что он как «маленький человек» есть мерило всех вещей. Цахес не воспринимает религии. То есть он и видит, пожалуй, социальные очертания религии, понимает отношения между людьми, даже знает, на какие кнопочки нужно нажать, чтобы добиться своего. Но вот высшей цели этого всего — не понимает, искренне считает её фикцией. Цахес также не схватывает идеи народа как соборного усилия. Цахес также не видит смысла в семье и традиции. Для него есть его «я», настойчивое и нахрапистое, а все остальные могут подвинуться. В связи с этим культурный человек и Цахес говорят на разных языках и сами не понимают этого.
Для демонстрации — свежий пример ещё двух цахесов, двух гомосексуалистов, Павла Стоцко и Евгения Войцеховского, которые зарегистрировали брак в Дании и подтвердили его в одном из московских многофункциональных центров. Сейчас их паспорта с отметкой о подтверждении брака аннулировали. Могло и по-другому быть, потому что битва с Цахесом в России идёт с переменным успехом. А ведь это предсказал Достоевский, и именно в «Селе Степанчиково»! Пусть не дословно постановку штампа, нечто очень похожее. Фома Опискин угрожает, требует, умащивает Егора Ильича назвать Фому «Вашим превосходительством».
— Почитаете! хорошо! Так скажите же мне, если почитаете, как по вашему мнению: достоин я или нет генеральского сана? Отвечайте решительно и немедленно: достоин иль нет? Я хочу посмотреть ваш ум, ваше развитие [Ф. М. Достоевский. Село Степанчиково и его обитатели: http://ilibrary.ru/text/60/p.9/index.html].
Бедный полковник мнётся, он видит абсурдность этого, но наконец, исполняет то, что требуют. Фома н-е п-о-н-и-м-а-ет, органически не понимает, что плохого в том, чтобы военному человеку назвать его, штатского, обращением, принятым для генерала. Ведь он талантливый, он развитой, он обиженный, он жертва обстоятельств! То, что воинские звания не для этого существуют, что за них иногда проливают кровь, совсем не входит ему в ум.
Вот точно также два конкретных гомосексуалиста искренне не понимают, что плохого в том, чтобы назвать их союз «семьёй». Официально, со штампом в паспорте. Ведь они тоже талантливые, развитые, обиженные, их так долго угнетало злобное общество! То, то семья не для этого, — не вмещается в их голову.
Сотрудницу, поставившую штамп в паспорте, кстати, уволили. Вот так: поддался человек витальности цахеса — и пострадал. А тем двоим и горя мало, извиниться перед уволенным человеком они даже и не подумают. Кошке игрушки, а мышке слёзки.
Существуют сокровища человеческого духа, добытые особым напряжением духа. К ним относятся, к примеру, великая литература, великая музыка, философия, откровения религиозных мистиков, религия в целом. Кстати, нравственные табу тоже входят в их число. У этих сокровищ есть самые разные изумительные достоинства. У них нет одного. У них нет рук, чтобы себя защитить. Защищают их неравнодушные к ним люди. Или не защищают. Существуют и люди, страдающие синдромом Цахеса, с набором простых жизненных целей. Они ведут и продолжат вести каждодневную, ежечасную атаку на всё, что мешает их удобству. Вовсе не из злобы, а просто по причине своей витальности. Поэтому столкновения между теми и другими будут происходить. Этих столкновений не надо бояться. Не следует о себе думать: «Это не моё дело», «Я частное лицо», «Пусть решают другие». Позиция частного лица могла быть пригодной раньше. Но мир в наше время стал очень напряжённым, светотень очень отчётливой, прямо как на Луне. Едва ли не каждым вторым своим жизненным выбором, заявлением, решением мы оказываемся или на стороне сокровищ духа, или на стороне крошки Цахеса. Средняя позиция «и невинность спасти, и капитал приобрести» не обнаруживается. Средняя позиция — это решение сотрудницы многофункционального центра поставить штамп в паспорте двух мужеложцев: не мне решать, по нормам закона всё как будто в порядке, а с меня какой будет спрос… Оказывается, спрос будет, а цахес не скажет спасибо.
Нужно ли при этом ненавидеть кого-то, в том числе и цахесов? Разумеется, нет: следует видеть человека в каждом. Нужно просто последовать совету буддийского монаха, данному им одной обворованной даме в отношении воришки, причём прошу этот совет понимать фигурально, а не как призыв к рукоприкладству. «Со всей любовью к нему, со всем состраданием и со всей внимательностью к своим чувствам ты должна была ударить его зонтиком по голове».
Свидетельство о публикации №218061800716